Главная / Биология / Технологическая карта урока "Вегетативное размножение " 6 класс

Технологическая карта урока "Вегетативное размножение " 6 класс

Технологическая карта разработана

Мосоловой Оксаной Ивановной, учителем биологии МБОУ «СОШ № 40» г. Курска

Тема урока: «Вегетативное размножение покрытосемянных растений» 6 класс, учебник В.В. Пасечник.

Цели по содержанию:

Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».

Развивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Планируемые результаты учебного занятия:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).

4. умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.



Познавательные УУД

1. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и практическую работу.;).

Коммуникативные УУД

1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Задачи: Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и формы обучения : объяснительно - иллюстративные, частично - поисковый: индивидуальная, фронтальная, практическая.

Образовательные ресурсы: презентация.

Оборудование: компьютер, растения

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценивания, технология обучения в сотрудничестве, элементы здоровьесберегающей технологии .

Этап

Задачи этапа

Виды деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Формирование УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать, благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку, постановка проблемы в виде показа презентации о вегетативном размножении

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решать

Личностные УУД

Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативное УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида.

Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?



Какие виды размножения вы знаете?

Дать определение.

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения?

Каким способом можно размножить домашние цветы, если они у нас не имеют семян?

Итак, послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

- На часах только девять утра, а солнце уже припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь, каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».


Размножение – это …

Половое и бесполое

Бесполым путем.





учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы.























































учащиеся высказывают свои предложения, формулируют тему урок


Регулятивные УУД

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Цель: выяснить каково значение размножения, какие виды размножения бывают.

Первичное усвоение знаний


Почему форма размножения названа вегетативной? Давайте вспомним, из каких органов состоит растение , какие органы называются генеративные и вегетативные.

С помощью предложенных вам карточек (приложение 1) дополните предложения и сделайте записи в тетради

Вегетативные органы растения это ………(корень, стебель, листья).

Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).

Размножение с помощью органов растения – называется ….(вегетативным размножением)

Вегетативное размножение - это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского онанизма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клоном, а сам процесс- клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его способность к регенерации.

Давайте выясним, какие основные способы вегетативного размножения существуют самостоятельно с помощью учебника страницы 138-144

заполните таблицу (приложение 2)

«Способы вегетативного размножения»

после заполнения таблицы учитель задает проблемные вопросы

Первое упоминание о сорте черного тюльпана относится к 1637 году, промышленное получение и повсеместное распространение сортов тюльпанов с черным цветком началось в 1986 году. Как размножают тюльпаны?

Обнаружены новые виды орхидей, коллекционеры заказали растения, получить семена в теплице не удалось, сбор растений в местах произрастания запрещен. Как размножить растение?

В 1888 г. И.В. Мичурин нашёл ветвь с очень крупными плодами на дереве антоновки могилёвской белой. Этот побег дал начало сорту антоновка полуторафунтовая, которая отличается от исходного сорта размерами плодов, изменённым вкусом и букетом.

В начале ХХ века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта голден делишес обнаружили побеги, давшие начало сортам ред делишес и старкримсон.

Какой способ применяли для размножения новых сортов?

Мы изучили способы вегетативного размножения . А какого его значение?

Значение вегетативного размножения:

Биологическое значение вегетативного размножения.

значительно быстрее захватить необходимую им площадь

быстрее расселиться на большой территории

Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского растения.

Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.)

Если семенное размножение затруднено, и вегетативный способ размножения является единственным



Хозяйственное значение вегетативного размножения.

1.Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений

2.Необходимость сохранения наследственных признаков сорта

3.Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном

4.Успешная конкуренция с другими растениями.

5.Растения, появившиеся путем вегетативного размножения могут раньше перейти к плодоношению.

6.Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например, могут измениться размеры растения.









Учащиеся находят на рисунке органы растения делают записи в тетради



































учащиеся самостоятельно работают с учебником,

делают записи в тетради

ответы учащихся







































учащиеся высказывают свои версии, делают записи в тетради

Коммуникативные УУД

1 . Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД

1.Уметь выделять необходимою информацию; структурировать знания.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Физкультурная минутка


Показ упражнений. Контроль за выполнением команд

Выполнение физических упражнений


Первичное закрепление

Обеспечение восприятия, осмысление первичного запоминания детьми изучаемой темы

А теперь, кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансевьера). Работая сообща, в течение двух минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение?

Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”

Проверим ваши решения с помощью подсказок (приложение 3), которые находятся в конвертах на столах микрогрупп.


самостоятельная работа в группах, ответы учащихся

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Наш урок подходит к концу.

Домашнее задание.

параграф 25

подготовьте

проект: «Зеленый уголок»

попробуйте вегетативно размножить какое-либо комнатное растение (предварительно составьте план своих действий)

результат принесите в школу. Надеюсь, что ваша работа принесет результат, а созданный с вашей помощью зеленый уголок в школе или дома будет не только дарить хорошее настроение, но и сохранять здоровье.

Записывают в дневники домашнее задание, задают интересующие их вопросы

Регулятивные УУД

1.Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Оцените нашу работу на уроке.

Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над, чем поработать дома...


Оценивают свою работу на уроке, задают вопросы учителю

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.















Приложение 1

Строение цветковых растений - Фото 2795/6

Приложение 2

Виды вегетативного размножения.


п/п

Способ размножения

С помощью чего происходит

Примеры

1.

Размножение черенками









2.

Размножение ползучими побегами



3.

Размножение отводами



4.

Размножение видоизмененными подземными побегами







5.

Размножение прививкой (окулировка)










Приложение 3

Подсказки для работы в микрогруппах.

Хлорофитум – лучше всего вегетативно размножать ползучими побегами. На растении образуются удлинённые побеги, стелющиеся вдоль земли. В местах соприкосновения с землёй образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным. Кроме хлорофитума в природе так размножаются земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква.

Диффенбахия – лучше всего размножается вегетативно: побеговыми черенками. От взрослого растения отрезают черенок с 3-4 листьями или почками. Черенки ставят в ёмкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни. Кроме диффенбахии таким способом размножают традесканцию, герань, смородину.

Фиалка узамбарская – лучше всего вегетативно размножать листовыми черенками. Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные корни и придаточные почки. Кроме фиалки таким способом размножают сансевьеру, бегонию.

Сансевьера – лучше всего вегетативно размножать листовыми черенками. Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные корни и придаточные почки. Кроме сансевьеры таким способом размножают фиалку узамбарскую (сенполию), бегонию.

Гиацинт – лучше всего вегетативно размножать видоизменёнными побегами луковицей. Из боковых почек на материнской луковице (видоизменённом побеге) образуются «детки» – дочерние луковицы.



Технологическая карта урока "Вегетативное размножение " 6 класс
  • Биология
Описание:

Тема урока: «Вегетативное размножение покрытосемянных растений» 6 класс, учебник В.В. Пасечник.

Цели по содержанию:

Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».

Развивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Планируемые результаты учебного занятия:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).

4. умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и практическую работу.;).

Коммуникативные УУД

1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Задачи: Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и формы обучения : объяснительно - иллюстративные, частично - поисковый: индивидуальная, фронтальная, практическая.

Образовательные ресурсы: презентация.

Оборудование: компьютер, растения

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценивания, технология обучения в сотрудничестве, элементы здоровьесберегающей технологии .

Автор Мосолова Оксана Ивановна
Дата добавления 15.07.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 2168
Номер материала 60242
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓