Инфоурок Литература Другие методич. материалыТехнологическая карта урока на тему" Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?"

Технологическая карта урока на тему" Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?"

Скачать материал

 

 

Технологическая карта урока «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

 

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока

Образовательная: познакомить с чередованием гласных звуков; формировать умение записывать слова с помощью транскрипции, находить сильные и слабые позиции гласных звуков, определять позиционно чередующиеся звуки;

развивающая: совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; формировать уни- версальные учебные действия;

воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку

Технологии, методы, приемы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

Позиционное чередование, гласные звуки, твердые и мягкие согласные

 

 


50

 

 

 

 

Планируемый результат

Предметный

учебно-языковые умения:

  писать слова с помощью транскрипции;

  определять сильные и слабые позиции гласных звуков;

  находить позиционно чередующиеся гласные звуки;

  применять условные обозначения для характеристики звуков (сильная и слабая позиции гласных звуков, позиционное чередование гласных звуков);

  изменять слова по числу;

речевые умения:

  строить высказывания в научном стиле

Личностный:

  осознавать границу знания/незнания, стремиться  преодолеть этот разрыв.

Метапредметный:

  принимать и осознавать учебную задачу; осуществлять контроль и оценку выполняемых действий; работать

по предложенному плану (р.);

  формулировать учебную задачу; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (п.);

  сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; слушать и понимать речь других; уметь

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи (к.)

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная Работа в парах Групповая работа

Индивидуальная работа

Книгопечатная продукция: В.  В.  Репкин,  Е.  В.  Восторгова, Т. В. Некрасова «Русский язык», 2 класс (ч. 1); И. П. Старагина, Т. В. Некрасова «Рабочая тетрадь», 2 класс.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, планшеты с маркером для групповой работы

 

 

 


51

 

 

 

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформление доски, наглядность

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организа- ционный

УУД:

умение мобилизоваться для работы

 

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

II. Создание ситуации успеха

Предметные:

  записывать слова звуками; находить сильные и слабые позиции гласных звуков; изменять слова по числу; определять позиционное чередование гласных звуков. УУД:

  контролировать

и оценивать результаты работы; отличать верно выполненное задание

от выполненного неверно (р.);

  анализировать, обобщать (п.);

  слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли (к.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ó з ы] а з á]

  Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о гласных звуках.

  Все ли звуки ведут себя одинаково в сильной и слабой позиции?

 

   Как можно доказать, что [о] изменяется, когда попадает в слабую позицию?

  Попробуем это сделать на конкретном примере. Найдем сильные и слабые позиции звуков в слове «козы».

Запишите это слово звуками.

 

 

  Какие звуки в сильной позиции, а какие в слабой? Отметьте позиции звуков.

  Как доказать, что в этом слове

в слабой позиции вместо [о] придет другой звук?

  Они могут быть в сильной и слабой позиции.

  Нет, [о] в слабой позиции изменяется; [у] в слабой позиции не изменяется.

  Нужно изменить слово по числу.

 

 

 

 

Один ребенок записывает на доске, остальные

в тетради.

Отмечают сильные и слабые позиции гласных звуков.

 

Образовать единственное число: а з á].

 


52

 

 

 

 

 

[о] // [а]

  Убедились ли мы, что [о] в слабой позиции не сохраняется?

  А с каким звуком чередуется [о]?

 

  Оцените работу ученика.

 

  Укажите чередование

  Да.

 

  [о] позиционно чередуется с [а].

Оценивают знаками: «+»,

«–».

Указывают позиционное чередование [о] // [а]

III. Создание ситуации затруднения (разрыва)

Предметные:

  записывать слова звуками; находить сильные и слабые позиции гласных звуков; изменять

слова по числу; определять позиционное чередование гласных звуков.

УУД:

  ориентироваться в своей системе знаний: определять границы знания/

незнания (л.);

  контролировать, оцени- вать результаты работы (р.);

  слушать и понимать речь других; уметь

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.)

 

  Поработаем с другим словом.

В нем тоже в сильной позиции есть звук [о]. Предположите, какой звук в слабой позиции придет вместо [о].

  Запишите звуками слово весла.

 

 

  Как найти чередующийся звук?

 

 

 

 

 

  Оцените работу ученика.

  Как же так получается: ведь [о]

должен чередоваться с [а], а здесь не [а]?

Может быть, чередование неправильное? С каким звуком здесь чередуется [о]?

  Звук [а] (согласно правилу чередования).

 

 

Один ребенок записывает на доске, остальные

в тетради [в’ó с л а].

  Нужно изменить слово по числу [в’и с л ó].

Отмечают сильные и слабые позиции гласных звуков, позиционное чередование звуков.

Оценивают знаками «+», «–».

Дети в замешательстве.

 

Дети высказывают свое мнение. Например: «Может быть, мы что-то не знаем

об этом чередовании?»

 


53

 

 

 

IV. Осознание учебной задачи, ее решение

Предметные:

  записывать слова звуками; находить сильные и слабые позиции гласных звуков; изменять слова по числу; определять позиционное чередование гласных

звуков.

УУД:

  высказывать свое предположение на основе учебного материала; анализировать с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключение (п.);

  слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.)

 

  Давайте выясним, что это

за чередование, при котором один

и тот же звук чередуется то с одним звуком, то с другим.

 

  Запишем звуками слово тропы.

  Какое чередование у нас получилось?

 

 

 

 

 

 

 

  Продолжим наблюдение. Запишем слово гнезда.

 

 

 

 

 

 

  Теперь я предлагаю мальчикам самостоятельно в тетради поработать

со словом горы, а девочкам – со словом

звезды.

  Проверим результаты вашей работы.

 

 

 

 

 

Один ребенок записывает на доске, остальные в тетради: р ó п ы]. При записи отмечают сильные и слабые позиции гласных звуков, указывают позиционное чередование звуков:

[о] // [а].

 

Один ребенок записывает

на доске, остальные в тетради н’ó з д а]. Отмечают сильные и слабые позиции гласных звуков, позиционное чередование звуков: [о] // [и].

Работают самостоятельно в тетрадях.

 

 

 

 

У мальчиков получилось чередование [о] // [а],

а у девочек [о] // [и].

 


54

 

 

 

 

 

[о] // [а]

[о] // [и]

  Укажем результаты наших наблюдений в модели.

 

  Мы убедились, что звук [о] может чередоваться с разными звуками.

А есть ли правила, по которым про- исходит выбор чередующихся звуков? Или, может быть, [о] заменяется разными звуками (то [а], то [и]), когда как захочет? Как вы считаете?

Обсудите этот вопрос в парах.

 

 

Если дети не заметят.

  Может быть, вам поможет моя подсказка? (Учитель подчеркивает согласные звуки перед [о] во всех рассмотренных случаях.) Обратите внимание на звук перед [о]. Твердый он или мягкий?

  Разгадали ли мы секрет звука [о]?

 

 

 

 

 

 

  Согласимся?

Дети коллективно дополняют модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в парах, высказывают свои мнения, догадки. Скорее всего, дети заметят закономерности.

 

 

 

 

 

 

Да, если перед [о] стоит твердый согласный, то [о] будет позиционно чередоваться с [а]. Если перед [о] стоит мягкий согласный, то [о] будет позиционно чередоваться с [и]. Показывают знак «+».

 

 

 


55

 

 

 

IV. Модели-

Предметные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ ]: [о] // [а]

[ , ]: [о] // [и]

Давайте составим модель,

Разбиваются на группы,

рование,

фиксировать

чтобы легче было понять, когда [о]

распределяют роли в группе,

продолжение

особенность чередования

чередуeтся с [а], а когда с [и].

составляют модель.

поиска

гласных звуков

Выберите того, кто будет защищать

Выбирают представителя

в решении учебной задачи

в зависимости от качества согласного; анализировать звуковой состав слова.

УУД:

моделировать выделенные свойства понятия; анализировать с целью выделения

существенных признаков, устанавливать причинно- следственные связи, делать умозаключение (п.);

модель, составленную вашей группой.

  Продемонстрируйте свои модели ребятам всего класса. Объясните классу по своей модели, как же понять, с каким звуком будет позиционно чередоваться [о]?

 

 

  Как вы считаете, какой моделью удобнее пользоваться?

группы.

Представители групп

с планшетами выходят

к доске, демонстрируют результаты работы всему классу, защищают модели.

Дети задают вопросы

по составленным моделям, высказывают свое мнение. Выбирают наиболее удачную модель. Фиксируют ее

на доске.

определять правила

Интересно, а такое правило действует

Дети в замешательстве.

работы в парах, в группах;

только при чередовании звука [о]?

 

слушать и понимать речь

Понаблюдаем. Измените по числу

Некоторые дети работают

других; уметь

слова шест, место, цены, перья.

у доски, остальные в тетрадях.

с достаточной полнотой

(Ребята записывают слово

и точностью выражать свои

звуками, отмечают сильные

мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии

с грамматическими и синтаксическими

и слабые позиции гласных

звуков, указывают позиционное чередование звуков.)

При проверке используют знаки.

нормами родного языка (к.)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ ]: [э] // [ы]

Проверим результаты вашей

Если перед [э] стоит твердый

работы. Что вы заметили?

согласный, то [э] будет

 

позиционно чередоваться с [ы].

От чего зависит появление вместо

Если перед [э] стоит мягкий

звука [э] то звука [ы], то звука [и]

согласный, то [э] будет

в безударном слоге?

позиционно чередоваться с [и].

Кто согласен?

Показывают знак «+».

Как нам нужно уточнить свою

Выдвигают гипотезы

[ , ]: [э] // [и]

модель, чтобы она отражала

по уточнению модели.

и это правило тоже?

Наиболее удачный вариант

фиксируется на доске

VI. Домаш- нее задание

УУД:

  работать по предложенно- му плану, инструкции (р.);

  слушать и понимать речь других (к.)

 

Дома проверьте, одинаковые ли звуки появятся вместо ударного [а] в словах сад и ряд, если эти слова изменить по числу. Подумайте, чем вы можете это объяснить

Записывают домашнее задание

VII. Рефлек- сия изучен- ного на уроке

Предметные:

  объяснять особенности чередования гласных звуков в зависимости

от позиции.

УУД:

  оценивать свои достижения (л.);

  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.)

 

Что вас удивило на уроке? Сможете ли вы объяснить, почему некоторые гласные звуки чередуются не с одним, а с несколькими звуками?

Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока на тему" Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Анализировать:- что такое позиционное чередование гласных звуков;- фонетический закон для гласных звуков (невозможность употребления в безударном слове [о] и [э] – закон русского произношения;- признаки сильных и слабых позиций гласных звуков;- типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций);- принцип русского письма: позиционночередующиеся звуки обозначаются одной и той же буквой – той, которая обозначает звук в сильной позицииОбнаруживать в любом звучащем слове проблемные места – орфограммы слабых позиций гласных, обозначать их прочерками в буквенной записи.Узнавать предметы по сообщениям о нём (загадки). Составлять высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 600 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 726
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.09.2020 170
    • DOCX 149 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дьяченко Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дьяченко Анна Владимировна
    Дьяченко Анна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83779
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 193 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 319 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 376 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Государственная политика и федеральные программы в сфере общего образования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов