Инфоурок Логопедия, Дефектология КонспектыТеатр - как средство формирования связной речи дошкольников. Методические рекомендации.

Театр - как средство формирования связной речи дошкольников. Методические рекомендации.

Скачать материал

 

 Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

 

 В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям прежде всего детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные {интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

 

 Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль. особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

 

 Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педаго гическом процессе очевидна.

 Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи и методы: последовательное знакомство детей с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать. Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

 Знакомство детей с "театральной куклой бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе* Малыша смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают вое- питатели и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу. Начиная со второй младшей группы детей последо вательно знакомят с видами театров, основами актер ского магтерства. Для этого используют этюдный тре наж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В средней группе кукольный спектакль следует объ единить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

 

 В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать: - во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); - в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры- драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей;

 коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-прев ращен и я («учись владеть своим телом»), образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковыи игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; отдельные упражнения по этике во время драматизации; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), ми­зансценой и т.д. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют: специальное помещение со сценой и зрительным залом; костюмы и декорации; магнитофон, проигрыватель, кассеты; детские музыкальные инструменты; различные атрибуты к занятиям; наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы. В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты: диагностика (октябрь январь май); постановка кукольных спектаклей; драматизация сказок; проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.

 «Куклы в жизни ребенка играют большую роль.Так как дети не могут много сказать в двухлетнем возрасте, они могут показать.»

 В раннем возрасте дети с помощью кукол начинают произносить отдельные слова, предложения, развивают музыкальные и артистические способности.

Развивает пластическую выразительность при создании образа.

 Театр позволяет детям разыгрывать сказки, индивидуально работать по ролям, входить в образ героя…

 «Кукольный театр приобщает детей к самостоятельности в играх. Развивает речь; пальчиковую моторику рук; снижает эмоциональное напряжение.»

 С помощью кукол дети учатся общаться друг с другом; развивают интонационную выразительность; развивают воображение, мышление, память.

 Используемая литература: 1.Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ. 2.Русская народная сказка «Теремок» 3. А.Е.Антипина. «Развитие речи через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении.»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Театр - как средство формирования связной речи дошкольников. Методические рекомендации."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Владение родным языком – это не только умение правильно выстроить предложение. Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Марковой, М.И. Лисиной, С.Н. Карповой и др.

Ребенок должен научиться рассказывать: и не только назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения.

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы взаимовлияния детей у детей дошкольного возраста. Традиционное обучение

- продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника вне учета субъективных свойств речи, определяющих речевое поведение личности;

- строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства, функция ребенка исполнительская, а не развивающая.

- не поощряются спонтанные высказывания детей, рассматривая их как проявление недисциплинированности;

-мало обращается внимание на культуру речи.

Все это препятствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, творчества. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворительности.

Развитию речи способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи. Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что развитие связной речи целесообразно в процессе театрализованной деятельности как наиболее точной и доступной модели проявления личности в речи.

Использование в развитии связной речи средств театральной деятельности предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности – драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 240 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 1097
    • DOCX 17.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ложкарева Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 30924
    • Всего материалов: 27

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 426 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 3 203 человека

Курс повышения квалификации

Контроль и анализ технологических процессов

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности организации работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации

36 ч.

1580 руб. 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе