Инфоурок Информатика КонспектыТехнологическая карта по информатике на тему "Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей. "

Технологическая карта по информатике на тему "Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей. "

Скачать материал

Тема урока: Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей. (1ч.)

10 класс.

Цели урока:

Обучающие:

·                     познакомить учащихся с основными понятиями по теме: Компьютерные сети;

·                     развитие познавательного интереса, логического мышления;

·                     развитие памяти, внимательности.

Развивающие:

·                     воспитывать интерес к структуре компьютерных сетей.

Воспитательные:

·                     воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность;

·                     уверенность в своих силах.

Тип урока:

·                     урок получения новых знаний.

Учебное оборудование: программа презентаций Microsoft Office PowerPoint 2007, компьютер, мультимедиа проектор.

Литература:

1.                  Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2013.

Тип урока: урок получения новых знаний.

 

Структура урока:

1.                 Организационный момент (2 мин)

2.                 Актуализация знаний (4 мин)

3.                 Теоретическая часть (30 мин)

4.                 Проведение фронтального опроса (4 мин)

5.                 Задание на дом (5 мин)

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Учитель здоровается с учениками и отмечает отсутствующих, знакомит учеников с темой, целями и ходом урока.

 

Актуализация знаний

Для перехода к новой теме нам надо повторить пройденный материал

1.                 . Для чего нам необходимы компьютеры?

2.                 Виды памяти.

3.                 Перечислите стандартные устройства внешней памяти.

4.                 Назовите наименьшую единицу измерения информации.

5.                 Перечислите более крупные единицы измерения информации.

Отвечают на вопросы (ответы оцениваются)

Теоретическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Приступим к изучению нового материала. Тема сегодняшнего урока «Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей».

На ЭВМ в автономном режиме пользователи могут обмениваться информацией, лишь копируя её на диски.

(Слайд 2)

Компьютерная сеть – это система обмена информацией между компьютерами.

При помощи компьютерных сетей можно решить множество проблем.

Рассмотрим некоторые из них:

-                                   объединение компьютеров в сеть позволяет значительно экономить денежные средства за счет уменьшения затрат на содержание компьютеров;

-                                   локальные сети позволяют использовать почтовый ящик для передачи сообщений на другие компьютеры, что позволяет в наиболее короткий срок передавать документы с одного компьютера на другой;

-                                   локальные сети, при наличии специального программного обеспечения (ПО), служат для организации совместного использования.

Компьютерные сети делятся на три основных типа:

(Слайд 3)

·                     локальная вычислительная сеть (ЛВС) -  это группа  компьютеров,  которые  могут связываться друг с другом, совместно использовать периферийное оборудование (например,  жесткие диски, принтеры и т.д.) и обращаться  к удаленным центральным ЭВМ или другим локальным сетям.  Локальная сеть  может состоять  из  одного  или  более файл-серверов, рабочих станций и периферийных устройств. Пользователи сети могут совместно использовать одни  и  те же файлы (как файлы данных,  так и файлы программ),  посылать сообщения непосредственно между рабочими станциями и  защищать файлы с помощью мощной системы защиты.

Основными видами локальных вычислительных сетей являются Ethernet и ARCNET.

(Слайд 4)

·                    региональная вычислительная сеть (РВС) - это города, объединенные в сеть посредством расположенных в них компьютеров.

·                     глобальная вычислительная сеть (Internet) – это сеть, объединяющая целые государства.

Рассмотрим более подробно определение и конфигурацию компьютерной  сети каждого вида.

Локальная сеть представляет собой коммуникационную систему, позволяющую пользователям совместно использовать ресурсы компьютеров, а также периферийных устройств. Соединения между компьютерами осуществляется посредством кабеля (коаксиальный витая пара, оптоволоконный) через порты (параллельные или последовательные).

Каждый компьютер должен иметь специальную плату (сетевой адаптер, сетевую карту).

(Слайд 5)

Сетевые адаптеры (сетевые карты) — технические устройства, вы­полняющие функции сопряжения компьютеров с каналами связи.

Сетевые адаптеры должны соответствовать каналам связи. Для каждого вида канала связи нужен свой тип сетевого адаптера. Адаптер встав­ляют в свободное гнездо материнской платы компьютера и соединяют кабе­лем с сетевым адаптером другого компь­ютера. На сетевых картах выставляют­ся адреса компьютеров в сети, без чего невозможна передача. Когда информа­ция циркулирует по сети, каждый сете­вой компьютер отбирает из общего потока лишь те данные, которые предназначены для него. Этот отбор производится в соответствии с адресом компьютера.

(Слайд 6)

Важнейшей характеристикой адаптеров и кабелей, является скорость передачи информации по сети  – от 10 Мбит/с до 100Мбит/с.

Рассмотрим несколько характеристик разновидностей кабелей:

(Слайд 7)

·                     Коаксиальный – самый дешевый и доступный тип кабеля, но с низкой скоростью передачи информации до 10 Мбит/c.

·                     Витая пара, содержит пары проводников, скрученных одним с другим. Скорость передачи информации от 10 Мбит/с до 100 Мбит/с.

·                     Оптоволоконный кабель представляет собой стеклянный цилиндр, покрытый оболочкой с другим коэффициентом преломления. Скорость передачи информации от 100 Мбит/с.

Конфигурация локальной сети представляется в различных видах соединений (топологиях).

(Слайд 8)

Топология - физическое расположение компонентов сети  (кабели, станции, шлюзы, разветвители и т.д.).

Имеется три основных топологии:  звезда, кольцо и шина.

(Слайд 9)

1.                 В сетях с топологией «звезда» рабочие станции подключаются непосредственно к файл-серверу, но не соединены друг с другом. 

(Слайд 10)

2.                 В  сетях  с  топологией  «кольцо» файл-сервер  и  рабочие  станции  соединены  кабелем в кольцо. Сообщения рабочей станции могут проходить через несколько других рабочих станций до того, как они достигнут файл-сервера.

(Слайд 11)

3.                 В сети с топологией «шина» все  рабочие  станции  и  файл-сервер подключаются к центральному кабелю, называемому шиной.

Все указанные схемы могут в свою очередь быть организованы двумя способами:

1.                 Одноранговая сеть – построена так, что все компьютеры в сети равноправны. С каждого компьютера есть доступ к информации находящейся на любом компьютере в сети.

2.                 Сеть с выделенным сервером. Это когда в сети существует центральный компьютер – сервер, с него происходит управление работой в сети. Остальные компьютеры сети называются рабочими станциями и их доступ к информации полностью зависит от сервера.

Отличительной особенностью глобальной сети является значительное удаление компьютеров друг от друга. Для их связи широко используются телефонные линии и модемы. Телефонная сеть передает звуки человеческих голосов (в виде аналоговых сигналов). Цифровые сигналы от компьютера модем преобразовывает (модулирует) в сигналы, которые могут передаваться по телефонной сети, и на другом конце соединения они принимаются другим модемом и преобразуются (демодулируются) из аналоговых в цифровые сигналы компьютера.

(Слайд 12)

Модем — устройство, производящее модуляцию (преобразование цифровых сигналов в аналоговые) и демодуляцию (преобразование аналоговых сигналов в цифровые).

 Модем соединяет компьютер с телефонной линией. Для работы с ним в оперативную память должна быть загружена специальная управляющая программа — драйвер модема. С ее помощью производится настройка соответствующих параметров модема (установка модема), без чего работа с ним, а значит, и связь с сетью невозможна.

На другом конце телефонной линии должен быть также подключен модем, присоединенный к другому компьютеру. Тогда компьютер-приемник сможет принимать сигналы из сети, то есть модем используется в глобальной сети вместо сетевого адаптера. Если компьютер является клиентом сети, то у него должен быть определен адрес компьютера, к которому он обращается как к серверу. Эти установки выполняются при настройках протокола и программного обеспечения.

Модемы бывают внешние (выполненные в виде отдельного блока и подключаемые к системному блоку через последовательный порт) и внутренние (в виде платы, устанавливаемой в гнездо материнской платы). Различаются они максимальной скоростью передачи данных. Распространенные сейчас среди пользователей модемы имеют скорости 28 800, 33 600, 56 000 бит в секунду. Однако следует не забывать, что скорость передачи данных в первую очередь зависит от вашего провайдера и тарифа.

Для того чтобы информация, переданная одним компьютером, была понята другим компьютером после ее получения, необходимо было разработать единые правила передачи данных в сети, называемых протоколами.

(Слайд 13)

Протоколы – единые правила передачи данных в компьютерной сети.

При разработке протоколов учитывались все проблемы связи и вырабатывались стандартные алгоритмы доставки информации.

При любой транспортировке необходимо строго соблюдать прави­ла.

Пример (вопрос к ученикам): какие правила должны быть выполнены при перевоз­ке пассажиров на поездах?

 

Пассажиры покупают билеты и занимают указанные в них места. Иначе в вагонах начнется беспорядочное пе­ремещение пассажиров, желающих занять места получите. Для перевозки домашних животных существуют свои правила. Проводник обязан следить за санитарным состоянием ваго­на и санузла, наличием воды. Поезд следует согласно расписанию, делая необходимые остановки. При переезде в европейские страны у ваго­нов заменяются колеса для проезда по узкоколейным путям (иначе поезд сойдет с рельсов). Видите, как много всего нужно предусмот­реть при транспортировках. То же самое и при передаче информации.

В самом деле, передача данных — сложный процесс, и его можно рассматривать на разных уровнях. Мы не будем обсуждать их все по­дробно. Однако коснемся некоторых вопросов.

Протокол передачи устанавливает соглашение между взаимодей­ствующими компьютерами. Для того чтобы связь между компьюте­рами была установлена, необходимо задать их адреса. Эти адреса определяются сетевыми адаптерами, номерами телефонов и програм­мами связи. Правила образования адресов компьютеров в глобальной сети должны быть абсолютно одинаковыми, несмотря на то что компьютеры в сети могут быть разнородными и могут использовать различные операционные системы.

Передача данных одним сплошным потоком может привести к их потере или искажению. Поэтому они разделяются на блоки (пакеты) информации строго определенной длины. Каждый такой блок сопро­вождается служебной информацией, включая опознавательные знаки его начала и конца. Протоколы передачи содержат механизм распознавания начала и конца блока. Они управляют потоками дан­ных, распределяют их, выстраивают в очереди. На другом конце при­емник информации должен работать по тем же правилам (протоко­лам). Только тогда компьютеры поймут, что передают друг другу.

Каждый пакет получает номер, чтобы распознать ошибочно пере­данную или потерянную во время связи информацию, а также чтобы запросить заново именно тот пакет, с пересылкой которого возникли проблемы. Можно сравнить передачу этих пакетов с доставкой посы­лок по почте в одинаковых ящиках и со стандартным оформлением адреса. Ведь каждая посылка тоже сопровождается служебной ин­формацией. Если вам присылают несколько посылок и одна из них не дошла, вы ее, конечно, можете запросить.

В связи с многочисленными задачами, которые должны ре­шаться стандартным образом, различают разного вида прото­колы передачи данных, коррек­ции и исправления ошибок и пр.

Приведём несколько примеров: CSMA/CD, SLIP, PPP, UUCP, ISO, TCP/IP.

(Слайд 14)

В сети Интернет действует междуна­родный протокол TCP/IP, созданный в 70-е годы. Управление сетью — децент­рализованное. Это значит, что при вы­ходе из строя любого узла (компьютера) сети сохраняется функционирование всех остальных компьютеров. Пакеты данных перемещаются по сети к компь­ютеру с нужным адресом и при возникновении аварии одного из компьютеров автоматически направляются по другому маршруту. Для получателя совершенно не важно, по какому маршруту тот или иной пакет дойдет до него. На месте назначения они соединятся в одно целое. Так что пакеты могут достичь адресата и обходными путями.

 

Записывают тему урока

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

Конспектируют информацию, выведенную на слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают уч-ля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь определение

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Случают уч-ля

Проведение фронтального опроса по изученному материалу

1. Что такое компьютерные сети и какие основные задачи она решает?

2. Перечислите известные вам типы компьютерных сетей.

3. Что нужно для подключения по локальной сети?

4. Какие виды соединений вам известны, для образования локальной сети?

Отвечают на вопросы учителя

Домашнее задание

Слайд 15

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разновидностями компьютерных сетей.

Записывают д/з в дневники

 


 

Самоанализ урока

 

Тема урока: «Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Согласно теме и типу урока были поставлены соответствующие цели и задачи:

Цели урока:

Обучающие:

·                     познакомить учащихся с основными понятиями по теме: Компьютерные сети;

·                     развитие познавательного интереса, логического мышления;

·                     развитие памяти, внимательности.

Развивающие:

·                     воспитывать интерес к структуре компьютерных сетей.

Воспитательные:

·                     воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность;

·                     уверенность в своих силах.

Весь излагаемый на уроке материал соответствовал теме урока и основывался на материале учебника (Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень/Под ред. проф. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2013. – 256с.

При подготовке к уроку был использован разнообразный методический материал для практической работы учащихся, подготовлен конспект урока, презентация.

Структура урока соответствовала типу урока:

6.                 Организационный момент (2 мин)

7.                 Актуализация знаний (4 мин)

8.                 Теоретическая часть (30 мин)

9.                 Первичное закрепление материала (4 мин)

10.            Задание на дом (5 мин)

Был строго соблюден каждый этап. Последующий этап продолжал предыдущий. Общая продолжительность урока составляла 45 минут.

В начале урока был проведен организационный момент, который включал в себя проверку готовности учащихся к занятию, проверку отсутствующих, после чего мной была объявлена тема урока и поставлены соответствующие цели перед учащимися.

Далее была проведена актуализация знаний, в процессе которой ученики вспомнили пройденный материал. Дети активно отвечали на вопросы, что указывает на то, что предыдущий материал ими хорошо усвоен.

После актуализации знаний был осуществлен переход к изучению новой темы. Объяснение темы сопровождалось показом презентации, которая не отвлекала учеников, а, наоборот, помогала усвоить материал, т.к.  в презентацию была вынесена основная информация, которую ученики записали в тетради, чтобы потом заучить.

На этапе первичного закрепления материала ребята активно отвечали на вопросы. В конце занятия я подвела итог по изученной теме, спросила учеников, всё ли им понятно. Вопросов со стороны учащихся не возникло.

На протяжении всего урока учащиеся были активны. Новый материал был хорошо усвоен. Во время урока мною осуществлялся постоянный контроль за деятельностью всего класса.

Домашнее задание было выведено с помощью мультимедиа проектора на экран.

Наиболее активным ученикам были выставлены соответствующие отметки.

На мой взгляд, поставленные цели урока были достигнуты. Структура урока находилась в полном соответствии с поставленными задачами. Каждый этап урока являлся полноправной, логически обоснованной и завершенной частью схемы урока. Урок оказался точно спланированным по времени. Во время занятия удалось выполнить весь запланированный объем работы.

Я считаю, что урок прошёл удачно. Все цели и задачи были соблюдены. Урок прошёл в быстром, рабочем темпе.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта по информатике на тему "Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей. ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:Обучающие:познакомить учащихся с основными понятиями по теме: Компьютерные сети; развитие познавательного интереса, логического мышления; развитие памяти, внимательности. Развивающие: воспитывать интерес к структуре компьютерных сетей.Воспитательные:воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность;уверенность в своих силах.Тип урока:урок получения новых знаний. Учебное оборудование: программа презентаций Microsoft Office PowerPoint 2007, компьютер, мультимедиа проектор.Литература:1. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2013.Тип урока: урок получения новых знаний.Структура урока:1.Организационный момент (2 мин)2.Актуализация знаний (4 мин)3.Теоретическая часть (30 мин)4.Проведение фронтального опроса (4 мин) Задание на дом (5 мин)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 563 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.04.2020 523
    • DOCX 47.3 кбайт
    • 41 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хабибулина Гузель Тагировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хабибулина Гузель Тагировна
    Хабибулина Гузель Тагировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76200
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 577 человек

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек