Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта интегрированного урока по литературе(6-8кл)

Технологическая карта интегрированного урока по литературе(6-8кл)


Технологическая карта урока


Класс, дата

6-8

Тема

Страницы мятежной поэзии М.Ю. Лермонтова

Цель

Формирование представлений кадет о тематическом многообразии лирики М.Ю. Лермонтова.


Задачи

1.развивать познавательные и творческие способности кадет через разнообразные виды деятельности на уроке: выразительное чтение, пение, обсуждение и анализ отдельных стихотворений;

2.формировать умение кадет самостоятельно получать знания через подготовку и непосредственное участие в уроке;

3.развивать эмоционально-эстетическое восприятие поэтического мира М.Ю.Лермонтова;

4.воспитывать любовь к литературному и музыкальному наследию через интеграцию литературы и музыки, прививать интерес к классическим программным литературным произведениям.


Тип / форма занятия

Интегрированный / урок-исследование


Применяемая технология

Проблемно-исследовательская

Образовательный продукт

Творческая работа: миниатюра на тему «Мятежная душа поэта»

Оборудование

Презентация к уроку, аудио, художественные тексты, музыкальные инструменты

Источники информации

1.Акварель М.Ю.Лермонтова «Парус». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ca32b64-19a0-4960-a066-4...

2. Информационно-программный комплекс «КМ – Школа».

3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.  www.km.ru

4.Михаил Юрьевич Лермонтов. http://lermontov.niv.ru/

5.Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). http://www.litera.ru/stixiya/authors/lermontov.html

6.М.Ю.Лермонтов. http://www.lermontov.info/

7. Стихотворения Лермонтова. http://www.mibook.ru/lermontov.php?ty=1&wo=4&po=40

8. Автограф стихотворения «Парус». feb-web.ru

9.Каталог русских песен и исполнителей. А Варламов «Парус». http://www.retromusic.ru/p2.shtml?author=244


Подготовительная работа с кадетами

Предварительно кадеты получили домашнее задание:

по мини-группам:

-выбрать из изученных и изучаемых лирических произведений М.Ю.Лермонтова стихотворения, которые больше всего подходят к определению «мятежная» поэзия.

-сопоставить содержание выбранных для чтения и анализа стихотворений М.Ю.Лермонтова с мятежным духом самого поэта, выявить его лучшие личностные качества;

-подготовить краткое сообщение по истории создания выбранного стихотворения;

-найти музыкальные произведения, написанные на стихи М.Ю.Лермонтова;

индивидуальные:

-выписать дефиниции к слову «мятежный» из разных словарей;

-подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М.Лермонтова и проанализировать его.


Ход урока

Этап

Задачи этапа

Деятельность преподавателя


Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

1.Организационный момент




Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала




Преподаватель психологически настраивает кадет на урок, создает благоприятную комфортную обстановку на уроке.

Уважаемые кадеты, вы пришли на урок, который откроет вам удивительный мир поэтического слова и романса. Два вида искусства, две стихии откроются вам, связанные одним именем – поэтом М.Ю. Лермонтовым.

Наш класс сегодня наполнен «специалистами» разного профиля: кто-то из вас захотел стать литературоведом, кто-то чувствует себя актером, есть искусствоведы, музыканты, певцы. А урок у нас с вами – интегрированный. Мы попробуем соединить две стихии - музыку и поэзию – в одном уроке.

Как вы уже знаете, музыка и литература - это два вида искусства, имеющие один общий источник вдохновения - жизнь. Сегодня нам предстоит провести некоторые исследования в тематическом многообразии лирики М. Ю. Лермонтова и ответить на проблемный вопрос, который вы сформулируете из учебной задачи.

Группам было дано домашнее задание поисково-творческого характера, а некоторые кадеты получили индивидуальное задание. На результаты вашей самостоятельной деятельности мы и будем опираться на уроке.

Кадеты приветствуют преподавателя и гостей, желают друг другу удачи и хорошего настроения.


Личностные: развитие умения соблюдать нормы речевого этикета;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости; готовность принять учебные задачи; умение организовать свое рабочее место);

Коммуникативные: развитие доброжелательного отношения ко всем участникам урока.


1

2.Актуализация учебных знаний.


Актуализировать мыслительную деятельность учащихся на осмысление пройденного материала и на восприятие нового.

Уважаемые кадеты! Урок мне хотелось бы начать с названия темы: «Страницы мятежной поэзии». - На ваш взгляд, насколько точно определение «мятежная поэзия» совпадает с личностью самого поэта, М.Ю.Лермонтова?

- Спасибо, уже кое-что проясняется благодаря выступившим кадетам. Давайте запомним главные вехи из жизни и творчества поэта, вдохновившие Лермонтова на написание настоящих шедевров.

- Из толковых словарей вы, ребята, выписали те определения слова «мятежный», которые больше всего подходят к поэзии и самому поэту М.Ю. Лермонтову. Прочтите их.






Ответы (выступления) кадет, получивших индивидуальное домашнее задание по творчеству и биографии поэта.















Ответы кадет: «Мятежный» - «тревожный», «неспокойный», «бурный», «возбуждающий тревогу», «волнение».






Метапредметные:

формирование умений грамотно построить речевое высказывание;

развитие операций мышления: обобщение, систематизация и классификация материала.

Регулятивные:

формирование умений работать в группах

Коммуникативные:

умение принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.


5

3.Постановка учебной задачи.




Осмысление темы, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез и постановка учебной задачи.

Преподаватель спрашивает учащихся, заметили они какую-нибудь связь между лексическим значением слова «мятежный», стихотворениями и отдельными этапами жизни поэта? Почему прочитанные стихотворения отражают не только жизнь поэта, но чаще его душевное состояние в этот момент? Всегда ли так происходит?

А теперь, исходя из темы и наших наблюдений, попробуйте сформулировать проблемный вопрос, на который мы должны с вами ответить в конце урока.

И учебную задачу: доказать правомерность определения «мятежная поэзия» относительно стихотворений М.Ю.Лермонтова и определения «мятежная душа» относительно самого автора.


Отвечают кадеты, сравнивая и

доказывая свою точку зрения примерами из стихотворений поэта.















Проблемный вопрос: соответствуют ли мотивы «мятежной» лирики М.Лермонтова духу поэта и его основным вехам жизни?

Кадеты формулируют учебную задачу, предлагают свои варианты.


Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемой теме и видам деятельности;

Регулятивные: формирование действий целеполагания;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели и учебной задачи;

логические - формулирование проблемного вопроса.



7

4. Проблемно-поисковый этап



Изучить новый материал:

1.Осмысление тестового материала; 2. Прослушивание музыкальных произведений на стихи М. Ю. Лермонтова; 3. Интерпретация поэтического текста и музыкального произведения и сравнительный анализ.


Работа по теме ведется с опорой на презентацию. Кадеты 6е,6ж классов читают стихи на тему: «Одиночество», «Родина», «Пейзажная лирика», «Любовная поэзия» М.Ю.Лермонтова.

Более подробно рассматривается тема одиночества и сравнивается эмоциональное состояние поэта в тексте и романсе с его жизненными проблемами

Тема одиночества:

1.Чтение стихотворения «Парус». Беседа по содержанию, интерпретация и анализ.

2.Группа кадет-музыкантов и педагог-организатор представляют свою самостоятельную работу.

     Педагог-организатор: Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления запомните или можете запишите в тетради.

Прослушивание романса

А.Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова «Парус».

Педагог-организатор: Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

Прослушивание романсов: «Выхожу один я на дорогу», «Ангел», «Утес»

Чтение наизусть, комментарий или анализ прочитанного стихотворения.

    

1.Смотрят видеофрагмент, презентацию, слушают стихотворение и музыкальное произведение, интерпретируют и проводят сравнительный анализ.

2.Представляют тематическое многообразие лирики М.Лермонтова:

3.Отвечают на вопросы учителя и формулируют идею, которая объединяет оба стихотворения.











Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова М.Ю.Лермонтова.

В музыке композитор очень хорошо передал настроение поэта в стихотворении - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца.

Кадет - музыкант: Поделитесь своими впечатлениями от прослушанного романса.

Ответы кадет:

Кадет-музыкант: В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Внутренняя неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.












Познавательные:

общеучебные – самостоятельная интерпретация поэтического текста, определение темы, идеи стихотворения и музыкального произведения.

логические – поиск существенной информации из видеофрагмента, презентации и стихотворений, построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию; развитие умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной и индивидуальной деятельности


20

5. Применение полученных знаний в новой ситуации.


Закрепить изученный материал и подвести итоги урока.

Преподаватель и кадеты возвращаются к проблемному вопросу, обсуждают ответы, подводят итоги и делают выводы.

Заключительное слово: Открыв для себя сегодня поэтический мир М.Ю.Лермонтова совсем с другой стороны, мы теперь можем объяснить мотив тревожности, смятения в его стихах, можем понять печаль автора, обращенную к современникам и нам, новому поколению читателей.

Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.


Ответы кадет с выводами и доказательствами.


Познавательные:

умение формулировать выводы по теме, строить доказательный ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные:

умение принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения

Регулятивные:

формировать умение сотрудничать в группе, осмысливать полученную информацию, отстаивать свою точку зрения.

8

6.Рефлексия

Оценить результаты собственной деятельности



- Добавьте, пожалуйста, новые определения к слову «мятежный», которые возникли у вас под впечатлением от урока.

- Поговорите о поэте. Что нового вы о нем узнали?

- А теперь на оборотной стороне открытки, что лежит перед вами, напишите миниатюру, посвященную теме: «Мятежная душа поэта»


Ответы кадет: ранимый, любимый, неистовый, одинокий, волнующий, печальный, трогательный.



Ответы кадет:





Оформление открыток: миниатюра (художественное слово) о мятежной душе и мятежной поэзии М.Лермонтова


Регулятивные:

умение прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Метапредметные:

развитие умений обобщать материал и анализировать результаты деятельности;

Личностные:

формирование самооценки

3

7. Домашняя работа


Допишите творческую работу: миниатюру на тему «Мятежная душа поэта», подберите музыкальное произведение, соответствующее теме и вашему настроению.



Регулятивные:

умение самостоятельно определять задачи предстоящей учебной деятельности; планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты; осознавать конечный результат.

1





Технологическая карта интегрированного урока по литературе(6-8кл)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока, которая позволит вам спроектировать свой собственный интегрированный урок , на котором будут звучать не только стихи  великого поэта, но и звучать музыка на его стихи.

Открыв для себя сегодня поэтический мир М.Ю.Лермонтова совсем с другой стороны, мы теперь можем объяснить мотив тревожности, смятения в его стихах, можем понять печаль автора, обращенную к современникам и нам, новому поколению читателей.

Пусть ваши учащиеся попробуют исследовать мятежный  дух поэта и  определить,  насколько точно определение «мятежная поэзия» совпадает с личностью М.Ю.Лермонтова.   

 

 

 

Автор Каширина Светлана Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 812
Номер материала 43751
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓