Тема
раздела; урока
|
Кол-во
часов. Раздел потеем ное кол-во часов
|
Индивидуализация
образовательного процесса («всестороннее развитие личности ученика»)
|
Межпредмет-ные
связи и организация пространства (ИКТ; дополнительные ресурсы
|
Формы
контроля (текущий, итоговый)
|
Характеристика
деятельности обучающихся
|
Формирование
УУД
|
|
Позновательные
УУД
|
Коммуникативные
УУД
|
Регулятивные
УУД
|
Личностные
УУД
|
|
Основные
понятия темы
|
Дополнитель-ные
понятия
|
|
Мы
и наш мир
|
10
часов
|
|
|
Обучение
грамоте, ИЗО, технология (формирование представления о взаимосвязи природы,
человека и культуры; практическое использование правил существования в
пространстве и мире; знакомство с культурно-историческим наследием
деятельности человека).
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий
«Детская энциклопедия»
Всероссийская олимпиада
по окружающему миру "kotofeyy"
|
Стартовый
модуль
|
|
Осмысление взаимосвязи
между человеком и окружающим миром.
|
Формирование способов
взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…); учиться
отвечать на поставленный вопрос.
|
Формирование умения
выполнять задание в соответствии с целью.
|
Формирование личного
(эмоционального) отношения к окружающему миру.
|
|
1.
Что такое окружающий мир
|
1
час
|
Мир —
это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.
Учебный
комплект - наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.
Правила поведения пешехода на дороге из
дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и
адрес школы. Распорядок дня
|
Информация
из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах
|
Рассказывать
о
мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.
Ориентироваться в
конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для
1 класса.
Обсуждать правила
поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и
изображать безопасный маршрут от дома до школы.
Запомнить
домашний адрес и адрес школы.
Составлять
распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения
домой
|
|
2.
Природа
|
1
час
|
Природа
— это всё, что нас окружает, но не создано руками человека
|
Отличия человека от животных
|
Высказывать предположения
о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и
предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать
эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять
в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои
предпочтения в рисунке
|
|
3.
Неживая и живая природа
|
1
час
|
Солнце, звёзды, воздух, вода, камни —
неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место
человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой
|
Отличия человека от животных
|
Различать и называть объекты
неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой
природы (по своим наблюдениям).
Обнаруживать связи
между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое
впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе
то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке
|
|
4-5.
Культура
|
2
часа
|
Объекты
культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и
произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи,
движений тела, музыкальных инструментов
Древние
способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные
способы фиксации произведений культуры на различных носителях.
|
Природные
объекты и изделия человека, их основные
отличительные признаки
|
Различать объекты природы и
культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы
культуры.
Различать предметы культуры и
произведения культуры.
Сравнивать предметы культуры и располагать
их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».
Сравнивать
древние
и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее
и особенное.
Сравнивать и находить отличительные
черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов
своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от
восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов
своего края.
|
|
6.
Природа в творчестве человека
|
1
час
|
Виды
природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы
живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том
числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных
материалов
|
Природные
объекты и изделия человека, их основные
отличительные
признаки
|
Систематизировать виды природных
материалов, из которых сделаны объекты культуры.
Узнавать
и устно
описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том
числе народов своего края.
Читать схему изготовления
игрушки, изготавливать игрушку по схеме.
|
|
7.
Мы - люди
|
1
час
|
Многообразие и красота внешнего облика
людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности
традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в
том числе — своего края
|
Характер
взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников и т.д.)
|
Подбирать подходящие слова для
определения привлекательных черт в облике человека.
Оценивать
эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма,
музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края.
Выявлять и перечислять их особенности.
|
|
8-9.
Как мы общаемся с миром
|
2
часа
|
Восприятие человеком красоты и
своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в
восприятии особенностей и красоты мира.
Признаки, отличающие человека от
других живых существ (человеческая речь, память, мышление).
Произведения отечественных художников и
А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира
|
Физическая и духовная красота
человека, его поступков, трудолюбие и мастерство
|
Определять и называть органы
чувств.
Подбирать подходящие слова для
передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.
Характеризовать
ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных
художников.
Оценивать мастерство художников в
передаче особенностей и красоты окружающего мира.
Называть признаки, отличающие
человека от других живых существ.
Характеризовать
предложенные
картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять
своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную
речь, её четкость, правильность.
|
|
10.
Люди – творцы культуры
|
1
час
|
Добрые
дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского
сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы.
Красота человеческого труда.
Радость
творчества и общения друг с другом
|
Подготовка к уроку, помощь при
подготовке к урокам одноклассникам
|
Определять своими
словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с
другом.
Работать
в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в
процессе совместной работы, оценивать результаты труда.
Фиксировать
при
помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда
|
|
Наш
класс
|
12
часов
|
|
|
Обучение
грамоте, ИЗО, технология (практическое использование правил существования в
пространстве школы; знакомство со способами постижения окружающего мира;
формирование представлений о необходимости получения знаний о мире, важности
сохранения культурных традиций).
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий.
|
|
Осознание важности школы
в процессе познания окружающего мира.
|
Формирование способов
позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями (в процессе учебы, во
внеклассной деятельности); учиться монологической и диалоговой речи.
|
Умение выполнять задание
в соответствии с целью.
|
Формирование личного (эмоционального)
отношения к школе, классу, другим ученикам.
|
|
11.Наш
класс в школе
|
1
час
|
Объекты
природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная
комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего
края
|
Правила
поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на
переменах) и в других присутственных
местах
|
Различать,
определять и называть объекты природы и предметы культуры.
Сравнивать
современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные
школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной
школе, в том числе школе недавнего, ХХ века
|
|
12.
Мы - дружный класс
|
1
час
|
Мы
в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе
между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей
и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке
|
Правила
поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на
переменах) и в других присутственных
местах
|
Характеризовать
совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать
яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать
и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября
до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и
описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять
предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать
сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать
изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь
одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной
деятельности
|
|
13.
Учитель – наставник и друг
|
1
час
|
Оценка
великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в
искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог
С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся)
|
Дополнительная
информация о советских педагогах их вклад в развитие культуры и
благосостояния народа
|
Описывать своими
словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже
картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в
учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы
родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из
семейного альбома
|
|
14.
Природа в классе
|
1
час
|
Комнатные
растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений
|
Приспособляемость
растений и животных к разным природным условиям
|
Рассуждать
о
целях выращивания комнатных растений.
Определять
комнатные
растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя.
Узнавать
на
фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и
называть их.
Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные
признаки.
Рисовать
и
(или)
фотографировать комнатные растения своего класса.
Применять
полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений
школьного зимнего сада (вместе со взрослыми)
|
|
15.
Как ухаживать за комнатными растениями
|
1
час
|
Условия, необходимые комнатным
растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными
растениями
|
Условия, необходимые для жизни растений других
природных зон
|
Сравнивать
иллюстрации
учебника и
выявлять условия, необходимые
для жизни комнатных растений.
Рассказывать
об
известных способах ухода за комнатными растениями.
Называть
средства
ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их
использования (в ходе практической работы)
|
|
16.
Что растет у школы
|
1
час
|
Деревья, кустарники, травянистые
растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп
растений, встречающиеся возле школы
|
Приспособляемость
растений и животных к разным природным условиям
|
Анализировать
и
сравнивать фотографию
и схему, с их помощью высказывать предположения
об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав),
осуществлять самопроверку.
Различать
в
природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения,
определять их с помощью атласа-определителя.
Классифицировать
растения
по изученным признакам. Изображать с помощью схемы
дерево, кустарник, травянистое растение.
Оценивать
эмоционально-эстетическое
впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении
школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать
и (или) фотографировать его
|
|
17.
Мир за стеклянным берегом
|
1
час
|
Аквариум и его роль в классе,
школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и
средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения,
рыбы, улитки)
|
Приспособляемость
растений и животных к разным природным условиям
|
Рассуждать
о
целях создания аквариумов.
Выявлять
условия,
необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о
способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы
ухода (в ходе практической работы).
Различать
среди
обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей
школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изображения
аквариумных рыбок и их названия.
Наблюдать
за
жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в
виде рисунков и (или) фотографий.
Объяснять
на
примере аквариума связь неживой и живой природы
|
|
18.
Кто еще у нас живет?
|
1
час
|
Живой уголок школы и его
обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей
живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие
обитателей живого уголка
|
Разнообразие растений и животных
|
Рассуждать
о
целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия,
необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл
высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Узнавать
на
рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку.
Наблюдать
за
жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в
виде рисунков и (или) фотографий.
Рассказывать
об
известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать
приёмы
ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для
животных живого уголка
|
|
19.
Какие бывают животные
|
1
час
|
Группы животных: насекомые, рыбы,
птицы, звери, их существенные признаки
|
растительный и
животный мир природных зон
|
Узнавать и называть
животных
на рисунках учебника. Подбирать обобщающее
название для животных каждой группы, выявлять их
существенные признаки, осуществлять самопроверку.
Приводить
примеры
животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).
Классифицировать
животных
по изученным признакам. Рассказывать о животных
разных групп по своим наблюдениям
|
|
20.
Делу - время
|
1
час
|
Важность организации труда в
классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе
и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей
безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей
|
Правила
поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на
переменах) и в других присутственных
местах
|
Анализировать смысл
первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику
школьному распорядку занятий.
Обобщать знания
о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками
и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять
их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её
ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка,
математики, технологии, физкультуры и др.
|
|
21.
Книга – наставник и друг
|
1
час
|
Первоначальное знакомство с
историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их
содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества
|
Моделировать (по желанию) из
бумаги книги
|
Групповая
работа:
составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или
картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать
одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять
главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые
герои наших книг»
|
|
22.
Потехе- час
|
|
Игры — наше культурное богатство;
роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа
развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной
совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического,
умственного, эстетического
развития.
|
Исследования с использованием
дополнительной литературы, включая Интернет
|
Обсуждать вторую
часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость
соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры
развивающих игр, в том числе — игр народов своего края. Участвовать в
игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать
правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку
старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек.
Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на
мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»
|
|
Наш
дом и семья
|
14
часов
|
|
|
Обучение
грамоте, ИЗО, технология (освоение практических правил существования в
пространстве семьи; формирование ответственного отношения к природе;
формирование представлений о необходимости здорового образа жизни).
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий
«Детская энциклопедия»
(DVD) Тематические
презентации.
|
Стартовый
модуль
|
|
Осмысление понятий,
связанных с темой «Семья». Осознание своей роли в семье.
|
Знакомство с позитивными
способами взаимодействия в семье
|
Освоение способов
выражения позитивного отношения к семье и семейным ценностям; к планированию
и целеполаганию в семье
|
Формирование позитивного
отношения к семье и семейным ценностям.
|
|
23. Мы
в семье
|
1
час
|
Термины
ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец,
дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова
семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)
|
Свекор, свекровь, тесть, теща, зять,
сноха, невестка, шурин, деверь, золовка, свояченица, свояк, сват, сватья
|
Называть, с
опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью
свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов
родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с
помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять
«волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего
края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье
|
|
24. Моя
семья – часть моего народа
|
1
час
|
Схема
родословного древа.
Пословицы
и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего
края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе. Старинные
семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки,
былины, предания в семье
|
Родословное древо своей семьи
|
Заполнять по
образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и
поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть
ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего
края. Представлять колыбельную песню своего народа. Находить и называть
ласковые
слова.
Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке
своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок,
былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного
произведения
|
|
25.
Природа в доме
|
1
час
|
Растения и животные в нашем доме,
их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям
и животным
|
Бездомные животные
|
Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать
красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий.
Рассказывать о предметах природы в
своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в
жизни семьи.
Узнавать на фотографиях растения и
животных, выделять те из них, которые есть в доме.
Работать
со взрослыми: определять растения и животных своего
дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать
их
|
|
26.
Откуда в наш дом приходят газ, вода,
электричество.
|
1
час
|
Значение воды, газа,
электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников.
Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на
электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении
с водой, газом, электричеством в быту
|
Старинный водопровод
|
Обсуждать значение в доме воды,
газа, электричества.
Устанавливать зависимость жизни человека от
неживой природы.
Анализировать рисунки учебника и
рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды,
газа и электричества в наш дом.
Выявлять потенциальную опасность воды,
газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие
меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях
электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании
|
|
27.
Красивые камни в нашем доме
|
1
час
|
Камни — часть неживой природы.
Разнообразие и красота камней и изделий из них
|
Информация из разных источников об
изучаемых объектах
|
Оценивать эмоционально-эстетическое
впечатление от восприятия образцов камней.
Определять (с помощью учебника и
атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные
камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Рассказывать о значении красивых
камней и изделий из них в нашем доме.
Соотносить изделия и природные
камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.
Оценивать своё отношение к
изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий.
|
|
28.
Комнатные растения у нас дома
|
1
час
|
Разнообразие комнатных растений.
Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида.
Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями
|
Приспособляемость
растений и животных к разным природным условиям
|
Определять (с помощью учебника и
атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные
растения на иллюстрациях и в натуральном виде.
Узнавать комнатные растения по
характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять
самопроверку.
Рассказывать о своих действиях по
уходу за комнатными растениями.
Работать со взрослыми: определять комнатные
растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотографировать
их
|
|
29.
Выйдем в сад
|
1
час
|
Разнообразие растений сада. Садовые
деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи
нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде)
|
Моделирование природных объектов и явлений (дерево,
цветковое растение
|
Узнавать растения сада на иллюстрациях в
учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять
самопроверку.
Узнавать и называть по
иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.
Соотносить плоды и растения, на
которых они созревают.
Рассказывать о своём саде (огороде), о
помощи взрослым в садовых (огородных) работах.
Рисовать фрукты и овощи своего сада,
огорода
|
|
30.
Овощи и фрукты на нашем столе
|
1
час
|
Овощи и фрукты — кладовая
витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем
столе и у себя на родине
|
Виды витаминов
|
Различать овощи и фрукты.
Оценивать своё отношение к различным
овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно
нравится (вкус, запах, цвет и т.д.).
Раскрывать полезные свойства овощей
и фруктов.
Соотносить плоды из жарких стран с
растениями, на которых они созревают у себя на родине.
Работать со взрослыми: учиться
готовить овощной
и (или) фруктовый салаты, записывать
рецепт
блюда
|
|
31.
Про хлеб и кашу, про чай и кофе
|
1
час
|
Важнейшие продукты питания и
растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу
|
Традиционная пища наших предклв
|
Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл
панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу
(работа с учителем).
Рассказывать (из жизненного опыта),
откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.
Соотносить растения и получаемые
из них продукты питания.
Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна,
чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку.
Фантазировать, придумывая и рисуя то,
что можно испечь из теста.
Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на
ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе
распознавания
|
|
32.
Дикорастущие и культурные растения
|
1
час
|
Что такое дикорастущие растения,
культурные растения. Как появились культурные растения
|
Растения - гибриды
|
Конструировать определения понятий
«дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои
предложения с приведенным в учебнике эталоном.
Опираясь на иллюстрации учебника,
объяснять, как появились
культурные растения.
Приводить примеры дикорастущих и
культурных растений на основе собственных наблюдений.
Классифицировать растения по известному
признаку (дикорастущие - культурные) с использованием символических
обозначений, осуществлять
самопроверку
|
|
33.
Собака в нашем доме
|
1
час
|
История появления рядом с
человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой.
Наши взаимоотношения с собаками
|
Назначение
разных пород собак
|
Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления
собаки рядом с человеком.
Описывать выставку собак по
фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям.
Определять породы собак (с помощью
атласа-определителя). Приводить
примеры
пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя).
Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение.
Рассказывать о своей собаке, о
взаимоотношениях к ней, об уходе за собакой.
Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её
|
|
34.
Кошка в нашем доме
|
1
час
|
История появления рядом с человеком
домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши
взаимоотношения с кошками
|
Назначение
разных пород кошек
|
Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления
кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь.
Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные
породы.
Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение.
Рассказывать о своей кошке и уходе за
ней.
Составлять по фотографиям в
учебнике рассказ о жизни кошки.
Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю,
сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради
|
|
35.
Дикие и домашние животные
|
1
час
|
Что такое дикие животные,
домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни
|
схема
|
Обобщать имеющиеся представления о диких
и домашних животных, объяснять, каких животных называют
дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные.
Классифицировать животных по известному
признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку.
Приводить примеры домашних
животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать
«историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.
Рассказывать о домашних животных
своей семьи.
Знакомиться с разворотом «Моя
коллекция» в учебнике.
Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей
семьи
|
|
36.
С утра до вечера
|
1
час
|
Устойчивый распорядок семейных
дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением
распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная
гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми
электроприборами, безопасное поведение на улице
|
правила здорового образа жизни
|
Рассказывать об устойчивом распорядке
дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних
обязанностей. С помощью условных знаков представлять объём домашнего
труда каждого члена семьи. Представлять способы самоконтроля за
соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о
необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила
здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми
электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим
собой и своими близкими
|
|
Город
и село
|
13
часов
|
|
|
Обучение
грамоте, ИЗО, технология, информатика (формирование представлений о
взаимосвязи человек и места, в котором он живет; практическое использование
правил существования в пространстве города и села; знакомство с культурно-историческим
наследием деятельности человека.
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия.Окружающий мир. 1,2 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий
«Детская энциклопедия»
Обучающая игра «По дороге со
Смешариками» (DVD)
|
Стартовый
модуль
|
|
Осмысление
взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живет
|
Овладение
способами существования в городе и селе
|
Выполнение
задания в соответствии с поставленной целью, целенаправленный поиск ответа на
поставленный вопрос
|
Формирование
личного (эмоционального) отношения малой родине
|
|
37-38.
Мы в
городе, селе
|
2
часа
|
Дидактическая игра-путешествие в
прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями.
Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл
— хранители непосредственной связи человека с природой,
землёй-кормилицей.
|
Рассказ по схематическому плану об
устройстве старинного города
|
Определять значение слов «земляки»,
«горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять
значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить
в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные
городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка,
удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и
различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от
названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего
города (села)
|
|
39-40.
Красота
любимого города и родного села
|
2
часа
|
Облик российских городов и сёл,
значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями
окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и
достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по
родному городу.
|
Рассказ по схематическому плану об
устройстве старинного города
|
Различать названия городов (сёл),
связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых
соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его
достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и
деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые
ландшафты города (села) для выставки в классе
|
|
41. Природа в городе
|
1
час
|
Чем представлена природа в городе
(сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк
и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения
|
способы
сохранения чистоты в городе
|
Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические
впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений
в своём городе.
Обсуждать, для чего нужна природа
в городе.
Определять по иллюстрации в рабочей
тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную
информацию с наблюдениями в своём городе.
Рассказывать о природе города.
Фантазировать, выполняя рисунок
необычной клумбы.
Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа
в городе», оформить их на страницах рабочей тетради
|
|
42. Что растет в городе
|
1
час
|
Деревья и кустарники в зелёных
насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья
|
Карта озеленения родного города
|
Знакомиться по материалам учебника с
разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам
(деревья или кустарники).
Различать лиственные и хвойные
деревья, сравнивать их по существенным
признакам, фиксировать результаты сравнения в
виде зарисовки в рабочей тетради.
Приводить примеры деревьев и
кустарников своего города.
Определять деревья и кустарники
своего города (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.
Узнавать знакомые деревья и
кустарники по фрагментам, осуществлять
самопроверку
с помощью атласа-определителя.
Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного
города, рисовать деревья или кустарники,
посаженные собственными руками
|
|
43. Чудесные цветники
|
1
час
|
Роль цветников в жизни города.
Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города
|
Модель цветника
|
Оценивать эмоционально-эстетическое
впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в
городе.
Знакомиться по материалом учебника с
растениями цветника.
Рассказывать о цветниках города.
Определять растения цветника (2—3
представителя) с помощью атласа-определителя.
Узнавать известные растения цветника на
рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку.
Выделять среди растений цветника те,
которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои
предпочтения в рисунке.
Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников,
клумб, рисовать растения цветника,
высаженные собственными руками
|
|
44. В ботаническом саду
|
1
час
|
Ботанический сад — живой музей
для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического
сада. Правила поведения в ботаническом саду
|
Виды музеев
|
Знакомиться по материалам учебника с
разнообразием растений ботанического сада.
Рассказывать о личных впечатлениях от
посещения ботанического сада.
Узнавать на рисунке известные
растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку.
Предлагать и обосновывать правила поведения в
ботаническом саду.
Фиксировать свои наблюдения в
ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.
Фантазировать, рисуя эскиз оформления
входа в ботанический сад
|
|
45. Кто живет в парке
|
1
час
|
Разнообразие животных парка. Роль
животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка
|
История возникновения парка нашего
города
|
Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в
парке, классифицировать их по известным
признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку.
Рассказывать о собственных встречах с
животными в парке, оценивать
эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в
жизни людей.
Предлагать способы помощи животным
парка.
Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения.
|
|
46. В зоопарке
|
1
час
|
Зоопарк — живой музей для всех,
кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила
поведения для посетителей зоопарка
|
История возникновения зоопарка нашего
города
|
Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным
признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.
Рассказывать о собственных встречах с
животными в зоопарке, оценивать
эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего
города.
Предлагать и обосновывать правила поведения в
зоопарке.
Фантазировать, рисуя эскиз оформления
входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа
в ботанический сад, объяснять различия.
Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой
освоенной детьми форме
|
|
47. Войдем в музей
|
1
час
|
Роль музеев и библиотек в нашей
жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках.
Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в
музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др.
|
История возникновения музея нашего
города
|
С
опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей,
по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать
внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для
девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать
мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и
оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать
правила поведения в музее и библиотеке.
В
школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и
получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом
к книжным полкам
|
|
48. Мы помним наших земляков
|
1
час
|
Понятия: памятные места,
памятник, реликвия. Названия
улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти:
возложение венков, цветов, салют, минута молчания
|
Памятники нашего города
|
Рассказывать о старинных и
современных жителях своего города (села) как о своих земляках.
Рассказывать о памятном посещении
площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.
Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»
|
|
49. Все профессии важны
|
1
час
|
Профессии в городе и селе: общее
и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая
ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство
|
Презентация
результатов своей работы
|
Обобщать известные по предыдущим
урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между
качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать
способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть
любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить
их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать
ситуацию выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера,
способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям про их
профессии.
|
|
|
Родная страна
|
7
часов
|
|
|
Русский
язык, литературное чтение, ИЗО, музыка, технология (формирование
представлений о неразрывной связи человека и страны, в которой он живет;
практическое использование правил жизни в многонациональной стране).
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия.Окружающий мир. 1,2 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий
«Детская энциклопедия»
Обучающая игра «По дороге со
Смешариками» (DVD)
|
|
|
Формирование
представлений о стране, в которой родился и живешь, как об Отечестве, а о
культуре и природе этой страны – как о её национальна достоянии
|
Формирование
умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя
как часть большой семьи народов.
|
Формирование
умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на
конкретный вопрос
|
Эмоциональное
осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и
разнообразную культуру, уникальную природу.
|
|
50. Россия – наша Родина
|
1
час
|
Пословицы о Родине. Россия на
глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения
при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме
Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья,
земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки
малой родины. Карта своего края
|
Государственная
символика России среди символики других стран; символика
родного края (герб)
|
Обсуждать пословицы о родине. Исследовать
понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить
на карте края обозначение своего города (области, района). На карте
России находить и показывать свой край. В Интернете рассматривать
снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью
глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: находить
место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного
гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые
слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины
|
|
51. Москва – столица России
|
1
час
|
Москва на карте России. Присловья
о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение
образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое
значение. Достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем
|
Столица России, ее достопримечательности
|
Показывать расположение Москвы на
карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с
изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных
литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить
по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для
выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов
на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского
герба. Называть его главные цвета. Определять их символический
смысл
|
|
52. Мы – семья народов России
|
1
час
|
Своеобразие культур разных
народов России. Старинные костюмы
и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда
традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка —
традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России:
чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к
старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)
|
Прошлое,
настоящее и будущее Родины и родного края
|
Обобщать уже изученный за год
этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных
народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные
детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира. Сравнивать
их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь
оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать
плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать
ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и
различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных
народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать
рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку
|
|
53. Природа России
|
1
час
|
Разнообразие и красота природы
России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство,
которое нужно бережно хранить
|
Растения разных областей России
|
Совершать
воображаемое
путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать
иллюстрации,
обобщать информацию).
Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне
контурной карты России.
Рассказывать о своих
личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.
Сравнивать природу
разных районов России с природой своего края.
Работать
со взрослыми: написать,
в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать
|
|
54. Охрана природы
|
1
час
|
Отрицательное воздействие
человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем
помочь природе
|
Способы
сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных
|
Анализировать
рисунок-схему, рассказывать с его помощью
об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные
связи между поведением людей и состоянием природы.
Оценивать
поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них
по своим наблюдениям.
Обсуждать меры
охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё
отношение к деятельности по охране природы.
Работать
со взрослыми:
участвовать в посильной
природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий
|
|
55. Красная книга России
|
1
час
|
Что такое Красная книга. Красная
книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения
их численности и меры охраны
|
Красная книга Свердловской области
|
Объяснять, что
такое Красная книга. Знакомиться по материалам
учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.
Обсуждать причины
сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги
России. Выражать своё
отношение к редким растениям и животным. Характеризовать
отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать
изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить
изображения и названия.
Работать
со взрослыми:
находить информацию о других
растениях и животных, занесённых в Красную книгу России.
|
|
56. Заповедные тропинки
|
1
час
|
Заповедники — особо охраняемые
природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых
заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила
охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения
в заповеднике
|
Заповедники Свердловской области
|
Совершать
воображаемую
экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним
по материалам учебника.
Обсуждать, какими
качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о
заповеднике родного края, выражать своё отношение
к нему.
Осмысливать
старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему
они стали законами современных заповедников.
Анализировать
иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на
них поведение людей, формулировать правила
поведения в заповедниках.
Работать
со взрослыми: найти дополнительную
информацию о заповеднике родного края, написать рассказ
о нем.
|
|
Человек и окружающий мир
|
4
часа
|
|
|
Русский
язык, литературное чтение, ИЗО, музыка, технология (формирование
представления о взаимосвязи человека, природы, культуры, окружающих людей;
знакомство с культурным наследием человека).
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.
1 класс (DVD).
Конкурс-игра по окружающему миру
«Светлячок» (центр «Снейл»)
|
Стартовый
модуль
|
|
Осмысление
взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя
творческой личностью, способной изменить мир к лучшему.
|
Умение
выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове,
музыкальных звуках, красках.
|
Умение
выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос
|
Формирование
образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих
людей.
|
|
57. Взгляни на человека
|
1
час
|
Человек — это целый мир. Внешний
облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний
облик, внешнего облика на внутренний мир
|
Характер взаимоотношений людей в
различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
|
Участвовать
в дидактической
игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний
облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе,
жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение,
желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать
ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного
состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать
ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной,
смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по
отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в
третьем лице
|
|
58. Всему свой черед
|
1
час
|
Ритм человеческой жизни: детство,
молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего
мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в
изобразительном искусстве
|
Характер взаимоотношений людей в
различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
|
Рассматривать в учебнике портреты
мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить
возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с
признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень),
осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки)
|
|
59. У каждого времени – свой
плод
|
1
час
|
Сопоставление ритма человеческой
жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро
— день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов
мира
|
Характер взаимоотношений людей в
различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
|
Называть ключевые слова, общие
для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и
определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве
народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и
женщин разного возраста. Определять период суток и время года
соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о
жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на
портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных
этапах
|
|
60. Я – часть мира
|
1
час
|
Каждый из нас — целое и часть
мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни
природы и человека
|
Нравственные и безнравственные поступки,
давать адекватную оценку своим поступкам
|
Выражать
личное
восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в
музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень
соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме
(идеалу)
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.