Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Имя существительное”

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Имя существительное”

Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное”

Цели:

  • систематизировать ранее изученное о существительном;

  • углубить понятие о роли существительных в речи;

  • повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

  • определять синтаксическую роль существительных в предложении

  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы;

  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений, повторение ранее изученного о существительном

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http:|//www.net; http:|//www.zavuch.info; http:|//www.intergu.ru; http:|//www.festival.1septembr.ru.html

Оборудование: интерактивна доска, компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал: фотографии с видами городка, карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов.

Основные понятия: общее грамматическое значение, морфологирческие признаки, синтаксическая роль


Технологическая карта урока:


Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия ученика

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной, сказочной стране. «Имя существительное». Приобретайте билеты на экскурсионный автобус, ответив на вопрос. Для этого нужно назвать части речи слов в стихотворении, записанном на доске:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Полет чаек.

Игра волн.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

За правильный ответ каждый получает смайлик.


-Молодцы! Верно! Наша сказочная страна называется «Имя существительное».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками




II. Актуализация знаний. Объявление темы и целей урока


Запишите тему нашего урока: «Имя существительное ».

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).

- Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Имя существительное- удивительная часть речи» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают

по опорной схеме.


П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор













III.Творческая практическая деятельность

1 станция «Спрятанное слово»

-Для чего необходимы имена существительные?


Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести

1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.

2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)

3) Синоним слова бескорыстие


4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей»

5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»

6) войсковое подразделение ,состоящее первоначально из ста человек.

7) Синоним слов «работа, занятие»

8) Часть суток от захода до восхода солнца

- Какие словари помогли мне подготовить данное задание?

Какое «спрятанное» слово получилось?


- Какое оно имеет отношение к существительному?


- Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку


2 станция «Число»

-Поставьте существительные ед.ч. во мн.ч.:

Книга, край, окно, поле, друг, мастер, парта, ученик, лев.

-Поставьте существительные мн.ч. в ед.ч.:

Мальчики, девочки, деревья, облака, песни, леса, стулья.

Какие окончания имеют существительные во мн.числе?

-С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные мн.ч.

-Какой признак бывает трудно определить у существительных во мн. числе?



3 станция «Число»









Групповая работа. Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)

Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.











Называют словари.



определяют слово «сущность»


Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).





Работают в парах: выполнив задание самостоятельно, обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.




Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.




















П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника










3 станция «Род»

Отгадайте загадки и определите род:

-Не шумит в реке камыш,

Не шумит под полом …(мышь-ж.р.).

-В этот час такая тишь!

Только слышно: «Спи…(малыш-м.р.)

-Кругла, а не мяч,

Желта, а не репа. (луна-ж.р.)


4 станция «Склонение»

Работа по упражнению 96 в учебнике. Рассмотрим таблицу.

Выпишите из стихотворения А.Фета «Это утро, радость моя…" по 5 существительных.

1 склонение

2 склонение

3 склонение







5 станция «Падеж»

Работа по упражнению 99 в учебнике. Рассмотрим таблицу.

Выполнение упр.100.




6 станция «Орфография»

Учитель читает загадки. Отгадки (рожь, грач туч)

Прочитаем орфограмму №8 на странице 47.

Выполним упражнение 98







Коллективная устная работа.



Делают выводы, слушают ответы товарищей, дополняют.








2 ученика работают у доски на оценку. Все учащиеся выполняют упражнение в тетради, контролируя работу у доски.

Ученики отгадывают загадки, записывают их на доске. Формулируют совместно с учителем вывод о правописании ь после шипящих на конце слова.

Ребята по цепочке выполняют упражнение на доске и в тетрадях, получая смайлик.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

IY. Закрепление.




Рефлексия деятельности.


7 станция «Морфологический разбор имени существительного»

Задание: произведите морфологический разбор слов: речь, стол, парта

Подведение итогов работы.

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

Самооценка знаний:

Зеленый - понял, могу ответить на все вопросы

Желтый - испытываю затруднения

Красный - понимаю, но не могу самостоятельно ответить

-Молодцы! Зеленый свет-путь к знаниям открыт



Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.



Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

ПП: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки

Р:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

К.осуществляют совместную деятельность умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации




Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Имя существительное”
  • Русский язык и литература
Описание:

Технологическая карта урока разработана в соответствии с программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и учебником (Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013г.) В разделе "Вспоминаем, повторяем, изучаем" на тему "Имя существительное" отводится 1ч. Цель урока: систематизировать ранее изученное о существительном; углубить понятие о роли существительных в речи;повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных; содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Автор Арсланова Марина Геннадьевна
Дата добавления 23.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1733
Номер материала MA-062578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы