Знакомство
с эпиграфом урока:
В
глубине каждой души есть своя земля
(Русская
народная пословица)
Коллективная
дискуссия:
-
Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на
развилке, на распутье... Перед нами картина
Васнецова «Витязь на распутье» (см Приложение №1)
- Между
чем приходится нам выбирать в жизни? Учитель обобщает мнения учащихся.
-
Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои романа
«Дубровский» чем-то помогут нам?
-
Какова же цель нашей встречи с героями? Трудно? Прочитайте эпиграф.
Формулировка проблемы:
-Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать
мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.
Помогут
в достижении целей нам:
-
внимательные читатели;
-
социологи;
-
лингвисты;
-
психологи;
-
литературоведы.
Распределение
заданий между группами:
1 группа
– «Внимательные читатели»
-Много
зла есть в жизни человека. Много его и на пути героев романа. Опираясь на
предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале
всей цепи событий? Думаю, это задание под силу только внимательным читателям.
2 группа
- «Социологи»
-Социологи
проведут исследование, цель которого - выявить зависимость поведения героев
от их социального положения, материального состояния.
3
группа - «Лингвисты»
-Лингвисты,
нам не обойтись без вашей помощи. Пользуясь толковым словарем, объясните значения
слов: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость.
4
группа - «Литературоведы»
-Давно
известно, что если зло не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей
силой. Литературоведы, докажите или опровергните это утверждение с помощью
предложенной схемы.
5 группа
– «Психологи»
-Перед вами
стоит трудная задача: выстроив лестницу мыслей героя, понять, какие чувства борются
в его душе.
|
Слушают.
Учащиеся
высказывают свои мнения.
Учащиеся
читают эпиграф произведения,
предлагают
свои варианты ответов.
Слушают
задание, знакомятся с материалами рабочих папок
|
Отстаивает свою позицию, уважая мнение
сверстнков (МР)
Планирует пути достижения цели (МР)
Отбирает эффективные способы выполнения
заданий (МР)
|
Работа
учащихся по группам:
1 группа
– «Внимательные читатели»
2 группа
- «Социологи»
3
группа - «Лингвисты»
4
группа - «Литературоведы»
5 группа
– «Психологи»
|
Учащиеся
объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье
Учащиеся
работают над таблицей и подтверждают ее текстом, делают вывод: в основе недобрых
поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а
человеческие качества, присущие всем слоям населения
Учащиеся
объясняют значения слов: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм,
черствость – для характеристики характера К.П. Троекурова
Работают
над схемой, созданной на основе художественных деталей
Готовят работу: «Лестница мыслей героев»
|
Активно
взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (ЛР)
|
Презентация
результатов и продуктов деятельности рабочих групп:
1 группа
– «Внимательные читатели»
2 группа
- «Социологи»
3
группа - «Лингвисты»
4
группа - «Литературоведы»
5 группа
– «Психологи»
|
Учащиеся
представляют результаты своей работы: объясняют, о каком герое романа идет
речь и в чем заключается его несчастье (см. Приложение №2)
Представляют
таблицу и поясняют ее текстом, делают вывод: в основе недобрых поступков лежит
не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества,
присущие всем людям (см. Приложение №3)
Учащиеся
объясняют значения слов: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм,
черствость (см. Приложение №4)
Защищают
схему, созданную на основе художественных деталей (см. Приложение №5)
Представляют работу: «Лестница мыслей
героев» (см. Приложение №6)
|
Задает вопросы
представителям других групп, организует обсуждение (МР)
|
Обобщающая
беседа:
-Зло не
победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть своя земля. Какие
спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из
чего состоит «земля» его души? (Родительский дом, семья, преданность
близких людей (няни, крестьян), ответственность перед людьми, которым он
нужен, любовь, благородство)
- Пусть
нравственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от
зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.
-Дома
вам предстоит написать сочинение «Будущее Владимира Дубровского», продумав
альтернативную линию развития сюжета.
|
Отвечают
на вопросы учителя, вступают в диалог с одноклассниками
Записывают
домашнее задание
|
Осуществляет
самоконтроль и самооценку (МР)
Придумывает
альтернативную линию развития сюжета (ПР)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.