Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе

ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Учитель

Пилезина Н. А., МБОУ Гимназия №4 г.о. Самара

Тема урока

Система образов в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цель урока:

Формирование нравственных ориентиров в сознании учащихся на уроках литературы в 5 классе через осмысление системы образов романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

  • дает характеристику главных героев романа: Дубровского-старшего, Владимира Дубровского, К.П. Троекурова, Маши Троекуровой, Архипа-кузнеца (ПР);

  • дает определение нравственным понятиям: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость (ПР);

  • объясняет зависимость поступков героев от их воспитания и характера (ПР);

  • придумывает альтернативную линию сюжета (ПР);

  • проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);

  • активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (ЛР);

  • обосновывает собственное мнение (ЛР);

  • осуществляет целеполагание под руководством учителя (МР);

  • планирует пути достижения цели (МР) ;

  • отбирает эффективные способы выполнения заданий (МР) ;

  • осуществляет самоконтроль и самооценку (МР).

Программные требования


Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Мировоззренческая идея

«Удались от зла и сотвори благо»


Программное содержание

А.С. Пушкин «Дубровский»

План изучения нового материала

1. Понятие «художественный образ»

2. Система образов в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

3. Причины поступков героев

4. Нравственные ориентиры в жизни героев

Основные понятия

Художественный образ, система образов.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-диалог

Технология

Технология интерактивного обучения

Мизансцена урока

Парты расставлены по группам (5 групп по 5 человек)

Оборудование урока

О.М. Хренова, М.А. Снежневская «Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях» - М, Мнемозина, 2014

Домашнее задание

Сочинение «Будущее Владимира Дубровского»

(альтернативная линия развития сюжета)


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. Организационный момент (2-3 мин)

Приветствует учащихся, делит их на рабочие группы для реализации учебных задач


Рассаживаются за парты по группам (5 групп по 5 человек)

Демонстрирует готовность к сотрудничеству (МР)

II. Вводный этап (7 мин)

Знакомство с эпиграфом урока:

В глубине каждой души есть своя земля

(Русская народная пословица)

Коллективная дискуссия:

- Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходит­ся останавливаться на развилке, на распутье... Перед нами картина Васнецова «Витязь на распутье» (см Приложение №1)

- Между чем приходится нам выбирать в жизни? Учитель обобщает мнения учащихся.

- Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Мо­жет быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам?

- Какова же цель нашей встречи с героями? Трудно? Прочи­тайте эпиграф.

Формулировка проблемы:

-Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.

Помогут в достижении целей нам:

- внимательные читатели;

- социологи;

- лингвисты;

- психологи;

- литературоведы.

Распределение заданий между группами:

1 группа – «Внимательные читатели»

-Много зла есть в жизни человека. Много его и на пути ге­роев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, ка­ких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи собы­тий? Думаю, это задание под силу только внимательным чита­телям.

2 группа - «Социологи»

-Социологи проведут исследование, цель которого - выявить за­висимость поведения героев от их социального положения, мате­риального состояния.

3 группа - «Лингвисты»

-Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Пользуясь толковым словарем, объясните значения слов: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость.

4 группа - «Литературоведы»

-Давно известно, что если зло не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой. Ли­тературоведы, докажите или опровергните это утверждение с помощью предложенной схемы.

5 группа – «Психологи»

-Перед вами стоит трудная задача: выстроив лестницу мыслей героя, понять, какие чувства борются в его душе.


Слушают.





Учащиеся высказывают свои мнения.







Учащиеся читают эпиграф произведения,

предлагают свои варианты ответов.










Слушают задание, знакомятся с материалами рабочих папок
















Отстаивает свою позицию, уважая мнение сверстнков (МР)









Планирует пути достижения цели (МР)





Отбирает эффективные способы выполнения заданий (МР)

III. Обучающий этап (10-15 мин)

Работа учащихся по группам:

1 группа – «Внимательные читатели»





2 группа - «Социологи»











3 группа - «Лингвисты»







4 группа - «Литературоведы»




5 группа – «Психологи»



Учащиеся объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье


Учащиеся работают над таб­лицей и подтверждают ее текстом, делают вывод: в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения


Учащиеся объясняют значения слов: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость – для характеристики характера К.П. Троекурова


Работают над схемой, созданной на основе художественных деталей


Готовят работу: «Лестница мыслей героев»


Активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (ЛР)

IV. Заключительный этап (10-15 мин)

Презентация результатов и продуктов деятельности рабочих групп:

1 группа – «Внимательные читатели»








2 группа - «Социологи»












3 группа - «Лингвисты»






4 группа - «Литературоведы»





5 группа – «Психологи»






Учащиеся представляют результаты своей работы: объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье (см. Приложение №2)


Представляют таб­лицу и поясняют ее текстом, делают вывод: в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем людям (см. Приложение №3)



Учащиеся объясняют значения слов: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость (см. Приложение №4)


Защищают схему, созданную на основе художественных деталей (см. Приложение №5)


Представляют работу: «Лестница мыслей героев» (см. Приложение №6)



Задает вопросы представителям других групп, организует обсуждение (МР)
































V. Подведение итогов урока (5 мин)

Обобщающая беседа:

-Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть своя земля. Какие спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «земля» его души? (Родительский дом, семья, преданность близких людей (няни, крестьян), ответственность перед людьми, которым он нужен, любовь, благородство)

- Пусть нрав­ственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.

-Дома вам предстоит написать сочинение «Будущее Владимира Дубровского», продумав альтернативную линию развития сюжета.


Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог с одноклассниками









Записывают домашнее задание

Осуществляет самоконтроль и самооценку (МР)










Придумывает альтернативную линию развития сюжета (ПР)


Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока:

Формирование нравственных ориентиров в сознании учащихся на уроках литературы в 5 классе через осмысление системы образов романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

-дает характеристику главных героев романа: Дубровского-старшего, Владимира Дубровского, К.П. Троекурова, Маши Троекуровой, Архипа-кузнеца (ПР);

-дает определение нравственным понятиям: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость (ПР);

-объясняет зависимость поступков героев от их воспитания и характера (ПР);

-придумывает альтернативную линию сюжета (ПР);

-проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);

-активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (ЛР);

-обосновывает собственное мнение (ЛР);

-осуществляет целеполагание под руководством учителя (МР);

-планирует пути достижения цели (МР) ;

-отбирает эффективные способы выполнения заданий (МР) ;

-осуществляет самоконтроль и самооценку (МР).

Автор Пилезина Наталья Александровна
Дата добавления 25.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 627
Номер материала MA-062649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓