Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Золотое правила нравственности" (4 класс)

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Золотое правила нравственности" (4 класс)

МБОУ Веселёвская средняя общеобразовательная школа









«Технологическая карта урока этики

В 4 клаасе»



















Минайкина Елена Васильевна





2013 г





1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс 4

Тема урока

Золотое правило нравственности

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


П.Овладение новым понятием «Золотое правило нравственности»

Р. Способность понимать и анализировать свои действия

К.Изложение своего мнения, способность работать в группах

Формирование умения предвидеть последствия своих поступков, оценивать их с точки зрения «себя»;

Воспитание ценностного отношения к себе, к окружающим людям.

Развивать уважение к младшим, к сверстникам, к старшим.

Цель урока

Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений

Основные понятия, изучаемые на уроке

Золотое правило нравственности

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.


Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Картина В. Поленова «Христос и грешница»

Стихотворение «Грешница»

Сл. Г. Поженяна, муз.. А. Петрова «Песня о друге»







Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 мминут



Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.



— Что такое этика и этикет? Как вы понимаете эти слова? Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

Этика —1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

Этикет От фр.Etiquette - перечень правил

Этикет - совокупность правил, регламентирующих внешнее проявление отношения к людям. Правила этикета во много определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение. Например: школьный этикет, дипломатический этикет.



На какой вопрос отвечает этика: (выберите правильные варианты ответа)

  1. Как сделать жизнь людей лучше?

  2. Как получить удовольствие от жизни?

  3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  4. Как правильно жить, чтобы спасти душу? религиозная этика

  5. Что такое «добро» и «зло»?

Запишите цифры правильных ответов по порядку. ОТВЕТ: 1,3,4,5

— Сегодня на уроке мы будем говорить о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым.

- Кто из вас уже знает, как звучит золотое правило нравственности?

- Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики?

- Сегодня мы подтвердим или опровергнем нашу гипотезу.












Личностные

компетенции: «Позитивная установка».

























Познавательные УУД: «Визуализация понятия».


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут





Работа с текстом учебника. Чтение Слов Христа из Евангелия.

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Как вы понимаете слова Христа?

Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

Объясните выражения:

  • «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

  • «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

  • Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

  • Быть милосердным – это значит уметь прощать других

Вспомните молитву «Отче наш», какие слова свидетельствуют о необходимости прощать других людей? «…И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…»

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

(Обсуждаем выдвинутую в начале урока гипотезу.)

Чтение уч-ся текста учебника про себя.

Как по-другому можно сформулировать это правило?

Работа в группах. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:

  1. Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

  2. Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

Чтение уч-ся текста учебника.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Работа по картине.

Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница». Что вы видите на картине?». Как Христос защитил женщину?



Прочитайте отрывок из учебника, относящийся к этой картине. Как Христос защитил женщину? Почему в нашем тексте говорится, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? Что произошло?

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Можно предложить поэтический вариант (заранее подготовив 1 учащегося)

ГРЕШНИЦА

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.


На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.


«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».


И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.


От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

- Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках










Познавательные УУД: «Прием информации».












Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут



Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Работа с понятием «неосуждение».

- Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

— Как вы понимаете «неосуждение»?

Так как же избежать осуждения человека?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям
















Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут



Продолжи предложение.

«Любить грешника» означает __________________________________________________________

Неосуждение это - __________________________________________________________

У каждого из нас есть ____________ и ____________ стороны.

Каждый видит в другом частичку __________ ______________ .



Разгадайте кроссворд.





  1. То, что надо обличать и ненавидеть

  2. Те, кто несут ответственность за
    совершаемое зло

  3. То, что Господь велел человеку
    вынуть из своего глаза…

  4. Различение оценки поступка
    и оценки самого человека

  5. Тот, кого надо любить всегда

  6. То, что нельзя делать,
    если не хочешь быть судимым.






Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД







5 минут






Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?




Регулятивные УУД: «Сбор информации» (аналитика и синтез полученной информации».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.


Домашнее

задание

- Выбери для себя домашнее задание.

1. Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.

— Узнайте мнение членов своей семьи о золотом правиле этики. приложения к учебному пособию А.В.Кураева "еке есть туловище человечка красный кружок, если

2. Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду …., так как …. .

3. Написать сочинение – рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»






Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Золотое правила нравственности" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений

Основные понятия, изучаемые на уроке

Золотое правило нравственности

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику«Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке


домашнее задание

Картина В. Поленова«Христос и грешница»

Стихотворение «Грешница»

Сл. Г. Поженяна, муз.. А. Петрова «Песня о друге»

Написать сочинение – рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»



Автор Минайкина Елена Васильевна
Дата добавления 26.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1317
Номер материала MA-061714
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓