Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта открытого урока по литературе online в рамках городского образовательного проекта на тему: «Идейно - художественное своеобразие ранних рассказов М.А. Шолохова»

Технологическая карта открытого урока по литературе online в рамках городского образовательного проекта на тему: «Идейно - художественное своеобразие ранних рассказов М.А. Шолохова»

Описание: Описание: Описание: Описание: без лого шапка




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

открытого урока по литературе

online

в рамках городского образовательного проекта

на тему:

«Идейно - художественное своеобразие ранних рассказов М.А. Шолохова»



Разработала преподаватель русского языка и литературы

Акпамбетова Т.М.

2014

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Дисциплина «Литература»

Тема урока: «Идейно - художественное своеобразие ранних рассказов М.А. Шолохова». 23 апреля 2014

года.

Урок предназначен для студентов 1 курса СПО, изучающих литературу в объеме образовательной программы среднего ( полного) общего образования.

Учебное время: 45 минут.

Акпамбетова Тамара Мауленовна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ №54

Методика обучения: развивающе обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: текст рассказов М.А. Шолохова для анализа («Донские рассказы»), презентация, фотографии писателя; карточки с заданиями, таблица для заполнения на уроке.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Задание к уроку: прочитать «Донские рассказы» М. Шолохова, познакомиться с историческими событиями периода гражданской войны на Дону.



Индивидуальные задания

Три ученика готовят сообщение о М.А. Шолохове, его творчестве, о гражданской войне (историческая справка), этимологии слова “казак” и казачестве, о своеобразии ранних рассказов писателя.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.

Предполагаемые результаты:

Формирование коммуникативной компетенции:

  • Формирование правильной и эффективной речи.

  • Обучение умению выслушивать мнения других, оценивать разные точки зрения, вести дискуссию, организовывать совместную деятельность (работать в группе); излагать свои мысли в письменной и устной форме.

по порядку

Наименова

ние этапа.

Формы работы

Время,

затра

ченное на этап

Цели

Деятельность

преподавателя

Деятельность ученика

Формы контроля

1этап



Организаци

онный момент

1-2 мин.

Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Построение, приветствие. Подготовка к уроку


2этап

Мотивация.

Вступитель

ная беседа.

3 мин.

Повторить пройденный материал , выяснить, что знают ученики о гражданской войне Коммуника

тивная компетенция

Актуализация знаний,задаются вопросы.

Приложение 1

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос.

Контроль ответов

3этап

Изучение нового материала



1)Проверка индивидуальных заданий











2)Создание проблемной ситуации

Просмотр эпизодов

из кинофильмов

10мин.































10мин.

Познакомить обучающихся

с событиями

гражданской войны на Дону, с биографией М. Шолохова, со своеобразиемранних рассказов писателя;

развивать устную монологичес

кую речь Информа

ционная и коммуника

тивная компетенции

Корректирующая и контролирующая, задаются вопросы.

















Создает проблемную ситуацию.

Приложение 2.

Выступления трех учеников с сообщениями .

Остальные слушают,отвечают на вопросы и записывают

ответы.















Заполняют таблицы.

Приложение 3.

Индивидуальный, фронтальный

Записи в тетради

Контроль ответов.





















Взаимопроверка

3)Анализ текста. Работа в группах. Анализ рассказов «Шибалково семя», «Продкомис

сар».

Приложение 4

10

минут

Формировать навыки анализа художествен

ного текста Формировать мотивацию к учебно-познаватель

ной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художествен

ных произведений, исследовательской работе).

Корректирующая и контролирующая

Организует работу с текстом рассказа по нахождению главных деталей, выразительных средств, учит делать выводы .

Работа в малых группах, анализ и обсуждение основных особенностей рассказов.







Отвечают на вопросы



1.Самопроверка.

Устные ответы лидеров малых групп















2.Фронтальный опрос












4этап

Закрепление материала .

Выводы.

5 мин

Учить делать выводы, высказывать и отстаивать свое мнение о героях

Коммуни

кативная компетенция Приложение 5

Корректирующая и контролирующая.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальный опрос


5этап

Подведение итогов урока.

3 мин

Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Коммуни

кативная компетенция

Приложение 6

Подводит итог занятия, объявляет оценки

Делают обобщения, записывают в тетради вывод урока

Фронтальный опрос






6этап

Домашнее задание Приложение 7

3 мин

Подготовить сообщение по заданной проблеме

Объясняет домашнее задание

Записывают в тетради




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Революция и гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века.

В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны?

- Почему гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики?

-Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

-Как вы понимаете утверждение Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна»?

В «Донских рассказах» Шолохов заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия.

- Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказ ученика о гражданской войне на Дону, о трагедии казачества, ввергнутого не по своей воле в конфликт.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности.

Учитель:

-Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?

-Почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны?

-Кто же этот человек?

Рассказ ученика о М.А. Шолохове (презентация)

Учитель:

- Как называется первый сборник рассказов Шолохова?

- О чем эти произведения?

Сообщение ученика о ранних рассказах М. Шолохова

Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной

показана борьба казаков против новой власти в “Донских рассказах” М. Шолохова.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Составление таблицы.

Год

Важнейшие исторические события в России

Деятельность М.А. Шолохова в этот период

Название произведений М.А. Шолохова.

Основные темы его произведений.













ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Работа в группах. Анализ рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».


А. Анализ рассказа “Шибалково семя”. Работа в группах по карточкам

(ответ на один вопрос дает представитель малой группы)

Группа №1. О чем этот рассказ? Объясните смысл названия рассказа.

Группа №2. Что мы узнаём о героях рассказа?

Группа №3. В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?

Каким видит будущее своего ребенка герой рассказа ?

Группа №4. Авторская оценка героев. На чьей стороне автор?

Промежуточный вывод. Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью войны.

Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла.

Б. Анализ рассказа «Продкомиссар». Работа в группах по карточкам

(ответ на один вопрос дает представитель малой группы)

Группа №5. Что мы узнаём о героях рассказа?

Почему между отцом и сыном возникает конфликт?

Какие жизненные позиции сталкиваются в рассказе?

Группа №6. «Не серчай, батя…». Что хочет сказать этими словами Бодягин – младший?

Почему вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод о спасении ребёнка?


Группа №7. Почему Бодягин-младший спасает ребёнка?

Можно ли оправдать отцеубийство спасением мальчика?

Группа №8. Какова позиция автора? Возможно ли “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон?

Группа №9. Особенности языка писателя.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Итоговая беседа:

- Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар» ? ( в понимании идейно-нравственных ценностей)

- Родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Где выход? Какой ответ дает нам М. Шолохов ?

Вывод:

Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная.

Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Здесь нет и не может быть

победителей. Сломана, изувечена судьба многих людей, их жизнь. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на стремление народа к самосохранению. М. Шолохов верил в торжество человеческой жизни над социальными конфликтами. В своих ранних рассказах писатель показал, что вопреки смерти и разрухе люди сохранили в себе память о человеческом в человеке, мечту о счастье.

По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».

        «Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Беседа по вопросам:

- В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова?

- Попытайтесь самостоятельно оценить свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Домашнее задание: в сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распутина: «Шолохову удалось «талантливо и доступно передать суровую правду о её (России) нелегкой судьбе».














Технологическая карта открытого урока по литературе online в рамках городского образовательного проекта на тему: «Идейно - художественное своеобразие ранних рассказов М.А. Шолохова»
  • Русский язык и литература
Описание:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Дисциплина «Литература»

                            Тема урока: «Идейно - художественное своеобразие ранних рассказов М.А. Шолохова».   23 апреля 2014

                    года.

Урок предназначен для студентов 1 курса СПО,изучающих литературу  в объеме образовательной  программы среднего ( полного) общего образования.

Учебное время: 45 минут.

Акпамбетова Тамара Мауленовна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ №54

Методика обучения: развивающе обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: текст рассказов  М.А. Шолохова для анализа  («Донские рассказы»),  презентация,  фотографии писателя; карточки с заданиями, таблица для заполнения на уроке.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, коллективная 

Задание к уроку: прочитать «Донские рассказы» М. Шолохова, познакомиться с историческими событиями периода гражданской войны на Дону.

 

Индивидуальные задания

Три ученика готовят сообщение о М.А. Шолохове, его творчестве, о гражданской войне  (историческая справка), этимологии слова “казак” и казачестве, о своеобразии ранних рассказов писателя.

         СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.  

          Предполагаемые результаты: 

          Формирование коммуникативной компетенции:

§  Формирование правильной и эффективной речи.

 

§  Обучение умению выслушивать мнения других,оценивать разные точки зрения, вести дискуссию, организовывать совместную деятельность (работать в группе);излагать свои мысли в письменной  и устной форме.                                

Автор Акпамбетова Тамара Мауленовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 47047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓