Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Выполнила учитель ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова п. Новосемейкино Ворожейкина Наталья Алексеевна


Предмет: русский язык

Класс 5

Тема урока Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений

Цель урока

  • Помочь осознать значимость совместной деятельности для повторения и обобщения изученного материала

  • Создать условия для развития учебных действий: ставить учебные задачи, осознавать качество и уровень освоения учебного материала, сличать способ действия и его результат с эталоном, осуществлять самооценку

  • Способствовать формированию умений ставить цели, планировать и осуществлять деятельность, структурировать информацию, осуществлять контроль и самоконтроль

Задачи

  • Развивать способность детей критически мыслить, работать с информацией для решения проблемы.

  • Поддерживать у обучающихся умение эффективно взаимодействовать в группе. Развивать критическое отношение к себе и окружающим с целью коррекции собственных умений.

  • Воспитывать у учащихся понимание ценности человеческого общения, любовь к родному слову.





Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание членов предложения, обращения; структурных отличий простых и сложных предложений; опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, в предложениях с обращением, в сложных предложениях с союзом И; схем предложений с однородными членами и ССП с союзом и, порядок синтаксического разбора простого предложения

Умение производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, в сложных предложениях с союзом и.


Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • составление плана и последовательности действий;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружение отклонений от эталона;

  • самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив по ходу работы;

  • оценивание собственной работы и работы одноклассников.

Познавательные УУД:

  • осмысление содержания терминов, грамматических конструкций;

  • замена терминов их определениями;

  • выбор знаково-символических средствдля построения схемы предложений;

  • сравнение предложений разной структуры

  • решение учебной задачи в виде последовательных конкретных действий

Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, планирование общих способов работы;

  • оказание поддержки и содействия одноклассникам для достижения цели в совместной деятельности;

  • участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирование своей позиции;

  • оценивание своей деятельности и работы одноклассников.




Развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

Понимание границ своего знания и незнания и стремление преодолеть разрыв между ними.

Межпредметные связи

Знание народных и авторских волшебных сказок


Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация


Ресурсы урока


Принятие и освоение роли исследователя проблемы; развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

Понимание границ своего знания и незнания и стремление преодолеть разрыв между ними.

Приобретение языкового, культурного и исторического опыта

Для учителя:

  1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./ авт..-сост. В. Я. Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2012.

  3. http://lib.1september.ru/2006/13/10.htm

  4. http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/p_dwenadcatxmes/hxt

  5. http://s-marshak.ru/articles/aliger.htm

Для учащихся

  1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.


Ход урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель сообщает, что сегодня последний урок по теме «Синтаксис и пунктуация», и предлагает обучающимся определить цель занятия.

Задаёт уточняющие вопросы: «Что вы должны знать по теме? Уметь? В чём заключается значимость этого материала для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце урока?»


Актуализация знаний

Напоминает, что подготовиться к уроку обучающимся помогли контрольные вопросы на стр. 119 учебника, на которые они устно отвечали дома, что повторение будет выстроено в соответствии этими вопросами


Предлагает записать в тетради число и тему урока. (Слайд №1)


Организует орфографическую разминку. (Слайд №2)

В синтаксисе изучают(?)ся словосоч…тания и … . Пунктуация уч…т правильно употреблять … .

Даёт задание проверить себя по ключу. (Слайд№2)


Обобщение и систематизация знаний.

Организует молчаливый опрос, напоминая правила:

– Если вы знаете ответ на вопрос, который я задаю, после номера вопроса ставите «+», если не знаете, то «–».

  1. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

  2. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

  3. На какие вопросы отвечает дополнение?

  4. На какие вопросы отвечает определение?

  5. На какие вопросы отвечает обстоятельство?


Организует повторение теоретических сведений.

Предлагает с помощью «Светофора» (цветных карточек, которые выступают индикаторами обратной связи) оценить свои знания в соответствии с критериями:

– все «+» – красная карточка;

– один «–» – жёлтая карточка;

– больше одного «–» – зелёная карточка.


Назначает тех, у кого красные карточки, консультантами, и предлагает дать ответы на поставленные вопросы.




После повторения теоретических сведений предлагает каждому самостоятельно выполнить практическую работу.

Задание: расставьте пропущенные запятые, разберите предложение по членам (не забудьте указать, какими частями речи они выражены). (См Приложение №1)

Предлагает осуществить взаимопроверку в парах, поставить своему соседу по парте отметку за работу. показать, используя сигнальную карточку, как он выполнил задание.


Спрашивает, какая сказка пришла в класс в гости вместе с заданием, какое пунктуационное правило помогла вспомнить. Просит назвать основные признаки однородных членов.


Предлагает записать в тетради предложение (Слайд №3):

Если сказка в дом стучится,

Ты скорей её впусти.

С. Островой

Просит объяснить, какова роль запятой в этом предложении. Предлагает доказать, что предложение является сложным, и составить его схему.

Сообщает, что записанное предложение – ключ к уроку, что сегодня сказка будет нашим проводником и помощником в мире синтаксиса и пунктуации. По словам Сергея Острового,

У неё чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово. (3)


Организует работу в парах. Предлагает сравнить два предложения из сказки Ганса Христиана Андерсена, нарисовать их схемы и сделайть вывод о постановке запятой перед союзом И.

1) Утром мальчик нашёл оловянного солдатика за табакеркой и поставил его на окно. 2) Вдруг окно распахнулось, и солдатик полетел с третьего этажа вниз головой. (Слайд 4)


Организует фронтальную проверку.


Организует вертушку – работу в группах по пять человек.

Каждая группа получает карточку с текстом. Все участники группы должны поочерёдно вслух прочитать своё предложение и определить, простым или сложным оно является, объясняя свой выбор. Результат группа записывает в таблице.

(См. Приложение №2)

Предлагает проверить правильность выполнения задания по ключу (слайд №5) (См. Приложение №3)


Организует физкультминутку

Даёт задание выполнить синтаксический разбор предложения, записанного на доске: Пойдёмте со мной, братцы дорогие.


Организует повторение по вопросам:

Что такое обращение? Как выделяются обращения на письме и в устной речи?


Даёт задание выполнить самостоятельную работу по вариантам, выбрав уровень сложности. (См. Приложение №



Рефлексия

Организует самооценку, предлагая оценить по пятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело» на трёх векторах в тетради ( слайд №6) и прокомментировать свою оценку:

– «Я»: как чувствовал себя, с каким настроением работал, было ли мне комфортно, доволен ли собой?

– «Мы»: насколько мне комфортно работалось в малой группе, как я помогал одноклассникам, учителю, а они мне; какие были затруднения в общении с группой?

– «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? В чём затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы? (3; стр.31, 67)

Говорит, что отметка за работу на уроке будет выставлена каждому с учётом работы на всех этапах занятия.


Предлагает вспомнить, какие волшебные сказки были в гостях на уроке.

Завершает урок словами поэта Маргариты Алигер, которая в статье о С.Я.Маршаке писала: «Чудеса обязательно случаются в жизни,… только захоти, только будь хорошим, чистым, честным, и зацветут для тебя подснежники в январе, и будешь ты счастлив».

Пусть в человеке светят, не гаснут добрые сказки детства.

Р.Рождественский (Слайд №7)



Формулируют цель работы.



Вступают в диалог с учителем.


Планируют результаты деятельности.











Записывают в тетради число, тему урока.


Записывают предложения, вставляя нужные по смыслу слова и недостающие буквы.



Осуществляют самопроверку по ключу, при необходимости корректируя записи.




Выполняют задание.











Оценивают свои знания и сигналят о результатах учителю.







Консультанты отвечают на поставленные вопросы, остальные обучающиеся осуществляют самопроверку. Оценивают адекватность первоначальной самооценки.

Определяют границы своего знания и незнания, чтобы преодолеть разрыв между ними. Осуществляют коррекцию.


Выполняют самостоятельную работу по карточкам. После выполнения задания сдают карточки учителю на проперку.




Проверяют ответы друг друга. Показывают учителю с помощью карточек, какую отметку получили (Зелёная карточка – 5, жёлтая –4, красная – 3). Сдают работы на проверку учителю.


Узнают сказку «Царевна-лягушка», дают определение однородным членам.



Записывают предложение.




Объясняют причину постановки запятой в предложении, составляют схему.


Слушают слово учителя.








Выполняют задание в парах.






Осуществляют коррекцию в случае необходимости.


Выполняют задание в группе, осуществляя одновременно взаимопроверку и взаимоконтроль. Приходят к общему мнению и фиксируют результат работы в таблице.



Осуществляют самопроверку и коррекцию.



Делают зарядку.

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.



Дают ответы на вопросы. Слушают, при необходимости уточняют и дополняют ответы одноклассников.



Читают задание, сигналят с помощью «Светофора», какой уровень работы выбрали. (Зелёный – 1 уровень, жёлтый – 2, красный – 3). Выполняют задание.



Осуществляют рефлексию.

По желанию и при наличии времени делятся с классом своими впечатлениями.













Называют сказки: «Царевна-лягушка», «Иван– крестьянский сын и чудо-юдо», Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»



Приложение №1

_________________________________________________________________


Карточка №1

Вышли братья на отцовский двор натянули тугие луки и выстрелили.



Карточка №2

Положил царевич каравай на золотое блюдо понёс отцу.



Карточка №3

Вернулись старшие царевичи домой передали жёнам царский приказ.



Карточка№4

Утром проснулся царевич глянул на чудесный ковёр и ахнул.



Карточка №5

Сжалился царевич над бедной щукой бросил её в море и пошёл дальше.


_____________________________________________________________-

Карточка №6

Загоревал Иван неутешно взял лук да стрелы надел железные сапоги и пошёл искать свою жену.




Приложение №2

Карточка №1

Задание.

Определите, простым или сложным является предложение, объясните свой выбор. Результат запишите в таблице.


(1) Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золочёная карета, запряжённая парой гнедых. (2) Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая – сама, как солнце ясное, светится. (3) Все на неё дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут.

(4) Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые. (5) Стали гости есть, пить, веселиться.

Вид предложения по количеству грамматических основ

Номер предложения в тексте

Простое


Сложное



_____________________________________________________________________________


Карточка №2

Задание.

Определите, простым или сложным является предложение, объясните свой выбор. Результат запишите в таблице.


(1) Вернулись старшие царевичи к своим жёнам, передали им царский приказ. (2) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. (3) Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать серебром, золотом и шёлком.

(4) А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил. (5) Спросила его квакушка, почему он так печалится.

Вид предложения по количеству грамматических основ

Номер предложения в тексте

Простое


Сложное



Карточка №3

Задание.

Определите, простым или сложным является предложение, объясните свой выбор. Результат запишите в таблице.


1)Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. (2) Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем. (3) Махнула она левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. (4) Царь и все гости диву дались. (5) А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди.


Вид предложения по количеству грамматических основ

Номер предложения в тексте

Простое


Сложное





Карточка №4

Задание.

Определите, простым или сложным является предложение, объясните свой выбор. Результат запишите в таблице.


Вид предложения по количеству грамматических основ

Номер предложения в тексте

Простое


Сложное



1)Избушка повернулась к Ивану-царевичу передом, к лесу задом. (2) Иван-царевич вошёл в неё и видит: на печи лежит Баба Яга, зубы на полке, а нос в потолок врос. (3) Спросила яга царевича, зачем он к ней пожаловал. (4) Потом она его в баньке выпарила, напоила, накормила, в постель уложила. (5) Рассказал ей Иван-царевич, что ищет свою жену Василису премудрую.


____________________________________________________________



Приложение №3


Ключ к заданию


вариант

1

2

3

4

5

Номера простых предложений

3, 4, 5

1, 3, 4

2, 4

1, 4, 5

1, 3, 5

Номера сложных предложений

1, 2

2, 5

1, 3, 5

2, 3

2, 4



















Приложение №4

Самостоятельная работа

Вариант 1

Уровень 1.

Расставьте пропущенные запятые. Надпишите обращения.


1) Не трещите морозы в заповедном лесу у сосны и берёзы не грызите кору. 2) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи! 3) Разбегайтесь ручьи растекайтесь лужи! Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4) А что мама в эту корзину много золота войдёт? На шубку хватит? 5) Гостья дорогая подбрось и ты хворосту в огонь. 6) Благодарю вас ваше величество. (4)

Уровень 2.

  1. Приведите примеры, где одно и то же слово «сказка» выступало бы в роли:

а) подлежащего;

б) обращения.

_________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 3.

Составьте небольшой диалог между сказочными персонажами, включив в каждую реплику обращение.

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа

Вариант 2

Уровень 1.

А) Расставьте пропущенные запятые. Надпишите обращения.


1) Собирайтесь звери в стаю я вас всех пересчитаю. 2) Братец Январь уступи мне на час своё место. 3) Спасибо вам хозяева за доброту вашу. 4) Здравия желаю красавица! 5) А теперь гости дорогие пора мне своим хозяйством заняться. 6) Разлетайся синий дым по кустарникам седым до вершин окутай лес поднимайся до небес. (4)

Уровень 2.

Б) Приведите примеры, где одно и то же слово «Алёнушка» выступало бы в роли:

а) подлежащего;

б) обращения.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Уровень 3.

Составьте небольшой диалог между сказочными персонажами, включив в каждую реплику обращение.

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока

  • Помочь осознать значимость совместной деятельности для повторения и обобщения изученного материала
  • Создать условия для развития учебных действий: ставить учебные задачи, осознавать качество и уровень освоения учебного материала, сличать способ действия и его результат с эталоном, осуществлять самооценку
  • Способствовать формированию умений ставить цели, планировать и осуществлять деятельность, структурировать информацию, осуществлять контроль и самоконтроль
Автор Ворожейкина Наталья Алексеевна
Дата добавления 13.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 588
Номер материала MA-063179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓