Цели:
• Актуализировать знания школьников о
составе слова.
• Научить школьников:
- определять группу родственных слов и обосновать
свое мнение
- определять части слова и обосновать свое мнение;
- разбирать
слова по составу, используя алгоритм;
- выделать графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных
слов;
- подбирать и писать однокоренные слова
разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя
приставки и суффиксы;
- выполнять
учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять самопроверку и корректировку
учебного задания;
- формулировать высказывание, используя
термины, в рамках учебного диалога.
|
Задание
1 (З) с взаимопроверкой
Назовите значение слов: «окончание», «форма
слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка».
Назовите значение выражений: «однокоренные
слова», «форма слова».
Расскажите алгоритм разбора слова по составу.
*На доске появляется плакат с алгоритмом
разбора слова по составу:
1) Выделяем окончание (изменяем слово);
2) Выделяем основу;
3) Выделяем корень (подбираем родственные
слова);
4) Выделяем приставку;
5) Выделяем суффикс.
|
Задание 2 (З)
Используя данный алгоритм, разберите слово
«настольный» по составу.
Задание
3 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что разбор по составу
слова «избушка» выполнен верно? «Из – это приставка, буш – корень, к
– суффикс, а – окончание». Обоснуйте свое мнение.
Задание 4 (П)
Можно ли утверждать, что слова каждой
строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение.
Соль, солонка, солнце, солёный, соленья.
Шипеть, шиповник, шипы, подшипник.
Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса.
Задание 5(У) Учебник
с. 17, №2
Выделите графически окончания в словах: погода,
кофе, звёзды, вечер, кенгуру, медведь, листва, туман, пальто.
Установите признак, по которому эти слова
можно определить в три разные группы. Результаты оформите в таблицу
*Если уровень знаний и умений учащихся
класса высокий, то дети должны сами определить название столбиков таблицы.
Если уровень знаний и умений учащихся
более низкий, то детям предлагается таблица с названиями столбиков.
Слова, с окончанием выраженным звуком
|
Слова с нулевым окончанием
|
Слова, не имеющие окончания
|
|
|
|
Задание 6 (П) Учебник
с. 24, № 4
Можно ли утверждать, что Вова выполнил
задание верно? Обоснуйте свой ответ.
В данных словах суффикс:
- ок –: грибок, ветерок, сурок, мелок
- ушк- : зимушка, старушка, ушки, игрушка
В данных словах приставка:
- на-: налить, наказывать, написать,
нахвалить
- при-: приехать, приоткрыть, природный
Задание 7 (У)
Составьте и напишите по два слова с данными
в предыдущем задании суффиксами и приставками
Задание 8 (У)
Учебник с. 17, № 1
Выпишите из текста стихотворения выделенные
слова и определите в каждом окончание и основу.
В октябре
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик
землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в
закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
(Г. Ладонщиков)
Задание 9 (У) Учебник с.
18, №.3
Распределите слова на группы однокоренных
слов и напишите их в тетради. В выделенном слове обозначьте корень.
Жалоба, лак, нос, жалкий, носик,
носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть.
Задание 10 (З) Учебник с. 18,
№. 4 с взаимопроверкой
Назовите части речи каждого из
представленных однокоренных слов: «гостиница гостевой гостить».
Задание11 (П)
Можно ли
утверждать, что Витя подобрал все возможные родственные слова к слову корм?
Корм, кормушка,
накормил, кормить, прикорм, закормит.
Задание 12 (У) Учебник с 18, № 4
Подберите и напишите однокоренные слова
разных частей речи к словам:
соль –
лёд -
Задание 13 (У) Учебник с. 23, № 3
Определите суффикс, в словах «березка»,
«городской», используя алгоритмом разбора слова по составу. Напишите
слова в тетрадь и обозначьте суффикс графически.
Задание 14 (У) Учебник с. 24,
№ 5 с взаимопроверкой
Прочитайте текст и выпишите в тетрадь слова
с приставками, выделив их графически.
Ребятам в детский сад подарили разных
рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли.
А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок. Потом все
ушли завтракать. Остался один Васька-кот. Позавтракали ребята, прибежали
обратно. Смотрят – банка стоит, кот сидит, а рыбок – нет. Только у Васьки
одна лапа сырая. Это значит, он всех рыб выудил? Подцепил когтями в воде,
вытащил и съел.
(По Е. Чарушину)
Задание 15 (У) с взаимопроверкой
Прочитайте слова: сосна, желтый, желтенький,
подвеска, подвозит, возит, собеседники, сосновый, беседка, пригородный,
города, школьные, повозка.
Выполните разбор каждого слова по составу.
Определите признак, по которому эти слова
можно определить в группы. Распределите группы слов в таблицу.
Корень Окончание
|
Корень
Суффикс Окончание
|
Приставка
Корень
Окончание
|
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
|
|
|
|
|
* Если уровень знаний и умений учащихся
класса высокий, то дети могут самостоятельно определить название столбиков
таблицы.
Если уровень знаний и умений учащихся более
низкий, то школьникам предлагается таблица с названиями столбиков.
|
Диагностические задания
1. Определите и подчеркните лишнее слово в
каждой строчке:
Честный, честь, чесночный, чествовать.
Седло, седловина, седина, оседлать.
Смешной, смешать, смех, смешить.
2. Определите слова с приставкой «- по» и
выделите их знаком (+).
поездка
|
|
полевой
|
|
поверить
|
|
потемнеть
|
|
полезный
|
|
3. Определите слово, которое соответствует
схеме: приставка – корень – суффикс – окончание и укажите его знаком (+):
крылышко
|
|
нагрузка
|
|
переход
|
|
4. Из предложенных слов выберите те,
которые соответствуют данной схеме и
напишите их.
Грибник, хохотушка, засветит, комариный,
сохранишь, подорожник, зорька.
Познавательные умения:
- определять группу родственных слов и обосновать
свое мнение
- определять части слова и обосновать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять
учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку
учебного задания.
- соотносить
учебные действия с известным алгоритмом;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя
термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения
- разбирать
слова по составу, используя алгоритм;
- выделать графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных
слов;
- подбирать и писать однокоренные слова
разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя
приставки и суффиксы;
|
Цели:
• Актуализировать знания о способах
образования слова.
• Научить школьников:
- определять способы образования новых слов
с помощью морфем и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о способах образования новых
слов;
- образовывать и писать новые слова с
помощью морфем;
- выделять части слова графически;
- составлять и писать сложные слова;
- выполнять учебное задание в соответствии с
целью;
- выполнять
взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать
высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою
позицию.
|
Задание 1
(З)
Назовите способы образования новых слов.
Школа школьник
Море приморский
Бежать убежать
Звезда + падать звездопад
Задание 2 (П) с взаимопроверкой
Верно ли, что слово «домашний»,
образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение
графически.
Задание 3 (У) с взаимопроверкой
Образуйте и напишите три сложных слова.
Выделите графически корень в каждом слове.
Задание 4 (У)
Определите способ образования данных слов и
укажите его графически.
Староватый, вырастут, дачный, подруга,
подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход.
Задание 5 (У)
Учебник с.28 № 3
Рассмотрите части слов в таблице и образуйте
новые слова, используя разные части слова. Напишите полученные слова и
разберите их по составу слова.
Приставки
|
Корни
|
Суффиксы
|
Под-, при-, пере-
|
-лет-, -корм-, -стол-,
-ход-, -мор-, -цвет-,
-лес-, -вод-, -лист-
|
-ск-, -ик-, -ник-, -ок-,
-ушк-, -н-, -ов-, -к-
|
Задание 6 (П)
Можно ли
утверждать, что данные слова: пешеход, перелётные, землеройка, подземелье,
самопроверка соответствуют схеме: корень () корень. Обоснуйте свое мнение
графически.
Задание 7 (У) с
взаимопроверкой
Прочитайте текст и выпишите выделенное
слово.
Определите способ его образования и
выделите его графически.
Сочувствует медведю
Зимой лесной народ:
Ни разу косолапый
Не встретил Новый год.
Придумайте еще пять слов, образованных
данным способом. Запишите их в свою тетрадь.
Задание 8 (У)
Впишите в кроссворд по строчкам сложные
слова.
С
|
|
|
|
|
|
Д
|
|
А
|
|
|
|
О
|
|
|
|
М
|
|
Х
|
|
|
|
|
|
О
|
|
|
|
|
|
Р
|
|
Л
|
|
|
|
А
|
|
|
|
Е
|
|
П
|
|
|
|
|
|
Т
|
- Специалист по разведению сада.
- Паровой колесный двигатель.
- Канал для выхода дыма из печи.
- Русская народная игра-пляска.
- Лес, поваленный бурей.
- Стихийное, бесплановое движение
- Огнестрельное оружие.
*Ответы: 1) садовод, 2) паровоз, 3) дымоход,
4) хоровод, 5) бурелом, 6) самотёк, 7) пулемёт.
|
Диагностические задания
1. Определите способ образования каждого
слова и напишите его в соответствующую колонку таблицы: соавтор, приморский,
краснота, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый,
горец.
Суффиксальный способ образования
|
Приставочный способ образования
|
Приставочно-суффиксальный способ образования
|
|
|
|
2. Образуйте 3-5 сложных
слов, используя предложенные варианты корня, напишите их и выделите корень
графически:
-снег-, -лист-, -пыл-, -пар-,
-пад-, -сос-, -ход-, -воз-, -сад-,
- вод-.
Познавательные умения:
- определять
способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с
целью;
- выполнять
взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения
- адекватно формулировать
высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою
позицию;
Предметные умения:
- рассказывать о способах образования новых слов;
- образовывать и писать новые слова с
помощью морфем;
- выделять части слова графически;
- составлять и писать сложные слова.
|
• Стимулировать интерес к выполнению заданий
задания предметной олимпиады.
• Научить школьников:
- ориентироваться в разных вариантах
выполнения задания;
- использовать приобретенные знания при
выполнении заданий;
- планировать свое действие в соответствии с
учебным заданием;
- составлять и
писать слова, образованные с помощью морфем;
- выделять графически части слова;
- адекватно
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
Этап интеллектуально-преобразовательной
деятельности включает:
- выбор
варианта задания (информативный,
импровизационный, эвристический);
- выбор
способа деятельности (индивидуальный или
коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
1. Из предложенных слов выберите те,
которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, напугать,
нашел, настежь».
Напишите эти слова и обоснуйте свой выбор
графически.
2. Решите шараду:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале (оценка)
3. Прочитайте слова: вертолет, самосвал, пароход, пылесос, паровоз и
определите общее в их образовании. Покажите это графически.
Импровизационный вариант
1. Из предложенных слов выберите и напишите
только те, которые имеют приставку «НА»: наводнение, надо, набег, надежда, напугать,
нашел, настежь. Составьте и напишите еще три слова с этой же приставкой.
Обоснуйте свой выбор графически.
2. Решите шараду.
Корень мой находится в «снегу»,
В «подставке» приставочку найду.
Суффикс мой вы в «чайнике» встречали,
Весь же я – в лесу и на поляне.
3. Напишите к каждому выражению его
значение.
Человек, который любит трудиться -
__________________________
Ферма, на которой разводят птицу -
____________________________
Судно с паровым двигателем -
________________________________
Человек, который любит принимать гостей -
________________________
Лекарственное средство против боли- _________________________________
*Ответы: трудолюбивый человек, птицеферма,
гостеприимный человек, болеутоляющее средство.
Эвристический вариант
1. Составьте и напишите по три слова с приставкой «НА» в соответствующий столбик таблицы.
Слова, обозначающие предмет
|
Слова, обозначающие признак предмета
|
Слова, обозначающие действие предмета
|
|
|
|
2. Решите шараду:
Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь.
*Ответ: сочинение
2. Подберите
и напишите слова,
которые соответствуют модели: корень () корень, суффикс, окончание. Обоснуйте
свой выбор графически.
.
|
Личностные умения:
- проявлять
стремление выполнять задания предметной олимпиады.
Познавательные умения:
- выбирать вариант выполнения задания.
- использовать приобретенные знания при
выполнении заданий;
Регулятивное умение
- выполнять
задание в соответствии с планом.
Коммуникативное умение
- адекватно
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- составлять и
писать слова, образованные с помощью морфем;
- выделять графически части слова.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.