Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оргмомент
|
Приветствие
учащихся. Отметка отсутствующих в журнале.
|
|
Актуализация знаний,
объявление новой темы
|
Предлагает
учащимся отгадать загадки
Просмотр
видеофильма « Птицы»
Беседа: Что
вы знаете о птицах? Что вы хотели бы узнать о птицах?
Сообщение
темы урока: «Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц».
|
Отгадывают
загадки
Смотрят
видеофильм «Птицы»
Отвечают на
вопросы учителя
Записывают
тему урока в тетрадь.
|
Постановка задач к
уроку
|
Попробуйте
определить задачи нашего урока, используя слова:
Я
узнаю....
Я
выясню....
Я
получу знания....
|
Определяют
задачи урока
|
Ситуация успеха
Цель. Психологически подготовить учащихся к
изучению новой темы.
|
Чудо
полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и
завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных,
изучение которых мы начинаем сегодня. Это
качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже
человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен
летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий
отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши
способны только ОНИ.
Человек
наделяет птиц различными волшебными качествами в сказках и легендах. Как вы
думаете почему?
|
Учащиеся
выдвигают свои гипотезы, делают вывод.
Вывод: Птицы имеют
такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на
земле.
|
ИЗУЧЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
|
УЭ - 1
Цель:
определить
признаки внешнего строения птиц, связанных с полетом
|
Учитель
предлагает прочитать учебный текст § 44 (с. 207 – 211) и составить кластер
«Приспособления к полету во внешнем строении»
|
Обтекаемая форма
тела
Маленькая
голова
Клюв
Крылья
Перья
(контурные, покровные, маховые)
Маленький
хвост
Цевка
|
УЭ- 2
Цель:
изучить
особенности внешнего строения птиц
|
Учитель предлагает изучить особенности внешнего
строения птиц при помощи таблицы «Внешнее строение птиц», используя
информацию учебника.
|
Выполняют
самостоятельно таблицу «Внешнее строение птиц» (в тетради):
Отделы тела
|
Органы отделов тела
|
Особенности строения
|
Функции
|
Голова
|
|
|
|
Шея
|
|
|
|
Туловище
|
|
|
|
Хвост
|
|
|
|
|
УЭ — 3
Цель: познакомиться с видами перьев птиц
|
Учитель
выдает карточки для выполнения лабораторной работы «Перья птиц» .
Работа в
парах.
|
Учащиеся выполняют
лабораторную работу «Перья птиц»
Задание №1
Посмотри на изображение контурного пера и
выясни, используя страницы учебника, из каких частей оно состоит ( запиши
части пера через запятую, определяя их снизу — верх).
ОТВЕТ:
Задание №2
Контурные перья бывают трёх видов. Это
зависит от того, где они располагаются. Заполни таблицу «Виды контурных
перьев».Образец заполнения я тебе дала по местонахождению и выполняемым
функциям контурного кроющего пера. Будь внимательным!!!
Вид контурных перьев
|
Местонахождение
|
Значение
|
1.Контурное кроющее
|
|
|
2. Контурное маховое
|
|
|
3. Контурное рулевое
|
|
|
Таблица «Виды контурных перьев»
Вид контурных перьев
|
Местонахождение
|
Значение
|
1.Контурное кроющее
|
Располагается поверх всех остальных перьев, самое
маленькое из контурных перьев.
|
Защищает тело птицы от повреждений.
|
2. Контурное маховое
|
|
|
3. Контурное рулевое
|
|
|
|
|
|
Задание №3
Посмотри на изображение и
ответь, какой это вид контурного пера?
ОТВЕТ:
Задание № 4
Если попробовать рассмотреть под микроскопом
опахало контурного пера, то оно состоит из тоненьких удлинённых пластиночек –
бородок первого порядка. На них расположены бородки второго порядка.
Используя стр.207 напиши, что обозначено цифрами.
ОТВЕТ:
1-
2 -
3 -
4 -
Задание № 5
Опахало пера очень тонкое, но в тоже время
прочное. Как ты думаешь почему?
ОТВЕТ:
Задание № 5
Опахало пера очень тонкое, но в тоже время
прочное. Как ты думаешь почему?
ОТВЕТ:
Задание № 6
Кроме контурных
перьев есть ещё два вида перьев:
Пуховое перо:
Пух:
Используя стр. 208 ответь, какую функцию
выполняют эти виды перьев? Сравни между собой контурное перо, пуховое перо и
пух. Напиши, чем они отличаются, и что имеют общего.
ОТВЕТ:
|
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: закрепить полученные знания по строению пера птиц
|
Учитель предлагает игру «Черный ящик»
Учитель: В черном ящике находится аналог застежки -
«молнии»,нашедшей применение при изготовлении одежды и обуви. Автор этой
застежки - американец В.Джутсон. получивший с 1893-1905 г.г7 пять патентов на
ее изобретение.
Вопрос: Какой природный аналог «молнии» находится в
«Черном ящике»?
Ответ: Контурное перо птицы. Опахало этого пера
образовано тончайшими роговыми пластинками — бородками первого порядка,расположенными
по оье стороны стержня. Поверхность этих бородок несет бородки второго
порядка,соединенных между собой крючками.
|
Учащиеся слушают учителя.
Учащиеся думают над поставленным вопросом и
высказывают свои предположения.
Учащиеся слушают правильный ответ.
|
Домашнее задание
Цель. Обеспечить понимание учащимися цели и
содержания домашнего задания
|
Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего
задания. §§44 – 45 изучить, ответить устно на вопросы в конце параграфов.
|
Записывают домашнее задание в дневник
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.