Знание членов предложения, обращения; структурных отличий простых и
сложных предложений; опознавательные признаки постановки запятой между
однородными членами, в предложениях с обращением, в сложных предложениях с
союзом И; схем предложений с однородными членами и ССП с союзом и, порядок
синтаксического разбора простого предложения
Умение производить синтаксический и пунктуационный разбор простого
предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными
членами, обращением, в сложных предложениях с союзом и.
|
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном,
обнаружение отклонений от эталона;
·
самостоятельное оценивание правильности
выполнения действия и внесение необходимых корректив по ходу работы;
·
оценивание собственной работы и работы
одноклассников.
Познавательные УУД:
·
осмысление содержания терминов, грамматических
конструкций;
·
замена терминов их определениями;
·
выбор знаково-символических средствдля
построения схемы предложений;
·
сравнение предложений разной структуры
·
решение учебной задачи в виде последовательных
конкретных действий
Коммуникативные УУД:
·
организация и планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, планирование общих способов
работы;
·
оказание поддержки и содействия одноклассникам
для достижения цели в совместной деятельности;
·
участие в коллективном обсуждении проблем,
аргументирование своей позиции;
·
оценивание своей деятельности и работы одноклассников.
|
Развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения.
Понимание границ своего знания и незнания и стремление преодолеть
разрыв между ними.
|
|
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель сообщает, что сегодня последний урок по теме
«Синтаксис и пунктуация», и предлагает обучающимся определить цель занятия.
Задаёт уточняющие вопросы: «Что вы должны знать по теме?
Уметь? В чём заключается значимость этого материала для вас лично? Какой
результат вы должны получить в конце урока?»
Актуализация знаний
Напоминает, что подготовиться к уроку обучающимся помогли
контрольные вопросы на стр. 119 учебника, на которые они устно отвечали
дома, что повторение будет выстроено в соответствии этими вопросами
Предлагает записать в тетради число и тему урока. (Слайд
№1)
Организует орфографическую разминку. (Слайд №2)
В синтаксисе изучают(?)ся словосоч…тания и … .
Пунктуация уч…т правильно употреблять … .
Даёт задание проверить себя по ключу. (Слайд№2)
Обобщение и систематизация знаний.
Организует молчаливый опрос, напоминая правила:
– Если вы знаете ответ на вопрос, который я задаю, после
номера вопроса ставите «+», если не знаете, то «–».
1)
Какие члены предложения составляют его
грамматическую основу?
2)
Какие члены предложения распространяют
грамматическую основу?
3)
На какие вопросы отвечает дополнение?
4)
На какие вопросы отвечает определение?
5)
На какие вопросы отвечает обстоятельство?
Организует повторение теоретических сведений.
Предлагает с помощью «Светофора» (цветных карточек,
которые выступают индикаторами обратной связи) оценить свои знания в
соответствии с критериями:
– все «+» – красная карточка;
– один «–» – жёлтая карточка;
– больше одного «–» – зелёная карточка.
Назначает тех, у кого красные карточки, консультантами,
и предлагает дать ответы на поставленные вопросы.
После повторения теоретических сведений предлагает
каждому самостоятельно выполнить практическую работу.
Задание: расставьте пропущенные запятые, разберите
предложение по членам (не забудьте указать, какими частями речи они выражены).
(См Приложение №1)
Предлагает осуществить взаимопроверку в парах,
поставить своему соседу по парте отметку за работу. показать, используя
сигнальную карточку, как он выполнил задание.
Спрашивает, какая сказка пришла в класс в гости вместе с
заданием, какое пунктуационное правило помогла вспомнить. Просит назвать
основные признаки однородных членов.
Предлагает записать в тетради предложение (Слайд №3):
Если сказка в дом стучится,
Ты скорей её впусти.
С. Островой
Просит объяснить, какова роль запятой в этом предложении.
Предлагает доказать, что предложение является сложным, и составить его
схему.
Сообщает, что записанное предложение – ключ к уроку,
что сегодня сказка будет нашим проводником и помощником в мире синтаксиса и
пунктуации. По словам Сергея Острового,
У неё чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово. (3)
Организует работу в парах. Предлагает сравнить два
предложения из сказки Ганса Христиана Андерсена, нарисовать их схемы и
сделайть вывод о постановке запятой перед союзом И.
1) Утром мальчик нашёл оловянного солдатика за табакеркой
и поставил его на окно. 2) Вдруг окно распахнулось, и солдатик полетел с
третьего этажа вниз головой. (Слайд 4)
Организует фронтальную проверку.
Организует вертушку – работу в группах по пять
человек.
Каждая группа получает карточку с текстом. Все участники
группы должны поочерёдно вслух прочитать своё предложение и определить,
простым или сложным оно является, объясняя свой выбор. Результат группа
записывает в таблице.
(См. Приложение №2)
Предлагает проверить правильность выполнения задания по
ключу (слайд №5) (См. Приложение №3)
Организует физкультминутку
Даёт задание выполнить синтаксический разбор предложения,
записанного на доске: Пойдёмте со мной, братцы дорогие.
Организует повторение по вопросам:
Что такое обращение? Как выделяются обращения на
письме и в устной речи?
Даёт задание выполнить самостоятельную работу по
вариантам, выбрав уровень сложности. (См. Приложение №
Рефлексия
Организует самооценку, предлагая оценить по пятибалльной
системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело» на трёх векторах в тетради (
слайд №6) и прокомментировать свою оценку:
– «Я»: как чувствовал себя, с каким настроением работал,
было ли мне комфортно, доволен ли собой?
– «Мы»: насколько мне комфортно работалось в малой
группе, как я помогал одноклассникам, учителю, а они мне; какие были
затруднения в общении с группой?
– «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? В чём
затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы? (3; стр.31, 67)
Говорит, что отметка за работу на уроке будет выставлена
каждому с учётом работы на всех этапах занятия.
Предлагает вспомнить, какие волшебные сказки были в
гостях на уроке.
Завершает урок словами поэта Маргариты Алигер, которая в
статье о С.Я.Маршаке писала: «Чудеса обязательно случаются в жизни,… только
захоти, только будь хорошим, чистым, честным, и зацветут для тебя подснежники
в январе, и будешь ты счастлив».
Пусть в человеке светят, не гаснут добрые сказки
детства.
Р.Рождественский (Слайд №7)
|
Формулируют цель
работы.
Вступают в диалог с
учителем.
Планируют результаты деятельности.
Записывают
в тетради число, тему урока.
Записывают предложения, вставляя нужные по
смыслу слова и недостающие буквы.
Осуществляют самопроверку по ключу, при
необходимости корректируя записи.
Выполняют
задание.
Оценивают
свои знания и сигналят о результатах учителю.
Консультанты
отвечают на поставленные вопросы, остальные обучающиеся осуществляют самопроверку.
Оценивают адекватность первоначальной самооценки.
Определяют
границы своего знания и незнания, чтобы преодолеть разрыв между ними.
Осуществляют коррекцию.
Выполняют
самостоятельную работу по карточкам. После выполнения задания сдают карточки
учителю на проперку.
Проверяют
ответы друг друга. Показывают учителю с помощью карточек, какую отметку
получили (Зелёная карточка – 5, жёлтая –4, красная – 3). Сдают работы на
проверку учителю.
Узнают
сказку «Царевна-лягушка», дают определение однородным членам.
Записывают
предложение.
Объясняют
причину постановки запятой в предложении, составляют схему.
Слушают
слово учителя.
Выполняют
задание в парах.
Осуществляют
коррекцию в случае необходимости.
Выполняют
задание в группе, осуществляя одновременно взаимопроверку и взаимоконтроль.
Приходят к общему мнению и фиксируют результат работы в таблице.
Осуществляют
самопроверку и коррекцию.
Делают
зарядку.
Один
учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.
Дают
ответы на вопросы. Слушают, при необходимости уточняют и дополняют ответы
одноклассников.
Читают задание, сигналят с помощью «Светофора», какой
уровень работы выбрали. (Зелёный – 1 уровень, жёлтый – 2, красный – 3).
Выполняют задание.
Осуществляют
рефлексию.
По
желанию и при наличии времени делятся с классом своими впечатлениями.
Называют
сказки: «Царевна-лягушка», «Иван– крестьянский сын и чудо-юдо», Г.-Х.
Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.