Главная / Музыка / Технологическая карта изучения темы: "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс

Технологическая карта изучения темы: "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс

Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Музыка

Класс

5

Тип урока

Комбинированный урок

Тема

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Цель

Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.


Основные термины и понятия

Жанр, инструментальная музыка, вокальная музыка.



Планируемый результат.

Предметные умения: Умение различать жанры вокальной и инструментальной музыки; выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.

.


.





Личностные УУД: Смыслообразование,

Ценностное отношение к музыкальным традициям



Регулятивные УУД:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, оценка



Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем.

Извлечение необходимой информации


Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации


Книгопечатная продукция: учебник «Музыка 5 класс» Е.Д Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы».



ТСО

(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.











Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр- анализ работ


ТСО:

компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.



Технология изучения.



Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:






Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль



Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!


Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.


Музыкальное приветствие

Выполняют требования учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на заданные вопросы

Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и познавательных процессов(внимание, память).

Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку,

разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко

Отвечают, высказывают свое мнение.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

- правильно владеть музыкальными терминами;

- сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися



Что такое жанр? Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

Какие жанры вокальной музыки вы знаете?





А что стало бы с песней без стихотворного текста?

Верно ли утверждение, что музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли. А средства музыкальной выразительности помогают ему создать образ произведения.




Осталась бы одна мелодия.










Песня , романс, ария, опера.


4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Давайте вспомним: СЛАЙД №1 .Верно ли утверждение

1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст.

А что стало бы с песней без стихотворного текста?



Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

3. Вокализ – концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)



Наигрываю мелодию «Вокализа» С.Рахманинова.

1.Узнали произведение?

рассказывает, выражает свои мысли.

Исполнение мелодии «Вокализа» С.Рахманинова

Добиться плавности исполнения мелодии. Правильного дыхания.

А теперь вспомним жанры инструментальной музыки.

Есть в инструментальной музыке произведения, которые называются «Песни без слов».

Факты из биографии Мендельсона.

Среди этих «Песен без слов» есть «Песни венецианских гондольеров» Ф Мендельсона

Слайд №7

Кто такие гондольеры?

Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка.

Послушаем одну из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона.

1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?

2.Какие образы в ней нарисованы?

Слушание.

Инструменты?

3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета?

Образы?Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.

5.К какому жанру относится эта баркарола?


Думают, высказывают мнения, обсуждают.







Осталась бы одна мелодия.







































Балет, концерт. симфония, пьесы.













































Бархатное, мягкое звучание









Жанр романса.


































































5.Открытие нового знания

Метапредметные УУД:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Цель урока: Расширение представлений учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

План урока: Знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ», Ф. Мендельсон «Песня без слов». Творческая работа -самостоятельная работа Подведение итогов 

4 слайд средства музыкальной выразительности произведения .




,Дети слушают музыку смотрят слайды, обсуждают.

6. Первичная проверка понимания

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Стали бы эти музыкальные сочинения более понятными слушателям, если бы были написаны на поэтические тексты?


7.Применение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

- последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Умение определять жанры инструментальной и вокальной музыки.


8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Как ты понимаешь смысл выражения : «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем.»

















Подводит итог урока.

Задает дом. задание. Сравнить мелодии лирических песен с мелодиями «Песен без слов», найти сходные и различные черты.

Ответы и рассуждения детей.



















Дети записывают в дневник



Технологическая карта изучения темы: "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс
  • Музыка
Описание:

Технологическая карта изучения темы:

"Жанры  инструментальной  и вокальной  музыки" 5 класс

Цель:

Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.

Основные термины и понятия:

Жанр, инструментальная музыка, вокальная музыка.

Предметные умения: Умение различать жанры вокальной и инструментальной музыки; выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

 

Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.

Автор Архипенко Анна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1729
Номер материала 45690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓