Главная / Русский язык и литература / «Тайна поэтического текста». Герменевтический анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Калмычке»

«Тайна поэтического текста». Герменевтический анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Калмычке»

«Тайна поэтического текста».

Герменевтический анализ стихотворения

Александра Сергеевича Пушкина «Калмычке»

Цели:

  1. образовательные - на материале данного урока способствовать формированию следующих учебных умений и навыков:

- умение сопоставлять, сравнивать поэтическое и прозаическое произведения, видеть в них отражение жизни и истинное лицо поэта;

- умение выразительно читать изучаемые произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

2) развивающие – содействовать развитию у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале;

3) воспитательные – создать условия по воспитанию в учащихся патриотических чувств, любви к поэтическому слову.


Оборудование – ТСО: ноутбук, проектор, экран, презентация.



Ход урока.

Водное слово.

1. Сегодня мы с вами проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Калмычке». На основе этого стихотворения рассмотрим возможности герменевтической техники анализа, которая строится на сопоставлении черновых материалов и окончательного варианта, с учётом биографического и исторического контекста.

2. Основная часть.

С калмычкой Пушкин встретился во время путешествия в Арзрум. Это было 12 или 13 мая 1829 года. Оставалось две недели до черты, которая много значила для Пушкина – 26 мая ему исполнялось 30 лет. Бегство из Петербурга (Пушкин не стал спрашивать соизволения на эту поездку ни у своего царственного цензора, ни у Бенкендорфа) было стремительным, а путешествие стало для поэта добровольной одиссеей. Слайд про Бекендорфа.

Безвестная калмычка, чьё имя он не мог запомнить (слишком, видно, экзотическим оказалось), увековечена дважды – в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» и в стихотворении, так и озаглавленном – «Калмычке». Казалось бы, «проходной» эпизод, случайная встреча, не имеющая никаких особенных последствий. Но Пушкин потрясён именно теми открытиями, которые сделал он, глядя в нездешние глаза красавицы.

Давайте сначала проанализируем эпизод «Путешествия в Арзрум», посвящённый этой встрече.

- Дома вы должны были прочитать отрывок из «ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 1829 ГОДА»



- Давайте остановимся на отрывке, когда Пушкин встречается с калмычкой.

(Текста на листах на столе у каждого)

«Калмыки располагаются около станционных хат. У кибиток их пасутся их уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского».

Комментарий учителя - Первая же фраза этого фрагмента вводит тему «действительность – искусство». Кони уродливы, но рисунки, изображающие их, прекрасны. Все, что есть в жизни, может стать предметом великолепного произведения искусства. Это пролог данной истории и предсказание главных итогов.

«На днях посетил я калмыцкую кибитку (клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком) СЛАЙД. Все семейство собиралось завтракать. Котёл варился посредине, и дым выходил в отверстие, сделанное в верху кибитки».

Комментарий учителя - От обобщенного «калмыки» мы движемся вместе с автором к конкретному «кибитка». Но за этим стоит обобщение: все кибитки одинаковы. На это указывает описание экзотического устройства калмыцкого дома.

«Молодая калмычка, собою очень недурная, шила, куря табак».

Комментарий учителя - Эффектное вступление в главную тему – калмычка молода и красива, шитье – традиционное занятие для девушки.

- А что здесь экзотического? А вот курение трубки – это экзотика.

-Важно ли это для автора? Что главное?

Но для автора это не так уж важно – главное, молода и хороша собой. Поэтому понятно следующее действие рассказчика: «Я сел подле нее».

Диалог с красавицей выстроен так же эффектно: «Как тебя зовут?» – ***. – «Сколько тебе лет?» – «Десять и восемь». – «Что ты шьешь?» – «Портка». – «Кому?» – «Себя».

Юная калмычка, курящая трубку и шьющая «портки» самой себе, – любопытное знакомство для поэта.

Его поведение вполне оправдано: девушка приветливо разговаривает, почему бы не войти к ней в доверие? В черновом варианте действия поэта были вполне конкретны: он пытался поцеловать красавицу и вообще вел себя как завоеватель «степной красы». Впрочем, и красавица реагировала соответственно: «После сего подвига я думал, что имею право на некоторое вознаграждение. Но моя гордая красавица ударила меня по голове мусикийским орудием, подобным нашей балалайке».

В окончательной редакции ситуация разворачивается как пружина: стремительно вперед и вверх.

-как развивается ситуация?

«Она подала мне свою трубку и стала завтракать. В котле варился чай с бараньим жиром и солью. Она предложила мне свой ковшик».

-Как вы думаете приятен ли девушке поэт? Чем это выражается?

Девушке приятен любопытный собеседник, и она явно оказывает ему знаки внимания: трубка, трапеза…

Поэт пытается быть достойным этого внимания: «Я не хотел отказаться и хлебнул, стараясь не перевести духа. Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже. Я попросил чем-нибудь это заесть. Мне дали сушеной кобылятины; я был и тому рад». Подвиги во имя красы калмычки действительно героические: путешественник не только хлебнул «гадкого» жира с солью, но и был «рад» нехристианской пище – кобылятине. Это похоже на краткое вероотступничество, поэтому объяснима последняя фраза, мгновенно расширяющая бытовое повествование: «Калмыцкое кокетство испугало меня; я поскорее выбрался из кибитки и поехал от степной Цирцеи» СЛАЙД. Если ради прекрасных ее глаз пришлось есть пищу «нехристей», то дальше может последовать все что угодно. Поэт бежит не из калмыцкой кибитки, а от самого себя – готового ради нового чувства на любые сумасбродства. Скромная калмыцкая девушка оборачивается Цирцеей (Киркой), царицей, превращавшей влюбленных в нее путешественников в свиней. В то же время и сам автор становится благодаря этому сравнению Одиссеем – странником и скитальцем.

Переходим к анализу стихотворения.

В стихотворении «Калмычке» этот эпизод получит совершенно иное освещение.

Первоначально Пушкин предполагал привести текст своего стихотворения «Калмычке» в «ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 1829 ГОДА» .

Чтение стихотворения. СЛАЙД

Обратимся к комментариям. СЛАЙД

Стихотворение написано в форме послания СЛАЙД.

-К кому обращается автор?

-как вы думаете, что главное в стихотворении?

(Здесь главное – «нецивилизованность» героини, ее «невписанность» в круг привычного светского этикета, привычных представлений о красоте и воспитанности).

_Найдите и зачитайте портрет калмычки.

Пушкин, обычно столь сдержанный в изображении конкретных черт женской внешности, здесь прибегает к откровенному эпатажу:

Твои глаза, конечно, узки,

И плосок нос, и лоб широк…

Так же отважен Пушкин и в следующих строчках, где смешиваются самые разные культурные слои, но с неизменным отрицательным смыслом.

-Что мы видим?

Перед нами французские речи и авторы, английские манеры и Шекспир, итальянские романсы и московский бал, и даже шелковые чулки – все это бренная мишура, явно мало волнующая поэта. Калмычка, ничего этого не знающая и не умеющая, явно выигрывает:

Ты не лепечешь по-французски,

Ты шелком не сжимаешь ног,

По-английски пред самоваром

Узором хлеба не крошишь,

Не восхищаешься Сен-Маром,

Слегка Шекспира не ценишь,

Не погружаешься в мечтанье,

Когда нет мысли в голове,

Не распеваешь: Ma dov’?,

Галоп не прыгаешь в собранье…

-являются ли эти ценности главными для поэта?

Поэт отбрасывает все эти мнимые ценности: «Что нужды?» Его сердце вновь занято – и он счастлив, пусть даже на «полчаса». Эти полчаса могли стать вечностью:

Чуть-чуть, на зло моих затей,

Меня похвальная привычка

Не увлекла среди степей

Вслед за кибиткою твоей.


Именно поэтому Пушкин завершает стихотворение грустным и решительным выводом:

Друзья! не все ль одно и то же:

Забыться праздною душой

В блестящей зале, в модной ложе,

Или в кибитке кочевой?..

-Что является единственной реальной ценностью?

Любовь оказывается единственной реальной ценностью, которой человечество может гордиться. «Дикая краса» степной калмычки с плоским носом и узкими глазами в представлении поэта великолепный дар. И уравнивание блестящей залы и кочевой кибитки возвращает человечеству утраченные в бесконечной суете сует вечные ценности: внимательный взгляд на любого человека как равного себе, очищение от «спеси», «опрощение», наконец. Одиссей бежит прочь от степной Цирцеи, но благодаря этой встрече он открывает для себя тайну скитаний: возвращение к тем, кто любит и ждет.

Вывод

Один и тот же эпизод из жизни пота получает разное освещении.

-Какой лексический образ один и тот же в двух произведениях? кибитка.

-какой общий мотив? мотив дороги.

На основе биографического и исторического контекста мы рассмотрели с вами стихотворение Пушкина «Калмычке». Теперь мы знаем историю возникновения стихотворения, а так же раскрыли главную мысль, которую хотел донести до нас поэт. Любовь оказывается единственной реальной ценностью, которой человечество может гордиться.

Рефлексия

Закройте глаза и нарисуйте портрет калмычки, или встречу Пушкина с калмычкой.

«Тайна поэтического текста». Герменевтический анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Калмычке»
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроке анализируется стихотворение Александра Сергеевича Пушкина  «Калмычке». На основе этого стихотворения рассматриваются  возможности герменевтической техники анализа, которая строится на сопоставлении черновых материалов и окончательного варианта, с учётом биографического и исторического контекста.

Сначала анализируем эпизод «Путешествия в Арзрум», посвящённый этой встрече с Калмычкой, о после стихотворение.

Один и тот же эпизод из жизни А.С. Пушкина получает разное освещении.

 

Автор Черненко Ольга Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 681
Номер материала 43262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓