1.
Организация начала занятия
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в
глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего
настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам
работать дружно, открыть что-то новое. Мир прекрасен. Не так ли?
|
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
|
Личностные: создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой
на работу.
|
2.
Мотивация к учебной деятельности
|
Послушайте стихотворение М.В. Ломоносова, посмотрите внимательно
на слайд, попытайтесь определить , о чем идет речь?
Открылась бездна, звёзд полна
Звездам числа нет- бездне дна!! показ слайда 2) звездного неба)
Фронтальная работа с классом:
-Обращали ли вы внимание на звездное небо?
- Опишите, каким вы его видели?
-На какие вопросы вы хотели бы получить
ответ?
-Есть ли в нашей Солнечной системе звезда?
Какая она?
|
Ответы
детей на поставленные вопросы.
Опорные
слова, прозвучавшие в ответах: звезды, яркие, тусклые, белые, желтые, красные
и т. д.
|
Личностные:
формирование познавательного интереса к изучению звезд
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
3.
Подготовка к основному этапу занятия ( постановка учебной задачи и целей
урока)
|
После фронтальной беседы под руководством
учителя ставятся цели и задачи урока
( слайд 3)
Чтобы ответить на эти вопросы, работать
будем в парах.
.Откуда мы можем получить необходимую
информацию? (учебники, интернетресурсы, доп. литература, справочные издания)
|
Формулируют название темы урока, ставят цели и задачи урока. Проверяют
правильность поставленных задач по слайду 3.
Устно составляют план.
Открывают учебники, атласы, приготовили листы опорных конспектов
для ведения записей
|
Личностные:
развитие опыта творческой деятельности
Регулятивные:
планируют свою деятельность с учетом поставленных задач
Коммуникативные:
|
4.
Усвоение новых знаний и способов действий
|
1. Понятие о звездах
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:…
2. Мы звезды. Сколько во Вселенной нас?
Слайд 4 ( фотография звездного неба с земной
поверхности)
Слайд 5 ( фото с телескопа «Хаббл») рассказ
учителя о телескопе.
3. Сколько звезд в Солнечной системе? Хотите
узнать больше о Солнце? ( выступление уч-ся)
Слайд 6 . Фото Солнца.
4. Тусклые и яркие, красные и желтые, белые и
голубые. Почему они такие? ( классификация звезд по размерам, цвету, температуре,
излучению.( работа с учебником, стр. 68), рис. 80.слайд 7 ( сравнение звезд
красного, белого, желтого карлика, голубого гиганта, звезды RMS 136 а)
5.Расстояние до звезд.
Почему мы видим нашу звезду Солнце- желтого
карлика, такой огромной на небосводе, а голубые гиганты- мерцающими точками?
( понятие о световом годе) Световой год — расстояние, которое свет проходит за один
год, в метрах это 9 460 730 472 580 800. На самом деле свет звезд, который мы
видим в безоблачную ночь, шёл до нашей планеты многие столетия, а некоторые
из них вообще больше не существуют.
Расстояние до ближайших звезд. Рис. 81. Стр. .
67
Итак, свет погасшей звезды. Наверное, мы видим
свет многих звезд, которых уже нет во Вселенной, потому что звезды
рождаются, живут и исчезают.
А что будет с нашей звездой-Солнцем? ( ответы
детей, выступление учащегося).
6.
Понятие о созвездиях.
В
каждой стране созвездия имели свои названия. И порой астрономам трудно было
понять, о каком созвездии шла речь. И тогда астрономы решили навести «
порядок» в звездном небе( краткая историческая справка о создании
современной карты звездного неба). Слайд 8 «Карта звездного неба»
-
какие созвездия вы знаете( названия)?
-
можете ли вы их отыскать на небе?
7. Какую роль играли и играют звезды в жизни
человека?
8.
Практическая работа «Ориентирование по звездам»( Полярная звезда) Слайд 8
|
Пытаются
сформулировать определение «звезды-это..
Работают
с текстом учебника, стр. 66, Учащиеся читают, обдумывают,
обрабатывают информацию делают записи.
Рассматривают
слайды, делают выводы, работают с текстом учебника.
Слушают
сообщение, заполняют таблицу «Солнце-звезда солнечной системы», рассуждают о
значении Солнца.
Работают
с текстом учебника, заполняют таблицу «Характеристика звезд», обмениваются
полученной информацией, делают взаимопроверку записей.
Сравнивают
визуально размеры звезд сверхгигантов и гигантов с Солнцем.
Знакомятся
с новым видом измерения пространства- световым годом, анализируют рисунок
учебника, определяя кол-во световых лет до ближайшей звезды.
Обмениваются
мнениями, выдвигают гипотезы.
Демонстрируют
знания.
Слушают
сообщения, заполняя конспекты.
Работают
с рисунком 82 учебника
Демонстрируют
знания
Вспоминают
форму созвездия Большой Медведицы, , отыскивают на карте звездного неба; по
картам атласа, отыскивают Полярную звезду, рассказывают, используя рисунок,
как можно определить стороны горизонта
|
Личностные:
осознание ответственности за результаты совместной деятельности при работе
или индивидуальной работы
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий своей работы или работы в
паре
Познавательные:
учатся анализировать текст учебника, анализируют объекты с целью выделения
признаков, выдвигают гипотезы, сравнивают понятия
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в процессе учебно-исследовательской деятельности
|
5. Первичная
проверка понимания знаний и способов действий. Физкультминутка.
|
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый( газ).
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся ониL: да или нет?( нет) Почему?
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там (созвездия) висят.
А сейчас мы вместе
встанем и немножко отдохнем.
У нас урок проходит в космическом пространстве.
Что там? Невесомость. Все движения у нас плавные.
Мы хотим увидеть звезды в небе( поднимают
головы) , а они вокруг( вращение головой).
Наши руки плавно поднимаются и опускаются, как
в замедленном кино. Нам хочется обнять вселенную. Мы в скафандре неуклюжи.
Медленно поднимаем левую, правую ногу.
Приближаемся к Земле. Земное притяжение делает
нас тяжелыми( приседаем).
Легче нам стало? Садимся за столы.
|
Отгадывают
загадки, проверяя свои знания.
|
Коммуникативные:
анализируют свое эмоциональное состояние
|
6. Обобщение
и систематизация знаний
|
Итак,
ребята, вернемся к тем вопросам, на которые вы хотели бы получить ответ .Если
что-то забыли, вернитесь к своим рабочим конспектам.
А)Чем
раличаются звезды?
Б) Как различаются
звезды по размерам;
-по
цвету;
- по
температуре?
В)
Солнце-это…
Г)
Созвездия- это...
|
Отвечают,
демонстрируя знания
|
Познавательные:
структурирование знаний
Коммуникативные:
учатся умению выражать свои мысли в соответствии с задачами
|
10.
Рефлексия
|
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно,
затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц".
Отыщите свою звезду, с которой вы сегодня уходите с
урока. Яркая она или едва светит?
|
Оценивают
актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке
|
Регулятивные:
выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.