Инфоурок Информатика КонспектыТехнологическая карта урока информатики "Файлы. Файловая система" (8 класс)

Технологическая карта урока информатики "Файлы. Файловая система" (8 класс)

Скачать материал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени А. М. Горького»

городского округа город Фролово Волгоградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока (технологическая карта) по информатике
в 8 классе


«Файлы. Файловая система»

 

 

 

 

 

подготовила

учитель информатики

Фирсова Мария Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Фролово
 2015


Технологическая карта урока

                    Класс:   8                           Предмет: Информатика и ИКТ

                    Раздел: Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Тема урока

Файл и файловая система

 

 

 

Планируемый результат

 

Предметные

Знать:

-понятия: файл, расширение, тип файла, имя файла, ярлык, файловая система;

Общие представления о хранении файлов.

 

Уметь:

- осуществлять основные      операции над файлами           - классифицировать файлы по типу и назначению

- составлять дерево файловой системы;

- отслеживать путь по файловой системе

 

 

 

Метапредметные

 

Коммуникативные – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные-

 Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

познавательные – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат.

 

Личностные

 

Личностные- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Основные термины и понятия

 

Файл, расширение, тип файла, имя файла, каталог, файловая система

Проблема урока

 

 

Нужно ли задавать расширение, создаваемому файлу?

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

 

Что делают?

УУД

 

 

Что делать? (сделать?)

Орг. момент

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Учатся приветствовать в соответствии с этикетными нормами

Личностные: самоорганизация

Актуализация знаний

- Прежде чем записать в тетради тему сегодняшнего урока ответьте на вопросы:

-Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере)

-А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных)

-Что такое данные? (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде)

-Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)

-А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)

-Посредством чего осуществляется хранение информации на дисках? (файлов)

-Запишем тему урока «Файл и файловая система»

 

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему в тетрадь.

Познавательные: выделять существенную информацию из слов учителя. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

 

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

-Вспомните, что называется файлом?

-Как и для любого объекта, главной характеристикой файла является что?

-Из каких элементов состоит имя файла?

- На что указывает расширение файла?

 

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение файла в тетрадь.

Регулятивные: ставить и

формулировать для себя новые

задачи в познавательной

деятельности;

Предметные: строить логическое рассуждение, умозаключение

и делать выводы, умение структурировать материал

 

 

Планирование

Организует планирование. Предлагает закончить предложение:

1.Знать…

2.Уметь…

 

 

 

 

Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей

«Открытие нового знания»

- Как вы различаете файлы в их разнообразии?

-Из каких элементов состоит имя файла?

- Какие правила присвоения имен файлам вы знаете?

(демонстрируется слайд с правилами присвоения имени файлам:

1.    Разрешается использовать до 255 символов.

2.    Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.

3.    Разрешается использовать пробелы и другие символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"<>|.

4.    В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.)

 

Работа с таблицей «Расширение

 файлов» (таблица демонстрируется на сайде)

Тип

Значение

.exe, .com

Исполняемые файлы (запускает программу)

.sys, .drv

Системные файлы

.doc, .txt

Файл содержит текстовую информацию

.bmp, .jpg, .gif

Файл содержит графическую информацию

.avi

Файл содержит видеоизображение

.wav, .mp3, .mid

Файл содержит звуковую информацию

.bac, .pas

Файлы на языке программирования

.zip, .rar

Архивные

Задание 1: Вычеркните недопустимые имена файлов:

1)  Index*.doc

2)  Lin?exe

3)  kyky.bmp

4)  A.b.txt

5)  Comp.doc

6)  <file>.gif

7)  Work/x.ppt

8)  Con.gif

9) Ура!.txt

10) 12>13.rar

 

- На что указывает расширение файла?

 

Задание 2. На рабочем столе найдите папку «Урок файлы»         (В папке Урок файлы находятся файлы:

1. Файл игра.exe

2. Файл игра.txt

3. Файл игра.bmp

4. Файл игра.avi

5. Файл игра.wav)

Определите файл, в котором может быть записан текст инструкции к игре (2 - текстовая информация).

Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).

Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).

Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).

Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).

 

- Может ли пользователь упорядочить файлы, хранящиеся на компьютере? Каким образом?

- На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

 

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

 

Учитель демонстрирует примеры полных имен файлов:)

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

 

Задание 3. Напиши полные имена файлов:

Письмо, Море, Интересный фильм

Задание 4. Постройте дерево каталогов. C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

 (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)

 

-Какие действия можно выполнить с файлами и папками? (создать, удалить и т.д.) (Учитель раздает карточки с инструкцией по выполнению действий с папками, файлами).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav,  песня. mid, доклад. txt.

Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 8 а класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc.

- Итак, мы изучили основные моменты, касающиеся имени и адреса файла, а теперь переходим к новому понятию – файловая система.

Демонстрация презентации «Файловая система»

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, запоминают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один учащийся выполняет задание на доске, остальные на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, отмечают какие типы файлов им известны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания индивидуально на компьютерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение файловой системы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают примеры полных имен в тетрадь. Называют в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.

 

 

 

 

 

 

Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, запоминают.

Коммуникативные: – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

 

Регулятивные: - умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

Предметные: – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

 

Применение нового знания

Практическая работа.

1.      На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.

2.      В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.

3.      По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки.

1)  C:\Информатика\Урок\Конспект.doc

2)  C:\Новый год\Елки2.mp3

3)  C:\Рисунки\Пингвин.jpg

4.      Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы.

5.      В тетрадях постройте получившееся дерево каталогов.

 

 

Выполняют практическую работу, при необходимости обращаются к учителю за помощью.

Предметные: Уметь применять полученные знания на практике. Умение выделять необходимую информацию, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Умение работать в группе.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Соотнесение выполненного задания с образцом. Внесение при необходимости коррективы.  

Контроль и коррекция результатов

- Подведем итог:

- Вся информация на дисках хранится в…?

- На содержимое файла указывает…?

- Расширение файлу задает та программа, в которой был…?

- Файлы объединяются в…?

- Каталоги (папки) в свою очередь также можно объединять в …?

- Набор соглашений, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях называется…?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами:

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Рефлексия

 - Продолжите фразы:

сегодня я узнал…

у меня получилось легко…

Было трудно…

 

Делают выводы.

Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения


Литература:

 

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – с.50-57
  2. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – с. 60-65 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока информатики "Файлы. Файловая система" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вам известно, что в виде файлов на устройствах внешней памяти компьютера хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами, поэтому очень важно уметь работать с ними. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. Этой теме и посвящен урок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 540 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Заготовка БД и ЭТ (LibreOffice) к уроку «Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных».
  • Учебник: «Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
  • Тема: Глава 1. Информационные системы и базы данных
  • 09.01.2021
  • 196
  • 10
«Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Презентация к уроку «Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных».
  • Учебник: «Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
  • Тема: Глава 1. Информационные системы и базы данных
  • 09.01.2021
  • 653
  • 19
«Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Урок «Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных».
  • Учебник: «Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
  • Тема: Глава 1. Информационные системы и базы данных
  • 09.01.2021
  • 1925
  • 59
«Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.05.2020 228
    • DOCX 264.5 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Раджабова Патимат Рамазановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Раджабова Патимат Рамазановна
    Раджабова Патимат Рамазановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66857
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 577 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе