Главная / Математика / Технологическая карта урока на тему "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда." (5 класс)

Технологическая карта урока на тему "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда." (5 класс)

Технологическая карта урока

Автор: Воропаева Ирина Михайловна

Тема: «Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Планируемые результаты:

- предметные (изучение элементов прямоугольного параллелепипеда, свойств его граней; вывести формулу для нахождения площади поверхности и развить навык применения данной формулы);

- метапредметные (умение работать по составленному плану, использовать средства для получения информации; умение передавать содержание материала, умение организовывать взаимодействие при работе в парах);

- личностные (самоопределение, формирование уважительного отношения к чужому мнению).



Учебные задачи: - образовательные (познакомить учащихся с прямоугольным параллелепипедом, его элементами; сформировать умение вычислять площадь его поверхности);

- развивающие (развивать пространственное воображение, умение замечать проблему, находить пути её решения);

- воспитательные (воспитывать любознательность, повышать интерес к предмету).

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, предметы в форме прямоугольного параллелепипеда, встречающиеся в жизни.

















Этап урока

Цель этапа

Содержание
деятельности учителя

Форма организации деятельности учащихся, содержание деятельности учащихся

Метод, прием

Фаза 1.

Начало образовательного мероприятия



Инициация





































Вхождение или погружение в тему











Цель: создание комфортной обстановки начала урока.

























Цель: мотивировать учащихся на активное восприятие учебного материала, выяснение целей урока.











Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.





Учитель берёт клубок с нитками, держит конец нитки и передаёт клубок ученику, сказав ему добрые слова, затем аналогично поступает выбранный ученик. После того как у учеников оказалась в руке нить, они по команде учителя поднимают руки вверх и смотрят на получившуюся паутину.

- Распутать паутину мы сможем, если будем работать вместе и доверять друг другу.



В презентации на слайде математический пазл, который учащиеся собирают в процессе фронтальной работы (на экране появляется рисунок – сундук в виде прямоугольного параллелепипеда).

Вопросы на пазлах:

1.Какие фигуры называются равными?

2.Какие площади имеют равные фигуры?

3.Какие вы знаете единицы измерения площадей?

4.Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника

5.Как найти площадь прямоугольника?

6.Назовите элементы прямоугольника.

7.Сформулируйте определение квадрата.

8.Как найти площадь фигуры, зная площади ее частей?

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите на картинке?



- Какую фигуру напоминает вам этот сундук?



- А как вы думаете, какая же тема нашего урока.









- Ребята! Какие мысли возникают у многих из нас при виде сундука? На каждой парте у вас лежит своё сокровище (вырезанная картинка с изображением драгоценного камня), давайте их все сложим в один сундук. Но вот какая беда сундук, который мы с вами нашли очень старый, что же нам делать?



Давайте на обратной стороне драгоценных камней запишем цели нашего урока и сложим их в сундук.












Приветствие учителя. Контроль готовности рабочего места.



Учащиеся передают клубок, проговаривая добрые слова друг другу, стараясь его не уронить.

















Учащиеся по одному отвечают на вопросы пазла (остальные учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают верный или неверный ответ).































Сундук.



Прямоугольный параллелепипед





Прямоугольный параллелепипед

(записывают в тетради число, классная работа, тему урока).



Отвечают на вопрос. (Сокровища)











Высказывают своё мнение. (Его надо отремонтировать или хотя бы покрасить). Записывают и складывают камни в сундук, приклеенный к доске.



















Паутина



























Интерактивный опрос



































































Сундук с сокровищами

Фаза 2.

Работа над темой.

Инпут.

















































































Проработка содержания темы.










Цель: концентрация внимания учащихся, структурирование информации.

























































Цель: научить обсуждать и анализировать предлагаемые вопросы.










Предлагается работа на распознавание среди предложенных фигур (лежащих на отдельном столе), выбрать те, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда, рассказать, где в жизни они встречались с прямоугольным параллелепипедом. Далее проводится обобщающая беседа, где учащиеся перечисляют элементы, по которым они отбирали данные фигуры.





Учащимся в парах предлагается вспомнить элементы прямоугольного параллелепипеда (на каждой парте лежит прямоугольный параллелепипед).

Учитель задает наводящие вопросы:

1)Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?

2)Какие между собой противоположные грани параллелепипеда?

3)Сколько ребер имеет параллелепипед?

4) Сколько вершин имеет параллелепипед?

5)Какие три измерения имеет параллелепипед?

(Во время обсуждения учитель в центре доски записывает большими буквами ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД и расставляет от него стрелочки, под каждой из которых в ходе совместной работы с классом записывает его составляющие элементы).



- Ребята в начале урока мы с вами собирали пазл и в результате мы увидели старый сундук. Для того, чтобы придать ему хороший вид, нам надо его покрасить лаком, а вот сколько лака нам понадобиться мы с вами узнаем, если решим следующую задачу.

Задача.

Сколько потребуется лака, чтобы покрасить сундук, который имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 100 см, ширина 50 см и высота 60 см, если известно, что для того, чтобы покрасить 1дм2 поверхности необходимо 30 г лака.










Учащиеся по очереди подходят к столу и выбирают предмет, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, и говорят, почему они выбрали именно этот предмет. В результате учащиеся делают вывод обо всех выбранных предметах.







Учащиеся рассматривают параллелепипеды и проговаривают его элементы, после этого делают записи в тетрадях (работа в парах):

Прямоугольный параллелепипед имеет:

вершин,

ребер,

граней.









































У учащихся возникают трудности, так как они не знают формулу для вычисления площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Возникла проблемная ситуация.

(учащиеся высказывают своё мнение по решению данной проблемы)



После обсуждения делают вывод, о необходимости знания формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.



































































Кластер


































Продолжение работы над темой.
















































Цель: контроль усвоения знаний




Учащимся предлагается поработать в парах (с соседом по парте). На каждой парте лежит прямоугольный параллелепипед и инструкция по выполнению работы. В ходе, которой учащимся необходимо измерить длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда, найти площади всех граней по отдельности, сделать вывод о площадях противоположных граней, найти сумму площадей всех граней, записать формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Учитель корректирует гипотезу учащихся.







Учащимся предлагается проверить полученную после вычислений площадь, используя линейку.



















Учитель предлагает вернуться к задаче, вызвавшей проблему и решить ее.

Учащиеся работают в парах, выполняют предложенное задание. После завершения работы выдвигают свои предположения и записывают формулу в тетради и на доске под стрелочкой.

























Учащиеся выполняют измерения площадей с помощью линейки и приходят к выводу, что значения площадей получились одинаковыми, значит, полученная формула верна, и ее можно использовать при решении задач.





Учащиеся самостоятельно решают задачу, а затем все вместе проверяют решение.












































Фаза 3.

Завершение образовательного мероприятия

Эмоциональная разрядка.





















Рефлексия.



















Домашнее задание




















Цель: снять напряжение, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.







Цель: выяснить впечатления учащихся от данного урока.























Цель: закрепить знания, полученные на уроке и показать практическое применение темы











Учитель командует всем ученикам стоя возле своих парт сделать наклон в левую сторону и подмигнуть левым глазом, затем в правую сторону и подмигнуть правым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью и так по цепочке.





- Вернёмся к нашему сундуку и выясним, достигнуты ли наши цели.



Учитель предлагает учащимся представить, что всё время, проведённое на уроке, они провели в кафе и теперь их просят сделать записи в книге отзывов и предложений, продолжив фразу:

- Я съел бы ещё этого …

- Больше всего мне понравилось …

- Я почти переварил …

- Я переел …

- Пожалуйста, добавьте …



Задаёт учащимся придумать и решить задачу, связанную с вычислением площади поверхности прямоугольного параллелепипеда с практическим применением в жизни.












Каждый ученик внимательно слушает команды учителя и выполняет их.



















Высказывают своё мнение.





Учащиеся записывают на заранее приготовленных карточках свои отзывы и предложения, приклеивают их на лист в виде книги (приклеенной на доске) и комментируют.













Слушают и записывают задание.











Японские поклоны.





























Кафе









Технологическая карта урока на тему "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда." (5 класс)
  • Математика
Описание:

Технологическая карта разработана по теме "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда." для 5 классов, работающих по учебнику: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин и другие. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.

Тип урока: изучение нового материала. Урок составлен с использованием: проблемно-диалогической технологии и активных методов обучения. В технологической карте прописаны деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые универсальные учебные действия, применяемые методы. Цель урока: - познакомить учащихся с понятием площади прямоугольного параллелепипеда и вывести экспериментальным путём формулу для вычисления площади прямоугольного параллелепипеда;- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной, исследовательской работе;- формировать положительную мотивацию, способность к самооценке.

В ходе данного урока учащиеся знакомятся с понятиями: площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и с формулой для её вычисления, проводят исследовательскую работу.

Автор Воропаева Ирина Михайловна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1819
Номер материала 58443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓