Этап
мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
Создать,
благоприятный психологический настрой на работу
|
Приветствие
учащихся, проверка подготовленности к уроку, постановка проблемы в виде
показа презентации о вегетативном размножении
|
Приветствие
учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие
цели на уроке будут решать
|
Личностные
УУД
Уметь
мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативное
УУД.
Уметь
оформлять свои мысли в устной форме.
|
Проблемная
ситуация и актуализация знаний
|
Актуализация
опорных знаний и способов действий
|
В
течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности
организмов. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов.
Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя
потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность
организмов создает бессмертие вида.
Какой
же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?
Какие виды
размножения вы знаете?
Дать
определение.
Мы с вами на
протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы,
протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых
растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то
как размножаются растения?
Каким способом
можно размножить домашние цветы, если они у нас не имеют семян?
Итак,
послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему
помочь?
- На
часах только девять утра, а солнце уже припекает. Денёк обещает быть жарким.
На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и
сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь, каждый день и
переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот
смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с
вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у
меня такой, а хочется…
Что же
нужно сделать?
- Знаете
ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?
- как
можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?
-давайте
попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак,
тема нашего урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».
|
Размножение
– это …
Половое
и бесполое
Бесполым
путем.
учащиеся
устно отвечают на поставленные вопросы.
учащиеся
высказывают свои предложения, формулируют тему урок
|
Регулятивные УУД
Уметь
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности.
Цель:
выяснить каково значение размножения, какие виды размножения бывают.
|
Первичное
усвоение знаний
|
|
Почему форма
размножения названа вегетативной? Давайте вспомним, из каких органов состоит
растение , какие органы называются генеративные и вегетативные.
С
помощью предложенных вам карточек (приложение 1) дополните предложения и
сделайте записи в тетради
Вегетативные
органы растения это ………(корень, стебель, листья).
Генеративные
органы растения это ……(цветки и плоды).
Размножение с помощью органов
растения – называется ….(вегетативным размножением)
Вегетативное размножение - это
один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью
вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму
или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все
признаки и свойства материнского онанизма. Современные учёные называют
потомство, полученное в результате такой процедуры, клоном, а сам процесс-
клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его
способность к регенерации.
Давайте выясним, какие основные
способы вегетативного размножения существуют самостоятельно с помощью
учебника страницы 138-144
заполните таблицу (приложение 2)
«Способы вегетативного
размножения»
после заполнения таблицы учитель
задает проблемные вопросы
Первое
упоминание о сорте черного тюльпана относится к 1637 году, промышленное
получение и повсеместное распространение сортов тюльпанов с черным цветком
началось в 1986 году. Как размножают тюльпаны?
Обнаружены
новые виды орхидей, коллекционеры заказали растения, получить семена в
теплице не удалось, сбор растений в местах произрастания запрещен. Как
размножить растение?
В
1888 г. И.В. Мичурин нашёл ветвь с очень крупными плодами на дереве антоновки
могилёвской белой. Этот побег дал начало сорту антоновка полуторафунтовая,
которая отличается от исходного сорта размерами плодов, изменённым вкусом и
букетом.
В
начале ХХ века в США получено более 300 новых сортов от старых известных
сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта голден делишес обнаружили
побеги, давшие начало сортам ред делишес и старкримсон.
Какой
способ применяли для размножения новых сортов?
Мы изучили способы вегетативного
размножения .
А какого его значение?
Значение
вегетативного размножения:
Биологическое
значение вегетативного размножения.
• значительно быстрее захватить
необходимую им площадь
• быстрее расселиться на большой
территории
• Вегетативное размножение
позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского
растения.
• Размножение растений в случае
повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.)
• Если семенное размножение
затруднено, и вегетативный способ размножения является единственным
Хозяйственное
значение вегетативного размножения.
1.Возможность быстрого
воспроизводства двулетних и многолетних растений
2.Необходимость сохранения
наследственных признаков сорта
3.Возможность сочетания полезных
признаков нескольких растений в одном
4.Успешная конкуренция с другими
растениями.
5.Растения, появившиеся путем
вегетативного размножения могут раньше перейти к плодоношению.
6.Растения, возникшие
вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского
растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные
свойства, например, могут измениться размеры растения.
|
Учащиеся
находят на рисунке органы растения делают записи в тетради
учащиеся
самостоятельно работают с учебником,
делают
записи в тетради
ответы
учащихся
учащиеся
высказывают свои версии, делают записи в тетради
|
Коммуникативные
УУД
1 .
Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и
диалогической формами речи.
Познавательные
УУД
1.Уметь выделять
необходимою информацию; структурировать знания.
2.Сформировать умение
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстраций,
подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Регулятивные УУД
1. Сформировать
умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
|
Первичное
закрепление
|
Обеспечение
восприятия, осмысление первичного запоминания детьми изучаемой темы
|
А теперь, кто сидит за нечетными
партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились
минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум,
диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансевьера). Работая сообща, в течение двух
минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное
растение?
Учитель. Трудно было?
Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”
Проверим ваши решения с помощью
подсказок (приложение 3), которые находятся в конвертах на столах микрогрупп.
|
самостоятельная
работа в группах, ответы учащихся
|
Регулятивные УУД
1.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
2.
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта).
3.
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные
УУД
1.
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
паре.
|
Информация о
домашнем задании
|
Обеспечение понимания
детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
Наш урок
подходит к концу.
Домашнее
задание.
параграф
25
подготовьте
проект:
«Зеленый уголок»
попробуйте
вегетативно размножить какое-либо комнатное растение (предварительно
составьте план своих действий)
результат
принесите в школу. Надеюсь, что ваша работа принесет результат, а созданный с
вашей помощью зеленый уголок в школе или дома будет не только дарить хорошее
настроение, но и сохранять здоровье.
|
Записывают
в дневники домашнее задание, задают интересующие их вопросы
|
Регулятивные УУД
1.Сформировать
умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
|
Рефлексия
|
Инициировать рефлексию детей по
их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в
классе
|
Оцените нашу работу на уроке.
Прикрепить на доску лист ватмана.
На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого
цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).
Красный - я активен и уверен на
уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня
возникло много вопросов, мне есть над, чем поработать дома...
|
Оценивают
свою работу на уроке, задают вопросы учителю
|
Регулятивные УУД
1.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.