УМК «Перспективная начальная школа»
Окружающий мир, 3 класс, урок-практикум
Технологическая карта урока
Тема урока
План местности
Личная значимость изучаемо-го для школьников
В каких случаях удобно использовать план местности
Планируемые результаты
- Учащиеся знакомятся с понятием плана местности, с его назначением, отличительными особенностями;
- Ученики учатся читать готовый план местности по условным знакам;
- Учащиеся учатся составлять план местности
Методы обучения
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Демонстративный
Формы организации учебной деятельности
Практические работы:
Сравнение глобуса, географической карты и плана местности;
Условные знаки (применение ПК);
Ориентирование в плане местности;
Изображение плана классной комнаты с помощью условных знаков (применение ПК) в малых группах
Познавательные задачи
Что такое план местности?
Какие бывают планы местности?
Зачем нужны планы местности?
Кто составляет планы местности?
Как составляют планы местности?
Основные понятия и термины урока
План местности; чертеж; масштаб; условные знаки; ориентация плана местности; геодезия; геодезист.
Оборудование
ПК, мультимедиапроектор, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебники, тетради для самостоятельной работы, альбомные листы, цветные карандаши, линейки, рулетки
План урока:
№
п/п
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Используемые
средства обучения
1
Орг. момент
Распределение класса на 3 группы (по рядам)
Рассаживаются по группам
2
Повторение пройденного материала
Задания:
1. Расскажите об Отечест-венной войне 1812 г., о вто-ржении Наполеона
2. Расскажите о совете в Филях и разгроме Наполео-на
Учащиеся дают развернутые ответы.
3
Создание про-блемной ситу-ации
Игра «Шифровальщик»
- Расшифровав слова, узнае-те, с какими понятиями бу-дем работать на уроке
По мере разгадывания, на доске раскрываются слова:
План местности, геодезист, масштаб
Ученики разгадывают ребусы
1 группа:
2 группа:
3 группа:
ПК, мультиме-диапроектор
4
Актуализация знаний.
Сообщение темы, целей
урока
Вступительное слово учи-теля:
План – с латинского пере-водится как плоскость. Одно из значений – чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в мас-штабе…) небольшую часть земной поверхности
Формулируют тему урока и познавательные задачи.
ПК, мультиме-диапроектор
5
__
6
Изучение но-вого материа-ла
_____________
Закрепление изученного
1. – Давайте «прочитаем» план Бородинской битвы, на котором отражен острей-ший момент сражения. Обратите внимание на ус-ловные знаки и масштаб.
2. – А теперь сравним гло-бус, карту и план. Можно было бы это сражение изо-бразить на карте России, например? А на глобусе? Почему нельзя?
- А можно ли составить план нашего городка, на-пример?
3. – Так что же такое план?
4. Виды планов.
- Что можно изображать на планах?
- Для чего нужны такие планы?
5. – Как вы думаете, кто со-ставляет планы?
- А как составляют план местности?
_________________________
1. – Поупражняемся в чте-нии готового плана местно-сти с помощью условных знаков.
2. Составление плана клас-сной комнаты.
- Что необходимо для со-ставления плана?
- Начертите план клас-сной комнаты.
- Сравните полученные чертежи.
Рассматривают в атласах и на доске план Бородинского сражения, пытаются «про-честь» его
Дети отвечают, что нельзя, т.к. – село.
Делают вывод: Карта – это изображение больших пространств (Земли, страны, области, района)
Можно, но это уже не карта, а план.
Читают по учебнику опреде-ление плана местности.
Дом, школу, деревню, поля, сады, леса и т.д.
Ищут ответ в учебнике.
С помощью условных знаков и масштаба.
Выполняют задание:
а) У доски 3 ученика рисуют двухэтажный дом.
б) Ученики сравнивают дома.
в) Делают вывод: необходимо знать точные размеры (мас-штаб)._____________________
«Читают» готовый план мест-ности, используя условные обозначения и ориентирова-ние.
Делают вывод: изображены не сами предметы, а места, которые они занимают.
Измеряют длину и ширину комнаты с помощью рулетки и выбрают масштаб.
Чертят план и сравнивают с другими планами.
Делают вывод: планы одина-ковые, т.к. одни и те же измерения и масштаб.
ПК, мультиме-диапроектор, ат-ласы
Глобус, физичес-кая карта, атласы
Учебники
Учебники
________________
Атласы
Альбомные лис-ты, цветные ка-рандаши, линей-ки, рулетки
7
Итог урока
_ Чем же отличается план от карты?
- Для чего предназначены планы?
Объявление оценок за рабо-ту на уроке
Кратко отвечают на вопросы.
Слушают комментарии учи-теля.
8
Домашнее задание
1. Чтение статьи учебника
2. Составить план комнаты
Записывают задание, слушая пояснения учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.