Главная / Биология / технологическая карта урока "Цветок и его стоение" 6 класс

технологическая карта урока "Цветок и его стоение" 6 класс

hello_html_3458b259.gifhello_html_m75a2a30a.gifТема урока: «Цветок и его строение»

Цели.

Предметные результаты:

формировать умение определять основные органы растений (цветок);

формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: пестик, тычинка, простой околоцветник, двойной околоцветник;

формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, интерактивная доска, раздаточный материал модели цветов

Ход урока

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.Организационный момент, проверка домашнего задания

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

1. 6 человек выполнят задания по карточкам

2. Все остальные обучающиеся выполняют тест по теме: «Многообразие стеблей у надземных побегов. Видоизменения подземных побегов»

Вариант 1

Задания типа А

1. Какое растение относится к лианам?

А) примула

Б) подорожник

В) огурец

Г) подсолнечник

2. Как называются растения с утолщением стволов, в которых происходит запас воды?

А) баночные

Б) бутылочные

В) суккуленты

Г) лианы

3. Наличие каких частей отличает корневище от корня?

А) корневых волосков

Б) узлов, листьев, пазушных почек

В) придаточных корней

Г) эпидермиса

Задание типа В

1.Как называется стеблевая часть луковицы?

Задание типа С

Перечислите основные видоизменения стебля

Вариант 2

Задания типа А

1. Как называются растения с укороченным пробегом

А) розеточные

Б) прямостоячие

В) плети

Г) усы

2. Какое растение относится к суккулентам?

А) хмель

Б) подорожник

В) горох

Г) алоэ

3. Как называются тонкие и хрупкие подземные побеги?

А) корневища

Б) столоны

В) луковицы

Г) клубнелуковицы

Задание типа В

1.Как называется верхушечные и боковые почки клубня?

Задание типа С

Перечислите, какими могут быть видоизмененные побеги



карточки с заданиями, тесты


3.Актуализация знаний.












Учитель:
• Какие бывают органы растений? (Ответ: вегетативные и генеративные.)
• Назовите вегетативные органы растений? (Ответ: корень и побег, побег состоит из стебля, листьев и расположенных на нем листьев и почек).

  • Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока.
    А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку.
    «На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки»
    Что это за замок?
    Совершенно верно, тема урока «Цветок»
    слайд 1




Таблица «Цветок и его строение», схемы цветков, гербарий, мультимедийная презентация

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)


Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ

схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

4.

Совместное открытие знаний.

Цветки у растений появились в эпоху динозавров, однако и сегодня они имеют те же самые общие черты строения. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться и грустить, волноваться и вспоминать о чем-то своем.

Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях, национальные вышивки на скатертях, полотенцах, платках

Цветы прочно вошли в наш быт. Стало обычным сажать цветы во дворах жилых домов, на пришкольных участках, они украшают улицы городов, наши помещения, комнаты.

С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются любовью у своих народов. О них сложены легенды.

Хризантема изображена на государственном флаге, печатях и денежных знаках Японии. Высшая награда в этой стране Орден Хризантемы.

Лотосом был украшен в древности герб Индии. Лилия – это цветок Франции, её символ. А Голландия – страна тюльпанов. Поэт Евгений Долматовский («Справка о тюльпанах») писал в стихах:

У тюльпанов есть своя столица

Не оранжерея и не сад –

Целый нидерландский город Лиссе,

Как букет, весь в лентах автострад.

Там цветник – седьмое чудо света…

Нидерланды называют одним большим цветником, эта страна экспортирует цветы во многие страны мира.


Цветы очень разнообразны. Они поражают нас разноцветьем окраски, формами и размерами. Перед вами самый крупный цветок раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца) слайд 2


Учитель:

Сегодня на уроке вы узнаете о строении цветка.

Как вы думаете, все ли растения образуют цветки?

Ответы учащихся.

Итак, цветки образуются только у цветковых растений. Это очень красивое явление в растительном мире — цветение. Цветки самой разнообразной формы, окраски привлекают человека. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, а третьи –осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, все они имеют единый план строения.

Ребята, как вы думаете, цветок относится к вегетативным или генеративным органам? (Ответ: цветок относится к генеративным органам)
Правильно, ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация» что означает рождение , воспроизведение. А цветок является органом семенного размножения


Записываем определение в тетрадь:

Цветок- это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. Слайд3

цветки располагаются на цветоножке, которая плавно переходит в цветоложе. Цветоложе- это осевая часть цветка, на которой расположены остальные его части. Слайд 4

Оно может быть выпуклым (лютик), плоским(пион),вогнутым(манжетка)

Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка — это околоцветник. Он может быть простой и сложный. Слайд 5

Свое название он получил из-за того, что он как бы окружает основные части цветка.

Основная функция околоцветника — защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной (зеленого цвета). Венчик - самая заметная часть цветка, именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным, если лепестки срастаются, то сростнолепестным. Но встречаются цветки без околоцветников — это голые цветки.

Главные части цветка- тычинки и пестик слайд 6

физкульт минутка слайд 7

вопросы слайд 8,9

Главные части цветка- тычинки и пестик

Цветок- это генеративный орган растения, значит его функция- образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в образовании плодов и семян не участвуют. Поэтому основными органами являются тычинки и пестик.

Строение тычинок и пестиков ребята изучают по учебнику и составляют кластер


Пестик, тычинки – главные части цветка.





рыльце тычиночная нить

столбик пыльник

завязь слайд 10

беседа учащимися о строении главных органов цветка

Тычинка- мужская часть цветка, которая состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом «марса»♂.

Внутри пыльника развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

По форме пылинки можно определить растение, которому оно принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльца крупная и клейкая, а у ветроопыляемых- мелкая и сухая.

Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной части цветка. Верхняя часть пестика- рыльце, который удерживает пыльцу. Средняя часть- столбик и нижняя- завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом «зеркалом Венеры»♀

Для того , чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых оно напоминает «ершик» для мытья посуды. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец). Слайд 11

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении , например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. слайд 12. У вас наверняка мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами»

Но есть и другие примеры. Два растения : на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках.

Правильные и неправильные цветки слайд 13,14,15

Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:

слайд 16

  • * - правильный

  • неправильный

  • Ч – чашелистик

  • Л – лепесток

  • Т – тычинка

  • ( ) – срослись части цветка

Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” . например:

*Ч4 Л4 Т4+2 П1

Ч(5) Л2(2)1 Т(9)1П1

* Ч(5) Л(5) Т5 П1

общее строение цветка слайд 17,18

задание слайд 19



Таблица «Цветок и его строение», схемы цветков, гербарий, мультимедийная презентация


Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений


5. Самостоятельное применение знаний.


Задание №1

Класс разбивается на 6 групп (по четыре человека), каждая работает со своим заданием.


Конверты с заданиями содержат детали цветка, вырезанные из цветной бумаги. Из них ученики должны составить аппликации.

Обоеполый цветок с простым венчиковидным околоцветником.

Обоеполый цветок с простым чашечковидным околоцветником.

Женский цветок с двойным околоцветником.

Мужской цветок с двойным околоцветником.

Женский или мужской голый цветок.

Бесполый цветок с простым венчиковидным околоцветником.


Затем каждая группа защищает свою работу, объясняет, почему они взяли те или иные части


Задание №2


Определите тип цветка, данные занесите в таблицу (карточки на парте)

C726EF25



mso1BF8C

Задание №3

Игра: Знаешь ли ты строение цветка.

(Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку).

Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками (чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки (завязи).


карточки с заданиями, модели строения цветка

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки/

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6. рефлексия

Составьте синквейн по нашей теме

Учащиеся составляют синквейн



Регулятивные УУД

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

7.Домашнее задание

1) Учебник параграф
2) Ответить на вопросы:
- Почему проливные дожди над садом весной могут быть причиной неурожая?
- Как вы думаете, почему цветы, опыляемые насекомыми, обладают более яркими расцветками, большим количеством лепестков?
- Почему цветки, опыляемые ветром мельче, чем цветки, опыляемые животными?
3)Зарисовать схему строения цветка, подписать все составляющие части.
4) Составьте свой кроссворд на строение цветка (не меньше 10 слов).




8. Итоги урока

Выставление оценок за урок
Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!










технологическая карта урока "Цветок и его стоение" 6 класс
  • Биология
Описание:

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение определять основные органы растений (цветок);

– формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: пестик, тычинка, простой околоцветник, двойной околоцветник;

– формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, интерактивная доска, раздаточный материал модели цветов

Ход урока

Автор Мосолова Оксана Ивановна
Дата добавления 15.07.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 1085
Номер материала 60244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓