Главная / География / Технеологическая карта урока "Мир звезд". 5 класс. География

Технеологическая карта урока "Мир звезд". 5 класс. География



ФИО учителя (полностью)

Суховеева Ольга Алексеевна

Место работы

МБОУ СОШ № 64

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема 3 «Земля во Вселенной»

Урок 4 « Мир звезд»




Тип урока

Урок открытия новых знаний

Базовый учебник

География начальный курс. 5 класс. Учебник  (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).Из-во «Дрофа»М.,2015.

  

Цели урока: продолжить формировать знания о строении Вселенной, Солнечной системы;

дать представление о многообразии звезд, созвездиях.

Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом

Развивающая:  умение определять стороны горизонта по звездам; развитие внимания, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.


Планируемые образовательные результаты:

личностные: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений за звездным небом

метапредметные:

регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию из разных источников знания, уметь работать с рисунками, таблицами, схемами.

коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в соответствии с поставленной задачей

познавательные: классифицировать информацию по заданным признакам, определять критерии для сравнения,

предметные: знакомство с понятиями «звезда», «созвездия», классификация звезд, умение пользоваться картой звездного неба, умение определять стороны горизонта по Полярной звезде

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах, коллективная, индивидуальная

Средства обучения: карта звездного неба , слайды, рисунки учебника, опорный лист конспекта урока

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация начала занятия

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Мир прекрасен. Не так ли?


Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Личностные: создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

2. Проверка домашнего задания.

Стихи о прекрасном мире.

Какие небесные тела мы знаем?( загадки) Приложение 1. Слайд 1. (отгадываемые небесные тела)

Демонстрируют знания по пройденному материалу в игровой форме ( отгадка загадок)

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

2. Мотивация к учебной деятельности

Послушайте стихотворение М.В. Ломоносова, посмотрите внимательно на слайд, попытайтесь определить , о чем идет речь?

Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет- бездне дна!! показ слайда 2) звездного неба)

Фронтальная работа с классом:

-Обращали ли вы внимание на звездное небо?

- Опишите, каким вы его видели?

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Есть ли в нашей Солнечной системе звезда? Какая она?


Ответы детей на поставленные вопросы.

Опорные слова, прозвучавшие в ответах: звезды, яркие, тусклые, белые, желтые, красные и т. д.

Личностные:

формирование познавательного интереса к изучению звезд

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками









3. Подготовка к основному этапу занятия ( постановка учебной задачи и целей урока)

После фронтальной беседы под руководством учителя ставятся цели и задачи урока

( слайд 3)

Чтобы ответить на эти вопросы, работать будем в парах.

.Откуда мы можем получить необходимую информацию? (учебники, интернетресурсы, доп. литература, справочные издания)

Формулируют название темы урока, ставят цели и задачи урока. Проверяют правильность поставленных задач по слайду 3.

Устно составляют план.

Открывают учебники, атласы, приготовили листы опорных конспектов для ведения записей


Личностные: развитие опыта творческой деятельности

Регулятивные: планируют свою деятельность с учетом поставленных задач

Коммуникативные:

4. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Понятие о звездах

Что такое звёзды?
 Если спросят вас -
 Отвечайте смело:…

2. Мы звезды. Сколько во Вселенной нас?

Слайд 4 ( фотография звездного неба с земной поверхности)

Слайд 5 ( фото с телескопа «Хаббл») рассказ учителя о телескопе.

3. Сколько звезд в Солнечной системе? Хотите узнать больше о Солнце? ( выступление уч-ся)

Слайд 6 . Фото Солнца.

4. Тусклые и яркие, красные и желтые, белые и голубые. Почему они такие? ( классификация звезд по размерам, цвету, температуре, излучению.( работа с учебником, стр. 68), рис. 80.слайд 7 ( сравнение звезд красного, белого, желтого карлика, голубого гиганта, звезды RMS 136 а)

5.Расстояние до звезд.

Почему мы видим нашу звезду Солнце- желтого карлика, такой огромной на небосводе, а голубые гиганты- мерцающими точками? ( понятие о световом годе) Световой год — расстояние, которое свет проходит за один год, в метрах это 9 460 730 472 580 800. На самом деле свет звезд, который мы видим в безоблачную ночь, шёл до нашей планеты многие столетия, а некоторые из них вообще больше не существуют.

Расстояние до ближайших звезд. Рис. 81. Стр. . 67

Итак, свет погасшей звезды. Наверное, мы видим свет многих звезд, которых уже нет во Вселенной, потому что звезды рождаются, живут и исчезают.

А что будет с нашей звездой-Солнцем? ( ответы детей, выступление учащегося).

6. Понятие о созвездиях.

В каждой стране созвездия имели свои названия. И порой астрономам трудно было понять, о каком созвездии шла речь. И тогда астрономы решили навести « порядок» в звездном небе( краткая историческая справка о создании современной карты звездного неба). Слайд 8 «Карта звездного неба»

- какие созвездия вы знаете( названия)?

- можете ли вы их отыскать на небе?

7. Какую роль играли и играют звезды в жизни человека?

8. Практическая работа «Ориентирование по звездам»( Полярная звезда) Слайд 8

Пытаются сформулировать определение «звезды-это..

Работают с текстом учебника, стр. 66, Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию делают записи.


Рассматривают слайды, делают выводы, работают с текстом учебника.

Слушают сообщение, заполняют таблицу «Солнце-звезда солнечной системы», рассуждают о значении Солнца.


Работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Характеристика звезд», обмениваются полученной информацией, делают взаимопроверку записей.


Сравнивают визуально размеры звезд сверхгигантов и гигантов с Солнцем.


Знакомятся с новым видом измерения пространства- световым годом, анализируют рисунок учебника, определяя кол-во световых лет до ближайшей звезды.













Обмениваются мнениями, выдвигают гипотезы.



Демонстрируют знания.

Слушают сообщения, заполняя конспекты.











Работают с рисунком 82 учебника



Демонстрируют знания


Вспоминают форму созвездия Большой Медведицы, , отыскивают на карте звездного неба; по картам атласа, отыскивают Полярную звезду, рассказывают, используя рисунок, как можно определить стороны горизонта


Личностные: осознание ответственности за результаты совместной деятельности при работе или индивидуальной работы


Регулятивные: составление плана и последовательности действий своей работы или работы в паре

Познавательные: учатся анализировать текст учебника, анализируют объекты с целью выделения признаков, выдвигают гипотезы, сравнивают понятия


Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в процессе учебно-исследовательской деятельности




5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий. Физкультминутка.

 Что такое звёзды?
 Если спросят вас -
 Отвечайте смело:
 Раскалённый( газ).
 И ещё добавьте,
 Что притом всегда
 Ядерный реактор -
 Каждая звезда!


 Над Землёю ночью поздней,
 Только руку протяни,
 Ты ухватишься за звёзды:
 Рядом кажутся они: да или нет?( нет) Почему?


 Можно взять перо Павлина,
 Тронуть стрелки на Часах,
 Покататься на Дельфине,
 Покачаться на Весах.
 Над Землёю ночью поздней,
 Если бросить в небо взгляд,
 Ты увидишь, словно гроздья,
 Там (созвездия) висят.


А сейчас мы вместе встанем и немножко отдохнем.

У нас урок проходит в космическом пространстве. Что там? Невесомость. Все движения у нас плавные.

Мы хотим увидеть звезды в небе( поднимают головы) , а они вокруг( вращение головой).

Наши руки плавно поднимаются и опускаются, как в замедленном кино. Нам хочется обнять вселенную. Мы в скафандре неуклюжи. Медленно поднимаем левую, правую ногу.

Приближаемся к Земле. Земное притяжение делает нас тяжелыми( приседаем).

Легче нам стало? Садимся за столы.


Отгадывают загадки, проверяя свои знания.

Коммуникативные: анализируют свое эмоциональное состояние

6. Обобщение и систематизация знаний

Итак, ребята, вернемся к тем вопросам, на которые вы хотели бы получить ответ .Если что-то забыли, вернитесь к своим рабочим конспектам.

А)Чем раличаются звезды?

Б) Как различаются звезды по размерам;

-по цвету;

- по температуре?

В) Солнце-это…

Г) Созвездия- это...

Отвечают, демонстрируя знания

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: учатся умению выражать свои мысли в соответствии с задачами

8. Контроль и самопроверка знаний

А теперь возьмите тесты и проверьте свои знания. Самопроверка по слайду и выставление отметок.

Осуществляют самооценку своих знаний

Регулятивные: контроль и коррекция результатов своей познавательной деятельности

9. Подведение итогов занятий

Подводим итог нашего занятия. Расширились наши знания о Вселенной? Помогли ли сообщения ваших товарищей больше узнать о ней? Какую отметку они заслуживают? Кто был самый активный на уроке? (выставление отметок за работу на уроке и тестовые работы)

Учатся оценивать объективно ответы своих товарищей

Коммуникативные: анализируют свое эмоциональное состояние

10. Рефлексия

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.

Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц".

Отыщите свою звезду, с которой вы сегодня уходите с урока. Яркая она или едва светит?


Оценивают актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить

11 Информация о домашнем задании

Задание на дом. §13Ответы на вопросы, стр.69

На выбор: подготовить сообщение о созвездии, составить кроссворд на тему « Вселенная»

Опережающие задания : сообщения, презентации об освоении космоса.

Формулируют уточняющие вопросы, выбирают домашнее задание по своему усмотрению , по необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.

Записывают д/з в дневник


Приложение 1.

По порядку все планеты ( планеты называют дети)
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

В космосе сквозь толщу лет 
Ледяной летит объект. 
Хвост его - полоска света, 
А зовут объект… 

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то

Он много лет летит,летит

Космический ….метеорит


Планета голубая, 
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
 

Искры небо прожигают

А до нас не долетают ( метеоры)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный.



Технеологическая карта урока "Мир звезд". 5 класс. География
  • География
Описание:

Цель данного урока:

Развивающая: формировать умения учащихся получать информацию из различных источников. Развивать память, воображение, логическое мышление.

Воспитывающая: осознание себя как части целостности Вселенной, воспитывать любовь и уважение к природе, информационную культуру, создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать.

  1. Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, атласы, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  4. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать форму и размеры звёзд, форма и размеры звёзд, световой год, созвездия. Знать и объяснять существенные признаки понятий: цвет, блеск, расстояние.

Автор Суховеева Ольга Алексеевна
Дата добавления 06.12.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 746
Номер материала MA-063001
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓