Планируемые результаты.
|
Предметные: сформировать
умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое
слово; различать именные и глагольные словосочетания.
Метапредметные: формирование
умения работать с новой информацией по теме; формирование умения
различать, классифицировать; формирование умения слушать и слышать,
выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в
статичных и мигрирующих группах.
Личностные: осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
стремление
к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
|
Задачи урока
|
Обучающие:
1.
Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую
связь в словосочетании.
2.Сформировать
умение выделять словосочетание из предложения.
3.
Познакомить с видами словосочетаний.
Развивающие:
· развивать умения анализировать, делать выводы;
· развивать умения решать тестовые задания.
3. Воспитательные:
· воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению
русского языка;
· воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению своих
товарищей.
|
Организация пространства
на этапах урока.
1.Орг. момент.
Актуализация знаний
|
Действия учителя
1.
Настраивает обучающихся на урок: Добрый день, ребята! На
столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему
настроению.
- Как много улыбок засветилось.
Спасибо! А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами.
2. Предлагает послушать притчу:
Однажды
султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. ”О, мои подданные!” -
обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать,
кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком.
”Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только
качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно
толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим
отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он
толкнул ее и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая
щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан
сказал: ”Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то,
что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
3.
Задает вопросы:
-
Как вы понимаете основную мысль притчи?
-
Как она нам поможет на уроке?
4.
Перед вами тексты (распечатаны).
Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки
препинания.
Пришла
осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул х …лодный ветер он срывает
лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
5.
- Кто такие исследователи?
-
Люди, занимающиеся научными исследованиями.
-
Кто хочет стать исследователем?
-
Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет
объектом нашего исследования, вы определите сами.
|
Действия обучающихся
Готовятся
к уроку, выбирают смайлик настроения.
Учащиеся
высказывают предположения, вырабатывают
на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных
требований учебной деятельности.
Проводят
самопроверку и оценивание.
|
2.Постановка проблемы.
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
|
1.
Посмотрите на изображение. Что вы
видите на нем?
Назовите
предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода,
береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
–
Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
–
Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д?
2.
Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о
воде, березах, траве, листьях? Как
называются такие слова?
Чистая
|
вода
|
Стройная
|
береза
|
Тихая
|
река
|
Зеленая
|
трава
|
Желтые
|
листья
|
Голубое
|
небо
|
3. Работа с учебником (с.61,62).
Глагольные и именные словосочетания.
Физкультминутка.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
|
Записывают
в тетрадь.
Отвечают
на вопрос «Что такое словосочетание?»
|
3.Осмысление. закрепление
знаний и способов действий.
|
1. На интерактивной доске выписать словосочетания из
данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
(С.
Есенин).
2. Работа в группах.
Задание.
На
листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания.
Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто
быстрее и без ошибок?
1
группа.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
2
группа.
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
3
группа.
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
Проверка. Слайд № 10, 11.
–
Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Работа со стихотворениями.
Слайд
№ 12.
Однако,
писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые
называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте
отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том,
употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих
словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Учитель: Словосочетание типа “существительное +
прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только
конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки –
здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать
чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны,
пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое
называют эпитетом). Поэты
и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и
создают специальные средства художественной изобразительности: метафору,
олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках
литературы.
4. Работа с учебником. Упр. 128.
|
Выполняют упражнение,
объясняю вслух.
Делятся
на группы, выполняют задания, производят проверку, оценивают работу.
Работа
в парах.
|
Рефлексия. Формы контроля
|
1.
Вопросы:
–
В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры
словосочетаний.
–
Что такое словосочетание?
–
Из каких частей состоит словосочетание?
–
Что не является словосочетанием?
2. Тестирование. Слайд № 14, 15.
1)
Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2)
Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ.
1) – 1,4. 2) – 4.
|
Ответы детей.
Решают тест
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.