Этап
|
Задачи этапа
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность кадет
|
Формируемые универсальные учебные действия
|
Время
|
1.Организационный
момент
|
Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого
материала
|
Преподаватель психологически настраивает кадет на
урок, создает благоприятную комфортную обстановку на уроке.
Уважаемые
кадеты, вы пришли на урок, который откроет вам удивительный мир поэтического
слова и романса. Два вида искусства, две стихии откроются вам, связанные
одним именем – поэтом М.Ю. Лермонтовым.
Наш класс сегодня наполнен «специалистами» разного
профиля: кто-то из вас захотел стать литературоведом, кто-то чувствует себя
актером, есть искусствоведы, музыканты, певцы. А урок у нас с вами –
интегрированный. Мы попробуем соединить две стихии - музыку и поэзию – в
одном уроке.
Как вы уже знаете, музыка и литература - это два
вида искусства, имеющие один общий источник вдохновения - жизнь. Сегодня нам
предстоит провести некоторые исследования в тематическом многообразии лирики
М. Ю. Лермонтова и ответить на проблемный вопрос, который вы сформулируете
из учебной задачи.
Группам
было дано домашнее задание поисково-творческого характера, а некоторые
кадеты получили индивидуальное задание. На результаты вашей самостоятельной
деятельности мы и будем опираться на уроке.
|
Кадеты
приветствуют преподавателя и гостей, желают друг другу удачи и хорошего
настроения.
|
Личностные:
развитие умения соблюдать нормы речевого этикета;
развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости;
готовность принять учебные задачи; умение организовать свое рабочее
место);
Коммуникативные: развитие
доброжелательного отношения ко всем участникам урока.
|
1
|
2.Актуализация
учебных знаний.
|
Актуализировать
мыслительную деятельность учащихся на осмысление пройденного материала и на
восприятие нового.
|
Уважаемые кадеты! Урок мне хотелось бы начать с
названия темы: «Страницы мятежной поэзии». - На ваш
взгляд, насколько точно определение «мятежная поэзия» совпадает с личностью
самого поэта, М.Ю.Лермонтова?
- Спасибо, уже кое-что проясняется благодаря
выступившим кадетам. Давайте запомним главные вехи из жизни и творчества
поэта, вдохновившие Лермонтова на написание настоящих шедевров.
- Из толковых словарей вы, ребята, выписали те
определения слова «мятежный», которые больше всего подходят к поэзии и
самому поэту М.Ю. Лермонтову. Прочтите их.
|
Ответы
(выступления) кадет, получивших индивидуальное домашнее задание по творчеству
и биографии поэта.
Ответы
кадет: «Мятежный» - «тревожный», «неспокойный», «бурный», «возбуждающий
тревогу», «волнение».
|
Метапредметные:
формирование
умений грамотно построить речевое высказывание;
развитие
операций мышления: обобщение, систематизация и классификация материала.
Регулятивные:
формирование
умений работать в группах
Коммуникативные:
умение принимать
другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.
|
5
|
3.Постановка
учебной задачи.
|
Осмысление
темы, создание
проблемной ситуации, выдвижение гипотез и постановка учебной задачи.
|
Преподаватель спрашивает учащихся, заметили они
какую-нибудь связь между лексическим значением слова «мятежный»,
стихотворениями и отдельными этапами жизни поэта? Почему прочитанные стихотворения
отражают не только жизнь поэта, но чаще его душевное состояние в этот момент?
Всегда ли так происходит?
А теперь, исходя из темы и наших наблюдений, попробуйте сформулировать проблемный
вопрос, на который мы должны с вами ответить в конце урока.
И учебную задачу: доказать
правомерность определения «мятежная поэзия» относительно стихотворений
М.Ю.Лермонтова и определения «мятежная душа» относительно самого автора.
|
Отвечают
кадеты, сравнивая и
доказывая
свою точку зрения примерами из стихотворений поэта.
Проблемный
вопрос: соответствуют ли мотивы «мятежной»
лирики М.Лермонтова духу поэта и его основным вехам жизни?
Кадеты
формулируют учебную задачу, предлагают свои варианты.
|
Личностные: целенаправленное
формирование интереса к изучаемой теме и видам деятельности;
Регулятивные: формирование
действий целеполагания;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
Познавательные:
общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели и учебной
задачи;
логические
-
формулирование проблемного вопроса.
|
7
|
4. Проблемно-поисковый
этап
|
Изучить
новый материал:
1.Осмысление
тестового материала; 2. Прослушивание музыкальных произведений на стихи М. Ю.
Лермонтова; 3. Интерпретация поэтического текста и музыкального произведения
и сравнительный анализ.
|
Работа
по теме ведется с опорой на презентацию. Кадеты 6е,6ж
классов читают стихи на тему: «Одиночество», «Родина», «Пейзажная лирика»,
«Любовная поэзия» М.Ю.Лермонтова.
Более подробно рассматривается тема одиночества и сравнивается эмоциональное
состояние поэта в тексте и романсе с его жизненными проблемами
Тема
одиночества:
1.Чтение стихотворения «Парус».
Беседа по содержанию, интерпретация и анализ.
2.Группа
кадет-музыкантов и педагог-организатор представляют свою самостоятельную
работу.
Педагог-организатор:
Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов,
конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот
романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер
мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления запомните
или можете запишите в тетради.
Прослушивание
романса
А.Варламова
на стихи М.Ю. Лермонтова «Парус».
Педагог-организатор:
Стихотворение
«Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на
тексте, который стал долговечнее камня.Каждое поколение читателей пытается
разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это
одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно
просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не
забывается с годами.
Прослушивание романсов: «Выхожу
один я на дорогу», «Ангел», «Утес»
Чтение наизусть, комментарий
или анализ прочитанного стихотворения.
|
1.Смотрят
видеофрагмент, презентацию, слушают стихотворение и музыкальное произведение,
интерпретируют и проводят сравнительный анализ.
2.Представляют
тематическое многообразие лирики М.Лермонтова:
3.Отвечают
на вопросы учителя и формулируют идею, которая объединяет оба стихотворения.
Многие русские
композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал
русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан
на слова М.Ю.Лермонтова.
В музыке композитор очень хорошо передал настроение
поэта в стихотворении - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к
борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро -
испанского танца.
Кадет
- музыкант: Поделитесь своими впечатлениями от прослушанного романса.
Ответы
кадет:
Кадет-музыкант:
В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то
своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной
отвагой, которой наделён парус. Внутренняя неуспокоенность, бесконечные
поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.
|
Познавательные:
общеучебные
– самостоятельная
интерпретация поэтического текста, определение темы, идеи стихотворения и
музыкального произведения.
логические
– поиск
существенной информации из видеофрагмента, презентации и стихотворений,
построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные: развитие
умения осмысливать полученную информацию; развитие умения принимать и
сохранять цель и учебные задачи совместной и индивидуальной деятельности
|
20
|
5. Применение
полученных знаний в новой ситуации.
|
Закрепить
изученный материал и подвести итоги урока.
|
Преподаватель и кадеты возвращаются
к проблемному вопросу, обсуждают ответы, подводят итоги и делают выводы.
Заключительное
слово:
Открыв для себя сегодня поэтический мир М.Ю.Лермонтова совсем с другой
стороны, мы теперь можем объяснить мотив тревожности, смятения в его стихах,
можем понять печаль автора, обращенную к современникам и нам, новому
поколению читателей.
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных
встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова
никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в
названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов
стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей
Родины.
|
Ответы
кадет с выводами и доказательствами.
|
Познавательные:
умение
формулировать выводы по теме, строить доказательный ответ на проблемный
вопрос.
Коммуникативные:
умение принимать
другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения
Регулятивные:
формировать
умение сотрудничать в группе, осмысливать полученную информацию, отстаивать
свою точку зрения.
|
8
|
6.Рефлексия
|
Оценить
результаты собственной деятельности
|
- Добавьте,
пожалуйста, новые определения к слову «мятежный», которые возникли у вас под
впечатлением от урока.
- Поговорите
о поэте. Что нового вы о нем узнали?
- А
теперь на оборотной стороне открытки, что лежит перед вами, напишите
миниатюру, посвященную теме: «Мятежная душа поэта»
|
Ответы
кадет: ранимый, любимый, неистовый, одинокий, волнующий, печальный,
трогательный.
Ответы
кадет:
Оформление
открыток: миниатюра (художественное слово) о мятежной душе и мятежной поэзии
М.Лермонтова
|
Регулятивные:
умение прогнозировать
результаты уровня усвоения изучаемого материала;
Метапредметные:
развитие
умений обобщать материал и анализировать результаты деятельности;
Личностные:
формирование
самооценки
|
3
|
7.
Домашняя работа
|
|
Допишите
творческую работу: миниатюру на тему «Мятежная душа поэта», подберите музыкальное
произведение, соответствующее теме и вашему настроению.
|
|
Регулятивные:
умение самостоятельно определять задачи предстоящей учебной
деятельности;
планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты; осознавать
конечный результат.
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.