Главная / Биология / технологическая карта

технологическая карта

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах автор В.Б. Захаров (линия Н.И. Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета два часа в неделю (70 ч). В учебный процесс включены 8 лабораторных работ (10 класс).

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация решает задачу индивидуального подхода.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006, 47с.

  2. ЛернерГ.И.Общая биология. (10 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  3. Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.


Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002


Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
















Технологическая карта


Наименование разделов, тем, модулей

Всего часов

Тип урока


Характеристика

деятельности учащихся

Ожидаемый результат



д/з

Дата

Метапредметные результаты


По плану

По факту

предметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные




Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле



23


Определяют различия химического состава объектов живой и неживой природы. Характеризуют общий принцип клеточной организации живых организмов. Сравнивают обменные процессы в неживой и живой природе. Раскрывают сущность реакций метаболизма. Объясняют механизмы саморегуляции биологических систем. Анализируют процессы самовоспроизведения, роста и развития организмов. Характеризуют наследственность и изменчивость, запоминают материальные основы этих свойств. Сравнивают формы раздражимости у различных биологических объектов. Отмечают значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Раскрывают значение дискретности и энергозависимости биологических систем. Характеризуют многообразие живого мира. Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов. Знакомятся с работами К. Линнея. Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле

Учащиеся должны знать:

— движущие силы антропогенеза;

— систематическое положение человека в системе живого мира;

— свойства человека как биологического вида;

— этапы становления человека как биологического вида;

— расы человека и их характерные особенности.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;

— опровергать теорию расизма.


Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками;

— находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

— сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий

включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;


способность самостоятельного использования в учебной, познавательной и социальной практике полученных знаний, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;


-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др

-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

-Осознание значения семьи в жизни человека

-Уважительное отношение к старшим и младшим товарищам




Тема 1.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов


2


Характеризуют представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж. Б. Ламарка. Характеризуют прогрессивные и ошибочные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка

Учащиеся должны знать:

— уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;

— химический состав живых организмов;

— роль химических элементов в образовании органических молекул;

— свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;

— царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;

— ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Учащиеся должны уметь:

— давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;

— характеризовать свойства живых систем;

— объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;

— приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;

— объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам.

Отработать собственную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности

работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, простые и сложные планы текстов; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста;

деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование естественно - научного типа мышления, научных представлений о ключевых биологических теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, применяемыми в биологии.


самостоятельность впланирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;





Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2


Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора


5


Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный отбор»



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

— взгляды К. Линнея на систему живого мира;

— основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;

— учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;

— учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Учащиеся должны уме ть:

— оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;

— характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;

— давать определение понятиям «вид» и «популяция»;

— характеризовать причины борьбы за существование;

— определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;

— давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


-Создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

-Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;


-Научиться приемам самоорганизации;

-Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;


-Планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

-Овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;






Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


2


Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводят примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды. Дают оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций

Практическая работа 1 Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных

Учащиеся должны знать:

— типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания;

— объяснять относительный характер приспособлений;

— особенности приспособительного поведения.

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов.


-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидакт мат-ми, составлять конспект параграфа учебника до и / после изучения материала на уроке

-разрабатывать план-конспект темы, используяс разные источники информации

-готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников

-пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов

-пользоваться поисковыми системами Интернета


-самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;


Формирование дальнейшего развития мышления, воображения, различительной способности, способности целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая.

  • Получить навыки работы в группе, навыки самопрезентации.





Тема 1.5. Микроэволюция


2


Характеризуют критерии вида: структурно-функциональный, цитогенетический, эволюционный, этологический, географический и репродуктивный. Объясняют механизмы репродуктивной изоляции. Анализируют причины разделения видов на популяции. Запоминают причины генетических различий различных популяций одного вида. Знакомятся с путями видообразования (географическим и экологическим), дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах

Учащиеся должны знать:

— значение заботы о потомстве для выживания;

— определения понятий «вид» и «популяция»;

— сущность генетических процессов в популяциях;

— формы видообразования.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;

— характеризовать процесс экологического и географического видообразования;

— оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов.


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;

умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения, ставить и формулироватьдлясебяновыезадачив учёбе и познавательнойдеятельности;


овладениесоставляющимиисследовательской и проектнойдеятельности, включаяумениявидетьпроблему,ставитьвопросы, выдвигатьгипотезы, даватьопределенияпонятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делатьвыводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищатьсвоиидеи;


умениеосознанноиспользоватьречевыесредствадлядискуссии и аргументациисвоейпозиции: сравниватьразныеточкизрения,аргументировать и отстаиватьсвоюточкузрения;





Тема 1.6. Биологически последствия адаптации. Макроэволюция


3


Характеризуют главные направления биологической эволюции. Отражают понимание биологического прогресса как процветания той или иной систематической группы, а биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию. Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции): ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма. Объясняют причины возникновения сходных по структуре и/или функциям органов у представителей различных систематических групп организмов. Запоминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

— основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;

— результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;

— приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.


-знание основных принципов и правил отношения к эволюции живой природы;

сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

эволюции живой природы;

эстетического отношения к живым объектам;


умениесоотноситьсвоидействия с планируемымирезультатами, осуществлятьконтрольсвоейдеятельности в процесседостижениярезультата, определятьспособыдействий в рамкахпредложенныхусловий и требований, корректироватьсвоидействия в соответствии

с изменяющейсяситуацией;


умениеработать с разнымиисточникамибиологическойинформации: находитьбиологическуюинформацию в различныхисточниках (текстеучебниканаучнопопулярнойлитературе, биологическихсловарях и справочниках),

анализировать и оцениватьинформацию;


умениеорганизовыватьучебноесотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работатьиндивидуально и в группе: находитьобщеерешение и разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозиций и учётаинтересов, формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоёмнение.





Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле



3


Характеризуют химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Определяют филогенетические связи в живой природе и сравнивают их с естественной классификацией живых организмов

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи

Анализировать и оценивать: различные гипотезы о возникновении жизни самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умениесоздавать, применять и преобразовыватьзнаки и символы, модели и схемыдлярешенияучебныхи познавательныхзадач;


умениеосознанноиспользоватьречевыесредствадлядискуссии и аргументациисвоейпозиции: сравниватьразныеточкизрения,аргументировать и отстаиватьсвоюточкузрения;

формирование и развитиекомпетентности в областииспользования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).





Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

Контрольная работа №1


3




1


Характеризуют развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Отмечают первые следы жизни на Земле; появление всех современных типов беспозвоночных животных, первых хордовых животных; развитие водных растений. Характеризуют развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Отмечают появление сухопутных растений; возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений; возникновение птиц и млекопитающих; появление и развитие приматов. Характеризуют место человека в живой природе, его систематическое положение в системе животного мира. Отмечают признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Описывают стадии эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру у вида Homosapiens (расы). Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. Приводят аргументированную критику теории расизма

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли.

Учащиеся должны уметь:

— описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;

— описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;

— описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;

— описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

освоение социальных норм и правил поведения;


умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения, ставить и формулироватьдлясебяновыезадачив учёбе и познавательнойдеятельности;


овладениесоставляющимиисследовательской и проектнойдеятельности, включаяумениявидетьпроблему,ставитьвопросы, выдвигатьгипотезы, даватьопределенияпонятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делатьвыводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищатьсвоиидеи;


умениеорганизовыватьучебноесотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работатьиндивидуально и в группе: находитьобщеерешение и разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозиций и учётаинтересов, формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоёмнение.





Раздел 2. Структурная организация живых организмов


12


Самостоятельная работа с текстом и в тетради

Словарная работа

Составление таблицы

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов. Обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул. Характеризовать значение макро- и микроэлементов, воды и минеральных солей

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

— умение реализовывать теоретические познания на практике;

— осознание значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии;


— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

— учащиеся должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию


Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации

учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;

— умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;





Тема 2.1.Химическая организация клетки


3


Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и микроэлементы. Описывают неорганические молекулы живого вещества, их химические свойства и биологическую роль. Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки (структурная организация и функции), углеводы (строение и биологическая роль), жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют ДНК как молекулы наследственности. Описывают процесс редупликации ДНК), раскрывают его значение. Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму — транскрипцию. Различают структуру и функции РНК

Предметные результаты обучения


Учащиеся должны знать:

— макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;

— химические свойства и биологическую роль воды;

— роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

— уровни структурной организации белковых молекул;

— принципы структурной организации и функции углеводов;

— принципы структурной организации и функции жиров;

— структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).

Учащиеся должны уметь:

— объяснять принцип действия ферментов;

— характеризовать функции белков;

— отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.


— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


умениесоотноситьсвоидействия с планируемымирезультатами, осуществлятьконтрольсвоейдеятельности в процесседостижениярезультата, определятьспособыдействий в рамкахпредложенныхусловий и требований, корректироватьсвоидействия в соответствии

с изменяющейсяситуацией;


— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;


— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;





Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке


3


Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неё (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчёркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;

— приводить подробную схему процесса биосинтеза белков. Знать: сущность обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: объяснять сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим обменом

Знать: способы питания организмов; понятие о фотосинтезе – как одном из процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о хемосинтезе.

Уметь: характеризовать фазы фотосинтезе; космическую роль зеленых растений

Уметь: логически мыслить, анализировать, делать выводы

Знать: сущность анаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии; основной процесс анаболизма – биосинтез белка

Уметь: объяснять сущность матричных реакций


-Научиться приемам самоорганизации;

-Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;


умениесоздавать, применять и преобразовыватьзнаки и символы, модели и схемыдлярешенияучебныхи познавательныхзадач;


— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения




Тема 2.3.Строение и функции клеток

5


Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, генетический аппарат бактерий. Описывают процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий при ухудшении условий существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в биоценозах. Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их структуру и функции. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют типы клеточных включений и их роль в метаболизме клеток. Характеризуют клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко). Отмечают особенности строения растительной клетки. Дают определение понятию «митоз». Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов

Учащиеся должны знать:

— определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;

— строение прокариотической клетки;

— строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));

— строение эукариотической клетки;

— многообразие эукариот;

— особенности строения растительной и животной клеток;

— главные части клетки;

— органоиды цитоплазмы, включения;

— стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;

— положения клеточной теории строения организмов;

— биологический смысл митоза.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать метаболизм у прокариот;

— описывать генетический аппарат бактерий;

— описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;

— объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

— характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;

— описывать строение и функции хромосом.


уметь:

— составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

— объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

— самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;

— иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

— работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.


умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения, ставить и формулироватьдлясебяновыезадачив учёбе и познавательнойдеятельности;

-развитие и формирование интереса к изучению природы

-развитие интеллектуальных и творческих способностей

-воспитание бережного отношения к природе , формирование экологического сознания

-признание высокой ценности жизни, развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук

овладениесоставляющимиисследовательской и проектнойдеятельности, включаяумениявидетьпроблему,ставитьвопросы, выдвигатьгипотезы, даватьопределенияпонятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делатьвыводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищатьсвоиидеи;


умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;




Контрольная работа

1











Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

6


Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения

Учащиеся должны знать:

— многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;

— сущность полового размножения и его биологическое значение;

— процесс гаметогенеза;

— мейоз и его биологическое значение;

— сущность оплодотворения.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать биологическое значение бесполого размножения;

— объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет

Уметь: давать характеристику эмбриональному развитию организмов на основе изучения закономерностей организма и проявления эмбриональной индукции; объяснять материальное

единство живой природы.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умениеработать с разнымиисточникамибиологическойинформации: находитьбиологическуюинформацию в различныхисточниках (текстеучебниканаучнопопулярнойлитературе, биологическихсловарях и справочниках),

анализировать и оцениватьинформацию;


умениеорганизовыватьучебноесотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работатьиндивидуально и в группе: находитьобщеерешение и разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозиций и учётаинтересов, формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоёмнение.





Тема 3.1. Размножение организмов


3


Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)


3


Обозначают периоды индивидуального развития. Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез. Определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризуют постэмбриональный период развития, его возможные формы. Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание биологического смысла развития с метаморфозом. Характеризуют прямое развитие и его периоды (дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный); старение. Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера

Учащиеся должны знать:

— определение понятия «онтогенез»;

— периодизацию индивидуального развития;

— этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);

— формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

— прямое развитие;

— биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера;

— работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Учащиеся должны уметь:

— описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

— характеризовать формы постэмбрионального развития;

— различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

— объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

— характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.


Учащиеся должны уметь:

— сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий

Создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;


-Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;

-Научиться приемам самоорганизации;


-Планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

-Овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;





Контрольная работа№3

1











Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

22


Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков. Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов

Практическая

работа 2

Решение

Генетических

задач и

составление

родословных


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;

— сущность гибридологического метода изучения наследственности;

— законы Менделя;

— закон Моргана.

Учащиеся должны уметь:

— использовать при решении задач генетическую символику;

— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;

— сущность генетического определения пола у растений и животных;

— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;


Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;


овладениесоставляющимиисследовательской и проектнойдеятельности, включаяумениявидетьпроблему,ставитьвопросы, выдвигатьгипотезы, даватьопределенияпонятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,

осознанного и уважительного отношения к сверстникам, учителям, другим людям;




Тема 4.1. Закономерности наследования признаков


11


Тема 4.2. Закономерности изменчивости


6


Характеризуют основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые норм реакции

Практическая работа 3 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— виды изменчивости и различия между ними.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость

Самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;


владениеосновамисамоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществленияосознанноговыборав учебной и познавательнойдеятельности;


способностьвыбиратьцелевые и смысловыеустановки в своихдействиях и поступкахпоотношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.


умениеосознанноиспользоватьречевыесредствадлядискуссии и аргументациисвоейпозиции: сравниватьразныеточкизрения,аргументировать и отстаиватьсвоюточкузрения;

формирование и развитиекомпетентности в областииспользования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).





Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов


4


Перечисляют центры происхождения культурных растений. Дают определения понятиям «сорт», «порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных. Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции. Обосновывают значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Практическая работа 4 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Учащиеся должны знать:

— методы селекции;

— смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.


уметь:

— давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— пользоваться поисковыми системами Интернета

1) давать характеристику методов изучения биологических объектов

2) наблюдать и описывать различных представителей животного мира

3) находить в различных источниках необходимую информацию о животных

4) избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации

5) сравнивать животных изученных таксономических групп между собой

6)использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов

7)выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных

8) обобщать и делать выводы по изученному материалу

1) выполнять лабораторные работы под руководством учителя

2) сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения

3) оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира

4) находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую

оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников





Контрольная работа №3

1











Итоговая контрольная работа



Зачет











технологическая карта
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образованияпо биологии автора Н.И. Сонина (/Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы/сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2011).

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с рабочими программами начального общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекуль турного, личностного и познавательного развития учащихся.

Автор Бадмаева Елена Галсановна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 567
Номер материала 58996
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы
р
07.05.2015
Просмотров: 402