Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: « Исконно русские и заимствованные слова»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

образовательная: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться находить в тексте иноязычные слова, пользоваться словарем,

воспитательная : воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе ;

формировать УУД:

- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем

-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

-предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;

-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные :уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Основные понятия : заимствованные слова

Межпредметные связи: русский язык, литература

Ресурсы:

-основные Русский язык .6 класс. Ладыженская Т.А. и др.

-дополнительные : Школьный словарь иностранных слов ( авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая.)

Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент ( 1-2 мин)

Цель: организация направленного внимания на начало урока , проверка рабочих мест, создание положительного настроя учащихся на урок

Готовятся к восприятию информации

Создание атмосферы сотрудничества



Личностные УУД ( положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения , сотрудничество с учителем и учениками)

  1. Актуализация знаний ( 4-5 мин)

Цель: повторить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне

Записывают число, выполняют

орфографическую диктовку

Диктует слова, просит объяснить правописание слов

Организует опрос учащихся

Орфографическая диктовка: футбол, хоккей, баскетбол, вокзал, теннис, спортсмен.

Какой языковой материал перед вами?

Испытывали ли вы затруднения при написании данных слов?

Почему?

Подчиняются л и эти слова каким-либо правилам? Почему?

Вспомните, из какого языка пришли к нам эти слова?

Прочитайте эпиграф к уроку : « Все народы меняются словами»

В.Г.Белинский

Как вы понимаете слова Белинского?.

Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?


Познавательные УУД ( умение систематизировать материал, полученный на других уроках)

Коммуникативные УУД( уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)


  1. Постановка учебной задачи ( 4-5 мин)

Цель: подвести детей к самостоятельной постановке образовательной цели.









  1. Открытие нового знания

( 7-8 мин.)

Формулируют тему , цели урока, записывают тему в тетрадь















Чтение п. 25 ( стр. 67-68 ), отвечают на вопросы учителя



Помогает учащимся сформулировать тему и цели













Организует самостоятельную работу













Сообщает учащимся, что в русском языке , по подсчетам ученых, приблизительно 10% иностранных слов . Знакомит с учащихся с другими заимствованными словами : акула, пельмени, кнут ( из скандинавских языков); офицер, фронт , штаб ( из немецкого); верфь, гавань, лоцман ( из голландского) соло, дуэт, сопрано ( из итальянского) костюм, кашпо, шинель ( из французского)

Заимствованные слова имеют свои признаки. Так, если слово начинается с а,ф, ц, э или имеет приставку дез- или оканчивается на –ция , то это слово заимствованное. Сочетания шт, хт, кс(пс),мп(вп) также говорят нам о том, что слово пришло из другого языка.


























-Какие слова называются заимствованными?

Какими путями приходят в язык заимствованные слова?

Из какого словаря можно узнать о происхождении слов?

Из каких языков заимствованы слова сундук, колчан, башмак, барабан?

Кукла, кровать, свекла, скамья?




Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)

Познавательные

УУД (систематизировать материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию)

Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)


  1. Физкультминутка ( 2 мин )



Выполняют упражнения

Организует физкультминутку

Вышла мышка как-то раз ( ходьба на месте )

Поглядеть, который час( повороты вправо, влево)

Раз, два, три,четыре( хлопки над головой )

Мышки дернули за гири( руки вверх и приседаем)

Вдруг раздался странный звон ( хлопок перед собой )

Убежали мышки вон( ходьба на месте)




6 Первичное закрепление ( 4-5 мин)

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Выполняют у доски упр 122


Дает задание учащимся





Организует проверку



Выпишите из толкового словаря 3-4 заимствованных слова и составьте с ними сложные предложения




Предметные УУД ( знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов)


  1. Самостоятельная работа ( 4-5 мин)

Цель: закрепление полученных знаний

Самостоятельно выполняют упр .123

Организует работу


Метапредметные (уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем)


  1. Включение новых знаний в систему знаний

( 7-8 мин )

Цель: помочь учащимся воспользоваться новыми знаниями

Устно отвечают на вопросы и составляют предложения со словами из упр. 125



Участвуют в диалоге









































































































Читают высказывание

В.Г.Белинского: « Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания ,противна здравому смыслу и здравому вкусу»

Приходят к выводу разумном использовании иноязычных слов в речи .

Задает учащимся вопросы, приглашает к диалогу







Читает отрывки из текстов

А как же мы используем иноязычные слова?

Послушайте , что пишет в книге « Слово о словах» Л.Успенский:

«Утром, за завтраком, вы можете, сами того не подозревая , говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слова арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на «древнеиндийский язык» , ибо слово сахар- индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай. Вы начинаете говорить по- китайски: ча- так испокон веков называется в Северном Китае и чайное деревце, и напиток, полученный из него.

« Хочу какао или шоколада!» Но в таком случае вы – потомок атцеков из далекой Мексики…»

Какие слова прочно вошли в русский язык?

Воспринимаем ли мы их как чуждые, иноязычные? Почему?

Что вы можете сказать о героях сатирического стихотворения А. Пьянова « О великий и могучий»?

Коллоквиум штормило.

Схватились дискутанты.

Один сказал:

-Маркетинг!

Другой отрезал:

-брифинг!

А третий рявкнул:

-Клиринг!-

И грохнул кулаком.

Так в нашем регионе

Достигнут был консенсус

Посредством плюрализма,

Хотя и эксклюзивно,

Но что весьма престижно-

Без спонсоров притом!

Что вам показалось сложным?

Как вы считаете , уместно ли в таком количестве употреблять иноязычные слова?

Можно ли совсем отказаться от использования иноязычных слов? Почему?

Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)

Предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте

































































Коммуникативные УУД :слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.


8.

Рефлексия деятельности

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности

Отвечают на вопросы

Задает вопросы:

Над какой темой сегодня работали?

Что вызвало интерес?

Что показалось трудным?

Где могут пригодиться полученные сегодня знания?






Личностные УУД уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Домашнее задание

Записывают задание

Задает задание

П.25, упр.124, 127.










Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: « Исконно русские и заимствованные слова»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

образовательная: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться находить в тексте иноязычные слова, пользоваться словарем,

воспитательная : воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе ;

формировать УУД:

- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем

-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

-предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;

-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные :уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Основные понятия : заимствованные слова

Межпредметные связи: русский язык, литература

Ресурсы:

-основные Русский язык .6 класс. Ладыженская Т.А. и др.

-дополнительные : Школьный словарь иностранных слов ( авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая.)

Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа

Автор Воробьева Елена Ивановна
Дата добавления 24.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1114
Номер материала MA-064077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓