Инфоурок Музыка Другие методич. материалыТехнологическая карта изучения темы: "Первое путешествие в музыкальный театр." 5 класс

Технологическая карта изучения темы: "Первое путешествие в музыкальный театр." 5 класс

Скачать материал

Технологическая карта изучения темы.

 Предмет

Музыка

Класс

5

Тип урока

Урок формирования первоначальных музыкальных восприятий.

Тема

Первое путешествие в музыкальный театр.

Цель

Познакомить учащихся с произведением Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве  и через искусство.

 

Основные термины  и понятия

Опера, либретто, увертюра, ария, хор, ансамбль, сцены из ария.

 

Планируемый результат.

Предметные умения: Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё  отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Создавать эскиз – иллюстрацию к произведению.

 

 

 

 

Личностные  УУД: Смыслообразование,

Ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

 

Регулятивные  УУД:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

 

 

Познавательные  УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

 

Коммуникативные   УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

 

Книгопечатная продукция: учебник «Музыка.5 кл.»Е.Д Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы».

 

 

ТСО

(технические средства обучения):  компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр- анализ работ

 

ТСО:

компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.

 

                                                                           Технология изучения.

 

            

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:

Смыслообразование; целеполагание -  постановка учебной задачи на основе соотнесения знакомого и нового материала.

 

 

 

 

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

 

 

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

 

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Выполняют требования учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на  заданные вопросы

Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и  познавательных процессов(внимание, память).

 

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Правильно,  мы говорили о том, как влияла музыка на творчество поэтов и писателей. А где можно посмотреть и послушать эти произведения? (В театре)

Дает расширенные знания об истории театра и появления его в Европе. (стр. 48)

Отвечают, высказывают свое мнение.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

- правильно владеть музыкальными  терминами;

- сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли   с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Познавательные УУД       - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

 

 

Давайте посмотрим видеофрагмент из произведения  Глинки М.И. «Руслан и Людмила».

Как вы думаете какой это жанр? (Опера)

Учит определять  музыкальные жанры.

 

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Формулируют тему, ставят цель.

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного  объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе  отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное(  характер формы,  цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Создание  условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Какие виды искусства помимо музыки соединяет в себе опера?

 

 

Что еще необходимо для создания оперы?

На экран выводится литературный текст.

 

Знакомит с понятием либретто. (стр.49)

 

Думают, высказывают мнения, обсуждают.

(Музыка, хореография, драматическое и изобразительное искусства)

 

 

(Литературный текст)

 

 

 

 

 

 

5.Открытие нового знания

Метапредметные УУД:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Цель урока: знакомство с с понятиями опера и либретто.

План урока:  Знакомство с произведением опера – былина Н.А. Римского -Корсакова  «Садко».   Продолжаем наше музыкальное путешествие и знакомимся с оперой-былиной "Садко" Римского-Корсакова, главный герой которой не просто певец-гусляр, но и отважный путешественник-мореплаватель.(стр. 52).  Прочитайте, пожалуйста, абзац после стихотворения. Слушание: Послушайте вступление к опере "Садко"-"Океан -море синее"

Какие приемы использовал композитор для написания картины моря?

В какой форме написано вступление к опере?

Подведение итогов 

Знакомство со средствами художественной выразительности произведения .

 

Делают слушают, смотрят, обсуждают.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(в одночастной форме.Тема одна, это тема моря)

6. Первичная проверка понимания

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

 

7.Применение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и  давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

- определять и форму-лировать  цель дея-тельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

  Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру.  Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы.

Слушание: Первая песня Садко.

Определите характер мелодии?

Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

 В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные.

Исполнение:  Давайте попробуем исполнить её все вместе,  и попытаемся передать чувства героя.

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(мелодия распевная, выразительная).

 

(Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях)

 

 

 

 

(в симфоническом оркестре - звучание арфы).

 

 

 

Исполняем фрагмент песни, можно по нотам, добиваясь чистоты интонирования, кантиленного исполнения, и выразительности звучания. Можно использовать  «свободное дирижирование»

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы  ( свои и одноклассников), определять лучшие и  разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Как ты считаешь правильно ли ты выполнил эту работу? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит итог урока.

Задает дом. (стр.49 з. 5)

Ответы и рассуждения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в дневник

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта изучения темы: "Первое путешествие в музыкальный театр." 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта изучения темы:

"Первое путешествие в музыкальный театр." 5 класс

Цель: 

Познакомить учащихся с произведением Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

Основные термины и понятия:

Опера, либретто, увертюра, ария, хор, ансамбль, сцены из ария

Предметные умения: Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 218 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 317
    • DOCX 31 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Архипенко Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Архипенко Анна Владимировна
    Архипенко Анна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 58531
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

Преподаватель академического вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

Преподаватель детской музыкальной школы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе