Главная / Начальные классы / Технологическая карта рабочей программы по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта рабочей программы по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта Рабочей программы по окружающему миру 2 класс.

Тема раздела; урока

Кол-во часов. Раздел потеем ное кол-во часов

Индивидуализация образовательного процесса («всестороннее развитие личности ученика»)

Межпредмет-ные связи и организация пространства (ИКТ; дополнительные ресурсы

Формы контроля (текущий, итоговый)

Характеристика деятельности обучающихся

Формирование УУД







Позновательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД



Основные понятия темы

Дополнитель-ные понятия








Вселенная, время, календарь

15 часов



Литературное чтение

Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».

Русский язык

Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».

Математика

Тема «Единицы измерения времени».


Технология

Тема «Народные промыслы».



Электронное приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD)

Кирилл и Мефодий «Детская энциклопедия»





Всероссийская олимпиада по окружающему миру  "kotofeyy"

Стартовая контрольная работа










объяснять понятие «Российская Федерация»;

различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение;

соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение;

определять стороны горизонта, используя подсказки природы;

объяснять смену времён года и явлений, происходящих в неживой и живой природе;

определять взаимосвязь движения Земли вокруг Солнца, движения Луны вокруг Земли и объяснять происходящие на Земле изменения;

использовать условные обозначения для оформления погодных явлений;

определять назначение календаря и обосновывать своё мнение;

отличать красные дни календаря от экологических дней и обосновывать своё мнение.

формулировать корректное высказывание;

выполнять учебные действия в рамках учебного диалога;

учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

выполнять учебное задание по алгоритму;

вносить необходимую корректировку в текст;

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

оценивать правильность выполнения учебного задания.

выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

планировать свою деятельность в рамках недели.

строить понятные для партнёра высказывания;

учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению.

- Проявлять интерес к родной стране, позитивное отношение к процессу составления рассказа о своей стране;

- осознавать свою самобытность.

Проявлять интерес к изучению планеты, на которой живём, и желание узнать истину.

- Осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках одной недели.

- Понимать значение экологического календаря и проявлять позитивное отношение к работе с ним.

- Проявлять творческое отношение к составлению рассказа о движении Земли вокруг Солнца.

1. Мы союз народов России




1 час

Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов

изученные страны мира на глобусе, карте полушарий, политической карте мира



Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ





2. Мы – жители Вселенной

1 час

Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли


форма и движение Земли, изображение её на карте



Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет.

Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию





3-4. Наш космический корабль - Земля

2 часа

Стороны горизонта. Компас. Глобус — модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе


небесные тела, Солнечная система



По своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль.

Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.





5. Время

1 час

Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы -прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов


важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»



По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение.

По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий.

Располагать еденицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения).

Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.





6. Экскурсия в музей

1 час

Музей, экскурсовод, предметы домашнего обихода

Другие музеи родного города.



Слушать рассказ экскурсовода о становлении и развитии родного села. Рассматривать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство.





7. Сутки и неделя

1 час

Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность.

Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.



По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.





8. Месяц и год

1 час

Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце


важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»



Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени — месяц. Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку.

Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков





9. Времеа года

1 час

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления


мини-спектакли о жизни природы в разные времена года




Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки.

По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации.

Придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком.

Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях.





10-11. Погода

2 часа

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды.

Термометр — прибор для измерения температуры.


познавательная задача перед проведением наблюдения и опыта, необходимое оборудование и измерительные приборы



Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.

Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку.

Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице.





12.Календарь – хранитель времени, страж памяти

1 час

Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.


важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»



Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях






13. Красные дни календаря

1 час

Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции

прошлое, настоящее и будущее Родины и родного края



Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря.






14. Народный календарь

1 час

Народный календарь — сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях.

Практическая работа

прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края



Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.





15. Экологический календарь

1 час

Что такое экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря


прошлое, настоящее и будущее Родины и родного края



Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки.

Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке.

Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе






Осень

19 часов



Литературное чтение

Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».

Русский язык

Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».

Технология

Тема «Народные промыслы».



Электронное приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD)

«Хочу все знать». Большая русская библиографическая энциклопедия.





определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

устанавливать причину природных осенних явлений: листопад,

пожелтение травы — и обосновывать своё мнение;

замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение;

устанавливать причины, благодаря которым птицы покидают родные края;

видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении программы праздника.

формулировать собственное мнение;

строить понятные для партнёра высказывания;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;

формулировать речевое высказывание.

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

выполнять взаимопроверку учебного задания;

выполнять самопроверку учебного задания;

контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.

- проявлять интерес к изучению темы,

Бережное отношение к природе,

Желание создать программу праздника для малышей детского сада;

желание выполнять правила здорового образа жизни;

навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.

16.Осенняя прогулка

1 час





Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и кустарники по плодам.

Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени.






17. Осенние месяцы

1 час

Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.


причины разных климатических условий на Земле



Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России





18. осень в неживой природе

1 час

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени.

причины разных климатических условий на Земле



По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени.

Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.





19. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1 час

Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.


Приспособляемость растений и животных к разным природным условиям



Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников.

Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради.

Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям.






20. Звездное небо осенью

1 час

Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы


Небесные тела, Солнечная система



На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба.

Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.

Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника.

Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.

Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий






21. Экскурсия на луг

1 час

Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Растения луга Свердловской области








22. Трава у нашего дома

1 час

Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека

Растения луга Свердловской области




Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.

Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений . Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со взрослыми: определять с помощью атласа-определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении.





23. Старинная женская работа

1 час

Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома

характер взаимоотношений людей в различных социальных группах



Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы





24. Деревья и кустарник осенью

1 час

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.

Деревья и кустарники Свердловской области



Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.

Выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики.

Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради





25. Чудесные цветники осенью

1 час

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.

сказочные истории из жизни осеннего цветника, сценки на эту тему.



Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений.

Определять растения школьного цветника (2—3 представителя). Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе.

Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Работать со взрослыми: Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника.





26. Грибы

1 час

Грибы — особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные.


Грибы уральских лесов



Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. Обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики





27. Шестиногие и восьминогие

1 час

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам


Насекомые и пауки Свердловской области



По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых.

Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп. Обосновывать необходимость бережного отношения к паукам, формулировать соответствующие правила экологической этики.





28. Птичьи секреты

1 час

Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами


Птицы Урала



По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа-определителя, результаты работы фиксировать в виде рассказов, рисунков, фотографий





29. Как разные животные готовятся к зиме

1 час

Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе


приспособляемость растений и животных к разным природным условиям



Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.

По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков.

Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики





30. Невидимые нити в осеннем лесу

1 час

Невидимые нити — связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы


растительный и животный мир природных зон



Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.

Рассказывать по представленным связям о невидимых нитях.

Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем аппликаций и графических схем.

Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.





31. Осенний труд

1 час

Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края


труд и быт людей в природных зонах



Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы.





32-33. Будь здоров

2 часа

Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.

Здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;



Формулировать правила здорового образа жизни осенью.

Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.





34. Охрана природы осенью

1 час

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России


Контрольная работа Практическая работа

морально-этические нормы поведения в природе



По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке.















Зима

16 часов



Литературное чтение

Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».

Русский язык

Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».

Физическая культура

Тема «Подвижные игры на свежем воздухе».

Технология

Тема «Народные промыслы».



Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD)

Кирилл и Мефодий «Детская энциклопедия»

(DVD) Тематические презентации.

Электронное приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».

«Хочу все знать». Большая русская библиографическая энциклопедия.




определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу;

определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение;

определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё мнение;

определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при создании макета газеты «Зимушка --зима»;


формулировать собственное высказывание, используя термины;

пользоваться речью для регуляции своего действия;

строить понятные для партнёра высказывания.

выполнять учебные действия в соответствии с целью;

выполнять взаимопроверку учебного задания;

выполнять самопроверку учебного задания;

контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила игры.

- проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе, интерес к закаливанию организма в зимний период, инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время игры;

эмоционально - ценностное отношение к семейным праздникам Новый год и Рождество.

  1. Зимние месяцы

1 час

Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.

причины разных климатических условий на Земле



Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето.





  1. Зима – время науки и сказок

1 час

Сказки народов России и мира — школа мудрости и добра.

причины разных климатических условий на Земле



Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.





  1. Зима в неживой природе

1 час

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе.

причины разных климатических условий на Земле



По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список этих явлений.

Выражать своё отношение к красоте зимней природы.

Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе.

Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку.

Со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать наблюдение результатов в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменениях погоды в течение зимы.





  1. Звездное небо зимой

1 час

Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус — самая яркая звезда на небе


Небесные тела, Солнечная система



Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.

Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде.

Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради.

Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради






  1. Зимняя прогулка

1 час

Красота зимней природы. Зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

растительный и животный мир природных зон



Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом.





  1. Зима в мире растений

1 час

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой


растительный и животный мир природных зон



По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений.

Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Устанавливать связи изученных растений с животными. Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения






    1. Зимние праздники

2 часа

Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.).

Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края


прошлое, настоящее и будущее Родины и родного края



Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота.

Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям






  1. Растения в домашней аптечке

1 час

Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей

растительный и животный мир природных зон



На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях.

По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу.

Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Организовывать дидактическую игру «В больнице Доктора Айболита» с использованием лекарственных растений.

Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь.






  1. Зимняя жизнь птиц и зверей

1 час

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека


растительный и животный мир природных зон



Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы.

Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью атласа-определителя, продолжать подкармливать птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком (фотографией)





  1. Невидимые нити в зимнем лесу

1 час

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы


растительный и животный мир природных зон



Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи

Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях.





  1. В феврале зима с весной встречается впервой

1 час

Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны

труд и быт людей в природных зонах



Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края.





  1. Зимний труд

1 час

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе

труд и быт людей в природных зонах



Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме





    1. Будь здоров

2 часа

Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.

Здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;



Формулировать правила здорового образа жизни зимой.





  1. Охрана природы зимой

1 час

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России


Практическая работа

морально-этические нормы поведения в природе



По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке.








Весна и лето

20 часов







Литературное чтение

Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».

Русский язык

Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».

Технология

Тема «Народные промыслы».



Электронное приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».

Уроки Кирилла и Мефодия.Окружающий мир. 2 класс (DVD)

«Хочу все знать». Большая русская библиографическая энциклопедия.

Тематические презентации



Литературное чтение, ИЗО, музыка (произведения культуры, чтение текстов, иллюстрации)

Русский язык (мини-сочинения)

Технология (изготовление игрушки)



Конкурс-игра по окружающему миру «Светлячок» (центр «Снейл»)



определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение;

различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении рассказа о первых весенних цветах.

формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

использовать речь для регуляции своего действия;

формулировать собственное мнение;

адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

выполнять задание в соответствии с целью;

распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

контролировать свои действия во время выполнения учебного задания (игры) по отношению к сверстникам, соблюдая правила.

- проявлять интерес к изучению темы, бережное отношение к природе, желание выполнять правила здорового образа жизни в весенне-летний период, доброжелательное отношение к сверстникам во время игры;

- осознание собственных достижений при изучении темы.

  1. Весенние месяцы

1 час

Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края

причины разных климатических условий на Земле



Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия





  1. Весна в неживой природе

1 час

Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе

причины разных климатических условий на Земле



По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию. По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию.





  1. Весна – утро года

1 час

Народные традиции встречи весны. Образ птицы — любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира


причины разных климатических условий на Земле



Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные на них события.

Работая в группах, изготавливать (по схеме-инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы.

Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунок праздника






  1. Звездное небо весной

1 час

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах


Небесные тела, Солнечная система



Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия.

Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком.

Работая в паре, знакомиться с созвездием Льва, соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради.






  1. Весенняя прогулка

1 час

Весеннее пробуждение деревьев и кустарников.

Деревья и кустарники Свердловской области



Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики.





  1. Весеннее пробуждение растений

1 час

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Бережное отношение к раннецветущим растениям

Раннецветущие растения Карпинска



По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни растений.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради, фиксировать сроки цветения. Оценивать впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии. Использовать источники информации для написания собственного рассказа о любом раннецветущем растении.





  1. Чудесные цветники весной

1 час

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников


сказочные истории из жизни весеннего цветника, сценки на эту тему.



Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образом.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя). Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника.





  1. Весна в мире насекомых

1 час

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.


климатические условия



Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в жизни насекомых.

Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей тетради. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Работая в парах, предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя.






  1. Весна в мире птиц и зверей

1 час

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время


растительный и животный мир природных зон



По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей.

Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краев, фиксировать её в рабочей тетради.

Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.

Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике.

Работая в паре, придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки.

Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города(села), слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком или фотографией.





  1. Невидимые нити в весеннем лесу

1 час

Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.


растительный и животный мир природных зон



Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем.

Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу.

Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.








  1. Весенний труд

1 час

Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т. д.)


труд и быт людей в природных зонах



Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе).

Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.





  1. Старинные весенние праздники

1 час

«Праздников праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов


труд и быт людей в природных зонах



Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края; сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.





    1. Будь здоров

2 часа

Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.


Здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;



Формулировать правила здорового образа жизни весной.





  1. Охрана природы весной

1 час

Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России.


морально-этические нормы поведения в природе



По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.






  1. Лето красное

1 час

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Итоговая контрольная работа. Практическая работа

Работать со взрослыми: по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик для птиц и размещать его в подходящем месте.

Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке.



Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными особенностями весенних и летних месяцев и событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года.





    1. Летние праздники и труд

2 часа

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

прошлое, настоящее и будущее Родины и родного края



Работа с обучающимися и родителями над листом достижений в контексте планирования дальнейших шагов в 3 классе по изучению курса исходя из анализа контрольных работ.

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России.






29


Технологическая карта рабочей программы по окружающему миру (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Разработка содержит рабочую программу по окружающему миру  за 2 класс. Планирование оформлено в виде технологической карты.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», рабочей программы «Окружающий мир», авторов А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 16 на 2011-2015гг., планируемых результатов начального общего образования.

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Во втором классе —  70 ч (35 учебных недель).

Автор Гурьева Анна Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2443
Номер материала 28379
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓