ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Понятие «технологическая карта» пришло в
образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая
документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления,
обработки, производства определённого вида продукции, производственных
операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом
контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено
описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы
с информацией.
Обучение с использованием
технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений
(универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго
поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие
отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при
работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока -
отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования
урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура
технологической карты включает:
·
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
·
цель освоения учебного содержания
·
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,
информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
·
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и
ресурсы)
·
основные понятия темы
·
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на
отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
·
контрольное задание на проверку достижения планируемых
результатов
Технологическая карта позволяет увидеть
учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по
освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные
приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и
учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе
обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
·
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
·
определить универсальные учебные действия, которые формируются в
процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
·
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
·
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению
темы от цели до конечного результата;
·
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести
его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
·
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год
посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
·
освободить время для творчества - использование готовых
разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
·
определить возможности реализации межпредметных знаний
(установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
·
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить
согласованные действия всех участников педагогического процесса;
·
выполнять диагностику достижения планируемых результатов
учащимися на каждом этапе освоения темы.
·
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков,
выполнение учебного плана и т. д.);
·
соотнести результат с целью обучения после создания продукта —
набора технологических карт.
·
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит
администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых
результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты
обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
·
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели
до результата;
·
используются эффективные методы работы с информацией;
·
организуется поэтапная самостоятельная учебная,
интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
·
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в
практической деятельности.
Технологическая карта урока – это
обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования,
средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока (как один из
вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
По вертикали этапы урока:
|
По горизонтали:
|
Организационный момент.
|
Задачи каждого этапа.
|
Подготовка к активной познавательной деятельности.
|
Методы.
|
Установка познавательной задачи.
|
Формы.
|
Усвоение новых знаний.
|
Виды деятельности учащихся.
|
Первичная проверка понимания.
|
|
Закрепление знаний.
|
|
Самопроверка знаний.
|
|
Итог.
|
|
Домашнее задание.
|
|
Единых требований к составлению
технологических карт не существует; педагог выбирает ту форму, которая для него
наиболее приемлема.
Вариант 1
Технология проведения
|
Обучающие и развивающие задания каждого
этапа
|
Диагностирующие задания каждого этапа
|
1 этап
Цель – актуализировать знания о…
|
|
|
|
|
|
Вариант 2
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
|
Осуществляемые
действия
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|
|
Осуществляемые
действия
|
Осуществляемые
действия
|
Осуществляемые
действия
|
|
|
|
|
|
Вариант 3
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 4
Этап урока
|
Время, мин
|
Цель
|
Содержание учебного материала
|
Методы и приемы работы
|
ФОУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного
правильного ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения
данных заданий
Тесты можно применять на разных
этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки
учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов
действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Этап закрепления новых знаний
|
Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос,
выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат
|
Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают
ответ, анализируют результат
|
Осознание
качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы
|
Структурирование
знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для классификации объектов
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
|
|
|
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний
|
Дает задание для индивидуальной работы в рабочих
тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана
|
Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями
с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность
проверки при помощи экрана
|
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом
|
Структурирование
знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для классификации объектов
|
Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление
поведением партнера
|
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы
применения данных заданий
Задания на установление соответствия
или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания,
этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Проверка домашнего задания
|
Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для
выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать
кого-то из учащихся
|
Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор,
анализируют и комментируют результат
|
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения, оценка результата
|
Структурирование
знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в
устной форме
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
|
|
|
|
|
|
|
Первичное закрепление полученных знаний
|
Организует работу в группах с раздаточным материалом и
последующим отчетом о работе группы у экрана
|
Работают в группах: выполняют задания в карточках,
затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу
|
Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности
действий, оценка результатов работы
|
Структурирование
знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для
классификации объектов
|
Инициативное сотрудничество в поиске информации,
управление поведением партнера
|
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих
признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы
применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее»
целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний,
этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Первичное закрепление полученных знаний
|
Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих
тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана
|
Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с
экрана, комментируют результат
|
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения, оценка результата
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации
объектов, подведение под понятие
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
|
|
|
|
|
|
|
Применение полученных знаний
|
Организует работу в группах с раздаточным материалом и
последующим отчетом о работе группы у экрана
|
Работают в группах: выполняют задания в карточках,
затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу
|
Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности
действий, оценка результатов работы
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов,
подведение под понятие
|
Инициативное сотрудничество в поиске информации,
управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание
|
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление
текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы
применения данных заданий
Логические задания на
восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у
школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза,
восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки
учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе
обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Осуществляемые действия
|
Осуществляемые действия
|
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
|
Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания
невозможно из-за недостатка знаний
|
У экрана выполняют задание. Пытаются исправить
возникшие ошибки
|
Определение последовательности действий, осознание того,
что уже усвоено и что нужно усвоить
|
Составление
целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
|
|
|
|
|
|
|
Обобщение и систематизация
|
Организует фронтальную устную работу у экрана
|
По цепочке выполняют задания с подробным комментированием
|
Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности
действий, оценка результатов работы
|
Составление
целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.