Главная / Начальные классы / Технологическая карта изучения темы «Термометр и его устройство»

Технологическая карта изучения темы «Термометр и его устройство»

Предмет: Окружающий мир

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 3 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)


Технологическая карта изучения темы «Термометр и его устройство»


Тема

Задача.

Цели


Образовательные: познакомить учащихся с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью. самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать устройство термометра. Знать правила безопасной работы с прибором. Уметь пользоваться прибором. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью. самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам. (Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Термометр, шкала, стеклянная трубка, градус.

Межпредметные связи

Окружающий мир, ОБЖ

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


- Федотова О.Н. и др. Наш мир. Учебник для 3-го класса. Часть 1. Стр. 63-67

- Тетрадь для самостоятельной работы № 1. Окружающий мир. О.Н. Федотова


- подносы; стаканы с холодной водой со льдом №1; стаканы с тёплой водой №2; стаканы с прохладной водой №3; стаканчики с горячей водой; лабораторные термометры.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах












Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.









На прошлом уроке начали изучать главу «Вода и её свойства» и изучили свойства воды в жидком состоянии.


1. Вода прозрачная бесцветная жидкость, не имеет запаха и вкуса.

2. Состоит из отдельных мельчайших частиц.

3. Может находиться в газообразном, жидком и твёрдом состояниях.

4. Жизнь на земле не возможна без воды. Она входит в состав любого организма.

5. Для многих вода жилой дом.

6. Мы должны беречь и охранять природу.


Нет, хочется узнать что-то новое.


Открывать новые знания.




1. Выясняю, что я не знаю.

2. Ищу способ.

3. Нахожу ответ.


-Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Включается видеофрагмент о воде)

(во время видеофрагмента)

-Вода – красота всей природы. Вода жива, жива и волнуется ветром, она движется и даёт жизнь и движение всему окружающему.

- Почему урок мы начинаем с этого видеофрагмента?



- Что мы узнали?

слайд 1

71% земной поверхности занято водой

65% массы тела человека составляет вода

500 литров в сутки необходимо одному человеку

Береги природу!




- Достаточно ли информации мы узнали о воде?


- Что будем делать для этого?


- Какие шаги делаем при открытии новых знаний?

слайд 3

1. Выясняю, что я не знаю.

2. Ищу способ.

3. Нахожу ответ.



II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

- Осязания.



1 вар. – да, можно определить!

2 вар. - нет, нельзя!

- С помощью каких органов чувств можно определить тёплая вода или холодная.


- Можно ли с уверенностью сказать, что не ошибаешься и точно определить, что вода тёплая?


III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.



- Появилось две версии.



- Провести опыт.









- Нет, нельзя. С помощью ощущений точно определить температуру воды не удаётся.


1. Не знаем, как определить точную температуру воды, с помощью чего?

2. Как это происходит?

3. Как устроен термометр?

4. Как появился?










-Температуру воды можно определить с помощью термометра.


- Термометр.


Прибор, который применяется для измерения температуры воды.


-Нет.



1.

- В каком месте возникло затруднение?


2. Выполнение пробного действия.


- 2 ученика выходят к столу для опытов. По моей команде указательный палец руки каждый из вас опускает в сказанной мной стакан.

1 ст. холодная вода, 2ст. тёплая, 3 ст. прохладная.

1 уч.- 1 ст., 2 уч.- 2 ст.,1 и 2 уч. вместе в 3 стакан.


3. Фиксация индивидуального затруднения.


- Что чувствуете? Вода тёплая или холодная?

- Можно ли точно определить температуру воды с помощью ощущений?


Почему возникло затруднение?

слайд 4

1. Не знаем, как определить точную температуру воды, с помощью чего?

2. Как это происходит?

3. Как устроен термометр?

4. Как появился?



- Учебник стр. 63 последний абзац, читает ученик вслух для всех.

слайд 5

Виды термометров


- На какой вопрос нашли ответ?



- Можете ли сформулировать тему сегодняшнего урока.


- А почему в начале урока начали разговор о воде?



- На все вопросы ответили?


IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.










Сами искать способ.


Узнать, как устроен термометр.

Почему он может показывать температуру воды.

Кто изобрёл прибор. Как с ним обращаться.


1. Сами попробуем узнать устройство термометра, как он работает.

2. Сопоставить свои предположения с учебником, спросить у учителя.

3. Устраним затруднения.

4. Применим новые знания.


- Свой опыт, учебники, учитель.

- Что же будем делать?


- Какую цель ставим?




- Наметим план действий.







- Что нам поможет реализовать свой план?

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.



- Знание какого свойства жидкости навело человека на мысль о возможности создания термометра?


- В трубочке.








- Нет.

- Учебник.















1. Термометр состоит из стеклянной трубочки и пластины с делениями. которая называется шкалой.

Изобрёл термометр шведский учёный Андерс Цельсий, 300 лет назад, в 1742 году.

( делают модель термометра)



2. – если поместить термометр в тающий лёд, то столбик с жидкостью остановится на отметке 0 градусов.

- в кипящей воде жидкость расширяется и поднимается вверх и остановится на делении 100 градусов

- 1 деление – 1 градус.

- тепло от 0 и вверх, холодно от 0 вниз.

- температура измеряется в градусах, записывается ...



+24, +4, +5.


- У медицинского термометра в стеклянной трубочке ртуть.

- очень опасна, сильный яд,

слайд 8

- если градусник разбился надо:

  1. Сообщить взрослым

  2. Собрать стёкла, согнать кисточкой шарики ртути на лист бумаги, собрать в стеклянную банку с плотной крышкой и отнести в аптеку.



- Температура тела человека 36,6; 37 отмечено красным – начинается повышение температуры.


1. Работа с учебником.

- стр. 64 рассмотрите рисунки.

- Прочитай задание под рисунком.


2. Подводящий диалог.

- Где это происходит?

- Как называется эта часть термометра?

- Кто это заметил?


стр. 65

- Как устроена шкала термометра?


- На все ли вопросы вы ответили полностью?

- Куда можно обратиться за помощью?

3. Сопоставление с учебником. ( по выбору)


- Ваша задача узнать больше нового, поэтому выберите для изучения вопрос, который меньше всего понятен, известен.

слайд 6

  1. Знание какого свойства жидкости навело человека на мысль о возможности создания термометра? ( стр. 64)

  2. Как устроена шкала термометра? (стр. 65)

  3. Устройства и правила работы с медицинским термометром. (стр.67)


4. Фиксация новых знаний в речи и первичное закрепление.


- Расскажи, что ты, узнал изучив учебник, о чём не говорили ещё на уроке?

- Вопрос 1 (слайд 7) схема термометра. Можем сделать модель термометра? ( конверты с элементами)






- Вопрос 2 ( термометр с делениями)







- учебник стр. 67 - 1 абзац


- Какую температуру нужно показать на модели термометра?


Вопрос 3



VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.











- температура горячей воды 100 градусов, тёплой 50 – сумма 150. Сравним с температурой тающего льда 0 градусов.


- Учебник стр. 66. ( значок поставим опыт)

- Прочитайте задание

- Весь ряд подходит к столам для опытов. Командир есть в каждой команде, назначает детей выполняющих опыт, остальные наблюдают и записывают результаты.

слайд 9

Правила проведения опыта

- После выполнения опыта садимся на свои места. читаем задание до конца и выполняем его.


- Расскажи о своих наблюдениях, какой вывод сделал?

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)

- организовать включение новое знание в систему знаний;

- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


Да, ....

- Пригодятся ли знания, полученные на уроке в жизни?


- Каждый из вас может проверить, как вы работали на уроке с помощью теста.

Слайд 10

тест

- Проверьте правильность, сверив ответы.

слайд 11

ответы для самопроверки

- Какие вопросы для вас оказались сложными?

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.










- Нашли ответы на все вопросы, делали опыты, подтверждая практическим путём применение термометра.


- Нужно поработать над некоторыми вопросами.


- Ещё раз прочитать, повторить, найти интересные факты, фотографии.

-Вернёмся к вопросам, которые вы задавали себе в начале урока?

слайд12

1. Не знаем, как определить точную температуру воды, с помощью чего?

2. Как это происходит?

3. Как устроен термометр?

4. Как появился?


- Что можете сказать?

- У нас на столах модель термометра, дайте оценку по шкале своей работе, начнём с 0 и покажем только тёплую погоду на нашем уроке.

- Почему не все оценили себя на самый высший балл?


- Что же нужно будет сделать дома?


- Спасибо за урок, очень порадовали, с нетерпением жду

интересных фактов и фотографий по теме « Термометр и его устройство.




Технологическая карта изучения темы «Термометр и его устройство»
  • Начальные классы
Описание:

Образовательные: познакомить учащихся с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой  и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью. самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Автор Попкова Ольга Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 979
Номер материала 1783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓