Тема: Употребление глаголов в
неопределённой форме.
Цель:
1. Формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме;
употреблять в речи глаголы
– синонимы и глаголы – антонимы.
2. Упражнять в образовании
однокоренных глаголов с приставками.
3. Способствовать развитию речи,
обогащению словарного запаса, мышления,
внимания.
Оборудование:
Ход урока:
1. Орг.
Момент.
Глагол:-
Я обещал прийти к вам и вот я здесь. Напомните, что вы знаете обо мне
Дети:
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов, отвечает на
глагольные вопросы.
Глагол:
Я обещал прийти с царицей, она уже спешит к нам.
Входит
царица, плачет
Царица:-
Что делать? Что сделать? Что делать? Что сделать? Я так несчастна, у меня нет
числа, глагольного лица, времени. Что делать? Что сделать?
Глагол:
Ребята, вы угадали, как зовут царицу страны Глаголия?
Учитель:
Давайте возьмем оранжевую карточку и выполним задание:
Н
а е б о л п д р в е ф д м е к л ц ё м н ч н у а г я
ф
я и о к н р д ш м п р а
1) Зачеркнуть
каждую вторую букву в первой строчке.
2) Зачеркнуть
каждую вторую и третью букву во второй строчке.
Что
получилось?
Дети: Неопределённая
форма.
Учитель: Да, царицу
звать - Неопределённая форма.
Опять плачет царица.
Глагол : Не нужно
плакать, ведь неопределённая форма – это начальная форма.
Вы,
Ваше величество, должны гордиться , т. к. все существующие в мире
глаголы
образованы от начальной формы.
Яйцо не грустит, что оно яйцо. Оно думает с радостью, что скоро станет
цыплёнком.
И бабочка тоже сначала была куколкой, без всяких признаков бабочки.
Царица:-
Я счастлива! Я счастлива! Теперь я знаю Что делать? Что сделать?!
Ребята, давайте жить весело будем (что делать?) играть, (что делать?) петь, (что
делать?) танцевать, (что делать?) писать, (что делать?) … - продолжаем, ребята.
Учитель:
Почему наша гостья стала счастливой?
У наших гостей по три пятёрки, они вручат в конце урока самым активным
ребятам, вклеят в дневник. Царь – глагол – девочкам, царица – неопределённая
форма – мальчикам.
Как думаете, ребята, какая тема нашего урока?
Дети:
Неопределённая форма глагола.
Учитель:
Откроем тетради. Посмотрите, а что это за сочетания букв?
Дети:
Предлоги или приставки.
Учитель:
Да, могут быть предлоги, могут быть приставки. А как вы думаете, мы о чем
будем говорить? Почему?
Дети:
О предлогах, перед глаголами приставок не бывает.
Учитель:
Запишем каллиграфическую минутку.
Число. Классная работа.
Теперь глазами, т.е. мысленно разделим лист тетради на три равные
части, т. к.
записывать слова будем в три столбика.
Лепить печь нести
Учитель:
Ой, чуть ли не забыла спросить нашу гостью, почему у нее такие странные
бусы? Может
кто то из ребят знает?
Царица:
Я хочу вам их подарить.
Учитель:
В каждый столбик допишите по три родственных слова – глагола в
неопределённой форме, образованных при помощи данных приставок.
Ученики выполняют самостоятельно.
Проверяем первый столбик, ставя вопрос к каждому глаголу.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
Дети
: Что делать? Что сделать?
Учитель:
Что общего в написании глаголов?
Дети:
ть.
Учитель:
ть – это суффикс, выделим. Он указывает, что глагол стоит в неопределённой
форме.
Так же второй и третий столбики.
Вывод: Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы Что делать?
Что сделать? Имеют суффиксы ть, чь, ти.
СУС
Учитель:
Какие глаголы мы выучили на прошлом уроке?
Поиграем.
Ручеёк.
Учитель: Возьмите карточки, прочитайте. Какая это часть речи? (глагол)
Нужно этот глагол поставить в начальную форму. А кто может
сказать, что
это за начальная форма? (неопределённая форма глагола).
Игра:
летают зеленеет
встречает читают
учим кричат
спасём
Учитель:
Иногда встречаются глаголы в неопределённой форме, когда после суффикса ть , чь,
ти идёт суффикс ся.
Что делаль? – играться – это неопределённая форма глагола.
Что делает? – играется – это другая форма глагола. Попробуем различать эти
глаголы: дуется,дуться
Льёт, литься
Смеётся, смеяться
Выборочный диктант:
Записать только глаголы в н. форме.
Стукнет
стукнуться
Катит,
катиться
Делает,
делается,
Учит,
учиться.
Групповая игра.
Разобьемся по три человека. Найдём свое место. Читаем задание. Выполняем.
Велика ли важность начистить картошки?
Оказывается,
велика. Картошка – то круглая, и так ей хочется выскользнуть из ваших рук и
укатиться под стол. Вы за ней прыг, а на плечах у вас голова, и вот эта голова старается
обо что-нибудь стукнуться. Нож не режет картофелину, но может порезать ваши
пальцы. Еле – еле успеваешь их отдёрнуть. Хотите попробовать?
Панно.
Глагол:
- Я хочу поверить, какие вы сообразительные. Нужно фразеологический оборот
заменить одним словом – глаголом в неопределённой форме, записать в
столбик.
Ломать голову – думать
Зарубить себе на носу – запомнить
Выбиться из сил – устать
Плестись в хвосте - отстать
Обивать пороги - просить
- Молодцы, ребята! (Вручение
пятерок)
Царь
и царица прощаются: Что вам, ребята особенно понравилось на уроке?
Царь:-
Как зовут мою королеву, на какие вопросы отвечает н.ф. глагола?
В следующий раз мы приведём своих сыновей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.