Главная / Логопедия / Театрализация как способ формирования речевой компетенции у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Театрализация как способ формирования речевой компетенции у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Слайд 1

На страницах журнала “Дефектология” с тревогой отмечается появившаяся в нашем обществе на рубеже 20-21 века нездоровая тенденция, носящая название “ДЕЦЕЛЕРАЦИИ”. (ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ – это замедленный темп физического и интеллектуального развития, недоразвитость эмоций, моторики). С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 6-7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человека в гармонично развитую личность.



Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов контрольных работ результатов экзаменов по русскому языку и литературе в школе показал, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты слабо, единицами достигается оптимальная степень применения знаний. Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась невысокой. Однако требования стандартов второго поколения ставят задачу перед учителем в коммуникативной сфере:

Слайд 2



Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.



Конечно, задачи очень значимые для современного общества. Но в настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения:

Слайд 3

Знания, приобретаемые ребёнком в школе, не приобретают качества системности, умения не становятся обобщёнными, комплексными;

Школа не формирует ясных, полных, целостных представлений об окружающем ребёнка реальном мире;

Не формируется в ребёнке мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, положительная мотивация к учению;

Не совсем эффективно развиваются поисковые, исследовательские навыки учащихся;

Не всегда формируются навыки творческого, продуктивного мышления;

Часто не раскрываются, не развиваются интересы и способности ребёнка;

Не достигается целостное, гармоничное, всестороннее развитие личности.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. У ребят с тяжёлыми нарушениями речи возникает много проблем в учебной деятельности:

Слайд 4

слабая развитость навыков общения, речевой деятельности;

затруднения при анализе текстов;

слабое развитие связной монологической речи.

То, что делаю я, решает следующие проблемы:

Слайд 5

у ребят формируется положительная мотивация к учению;

развиваются поисковые, исследовательские навыки; творческое, продуктивное мышление;

раскрываются и развиваются интересы и способности ребёнка.

развиваются интеллектуальные и творческие способности учащихся;

формируется метапредметный способ мышления;

способствует выработке системы знаний и развитию способности к их переносу в практическую сферу;

выявляются интересы учащихся и предположение пути их развития;

формируется поисковый, исследовательский навык;

вызывается интерес к излагаемому материалу и большой эмоциональный заряд.



Так как составляющими любой компетенции являются владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трёх составляющих: предметно-информационной, деятельно-коммуникативной, личностно-ориентированной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию я рассматриваю как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

В основе моей работы – сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения на основе творческих мастерских и методов развития критического мышления, позволяющих создавать речевую среду на уроках во внеурочное время, направленное на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Хочу особо остановиться на внеурочной работе, т.к. считаю, что для ребят с тяжёлыми нарушениями речи оказаться в ситуации успешности вне уроков проще.

К сожалению, многие мои ученики не только не могут грамотно писать (многим из них и диагноз не позволяет, даже если они к этому и очень стремятся), но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью внеклассной деятельности является формирование коммуникативных умений учащихся, умений, необходимых для построения текста ( отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); умений создавать устное выступление, анализировать текст.



Много времени у нас уходит на работу над выразительным чтением. Учащимся с нарушениями экспрессивной речи тяжело правильно расставить логическое ударение (да часто и обычное ударение в словах). Поэтому работа проводится чаще всего с каждым индивидуально и с помощью логопедов школы. Но зато какова гордость ребят, когда они со сцены читают сложные поэтические произведения без ошибок, передавая эмоциональное настроение автора стихов. Фрагмент из «Ромео и Джульетты» Слайд 6



В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Я перестаю быть только носителем «объективного знания», которое пытаюсь передать ученику. Моей главной задачей становится мотивация ребят на проявление инициативы и самостоятельности. Им уже недостаточно пользоваться только тем материалом, который даю я, они пытаются найти интересную информацию сами и оформить её в самостоятельное высказывание. Конечно, здесь постоянная помощь и взаимодействие учитель-ученик, но результат стоит этого. При изучении «Слова о полку Игореве» ребята неожиданно для меня заинтересовались этим произведением, и у нас возникла идея провести судебное заседание с участием главных персонажей летописи. Ребята сами искали исторический материал, редактировали высказывания, «подгоняя» их под славянский стиль, подбирали костюмы, гримировались. Итогом стал суд над князем Игорем, которого присяжные заседатели оправдали. Слайд 7



Слайд 8

Интересной работой стала для учащихся подготовка и проведение Литературной гостиной, посвящённой В.Высоцкому. Им, современному поколению, он был практически неизвестен. Сначала мы посмотрели документальный фильм о барде и актёре, затем слушали его песни, посмотрели спектакли с его участием, познакомились с личной жизнью В.Высоцкого. Им сложно было подобрать нужный материал, поэтому это сделала я, но ребята захотели отредактировать данные тексты самостоятельно. Получилось хорошо, проникновенно только благодаря долгой и кропотливой работе. А участники и зрители пополнили свой багаж новыми словами, выражениями и, что немаловажно, знаниями о нашей культуре.





Чтобы реализовать требования стандартов второго поколения, необходимо создавать культурную речевую среду. И я считаю, что приём театрализации подходит для этого как нельзя лучше. Ведь выйти на сцену, даже если в зрительном зале сидят хорошо знакомые, близкие люди, для взрослого человека не всегда легко, а для ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и подавно сложно. Итоговому представлению – премьере предшествует длительная и кропотливая работа: чтение пьесы, обсуждение авторской позиции, проблемы, поднятой в произведении, анализ теста, речевая работа над текстом, распределение ролей, примеривание на себя полученной роли, работа над выразительностью речи каждого персонажа, вживание в роль, заучивание роли, изготовление костюмов и декораций. Детям нравится пробовать жить другую жизнь, исполнять роль. В процессе репетиций некоторые даже пытаются «срежиссировать» ту или иную ситуацию. Чем старше становятся ребята, тем интереснее им работать на сцене и тем легче общаться между собой и с другими людьми. Сначала они употребляют много слов из заученных ролей, постепенно включая их в свой активный словарный запас, затем научаются синхронизировать речь и движения. Тело, руки, ноги начинают жить одной жизнью с речью, а не сами по себе, либо вообще отключаются. Слайд 9, «Кошка, которая гуляла сама по себе» 5 класс

Слайд 10, 11 «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»



Коммуникативная культура – важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находится его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции – одна из важных задач всего общеобразовательного процесса в целом и курса русского языка и литературы в частности.

Развитие коммуникативной компетенции у выпускников весьма заметна.

1. У многих ребят отсутствовала положительная мотивация к учению, теперь дети с удовольствием принимают участие в уроках русского языка и литературы.

2. У ребят появились поисковые, исследовательские навыки; стало интенсивнее развиваться творческое мышление;

3. Многие ребята без особого интереса относились к изучению литературы (большие тексты отпугивали их). С помощью проведённой мною работы они заинтересовались излагаемым материалом, стали получать от уроков большой эмоциональный заряд.

При работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным, также необходимо учесть выход из того состояние, в которое мы погрузили ребенка, т.е. возвращение в реальность, не травмируя его психику.

Умелое использование театрализации позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы:

1. Совершенствовать диалогическую речь, её грамматический строй.

2. Развивать связную речь, делая её ярче и образней.

3. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

4. Делать речь более грамотной, выразительной.



















Раздел 4.

Приложения

1. «Кошка, которая гуляла сама по себе». Спектакль учащихся 5 класса (начало работы по театрализации с учащимися этого класса) Видео файл.

2. «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Спектакль с участием этих же детей, но уже учащихся 8 класса. Видео файл.

3. Отрывок из пьесы У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Участники спектакля – учащиеся 8,9 классов, занимающиеся театрализацией в течение 3-4 года. Видео файл и печатный материал.

4. Литературная гостиная, посвящённая герою войны 1812 года Д.Давыдову. Фото, печатный материал и презентация.

5. Суд истории над князем Игорем. (После изучения «Слово о полку Игореве») Фото и печатный материал.

6. Литературная гостиная, посвящённая В.Высоцкому. Фото, печатный материал и презентация.

Театрализация как способ формирования речевой компетенции у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Логопедия
Описание:

На страницах журнала “Дефектология” с тревогой отмечается появившаяся в нашем обществе на рубеже 20-21 века нездоровая тенденция, носящая название “ДЕЦЕЛЕРАЦИИ”. (ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ – это замедленный темп физического и интеллектуального развития, недоразвитость эмоций, моторики). С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 6-7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом стоит  трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человека в гармонично развитую личность. 

Автор Никулина Ирина Геннадиевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 519
Номер материала 18072
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓