Главная / Музыка / Танцевальная музыка Северной Осетии

Танцевальная музыка Северной Осетии

Танцевальная музыка Северной Осетии
  • Музыка
Описание:

Танцевальная музыка Осетии

Самые ранние  музыкальные записи осетинских народных песен и инструментальных наигрышей относятся к восьмидесятым  годам прошлого столетия  ; они принадлежат московским композиторам М. М. Ипполитову –Иванову и С.И. Танееву. Ипполитов –Иванов записал в 1883 году на ст. Гудуар Военно-Грузинской дороги мелодию осетинской лезгинки( «Зилга –Кафт»), С. И.Танеев в 1886 году в Кабарде- мелодии трех осетинских  песен ( трудовой песни»Онай», «Песни об Афсати» и «Песни Кубатиевых»).

 

                                      

 

 

Зилга-кафт

Поздние осетинские народные пляски являются парными,одни из них ( пляски военного характера) исполняются двумя мужчинами , другие- мужчиной  и женщиной( одной или двумя). С сопровождением хоровых песен парные пляски исполняются редко ; чаще всего их пляшут под инструментальные наигрыши на гармони(в прошлом на дала – фандыре и кисын - фандыре) и исполняются либо под музыку Зилга- кафт (лезгинки), либопод музыку Хонга-кафт (кабардинки) .

Пляска Зилга- кафт , бытовавшая в прошлом во множестве разновидностей , бытует в наши дни в следующей наиболее популярной современной форме. По одну сторону круга стоят девушки, по другую – юноши: при первых звуках гармони юноши начинают хлопать в  ладоши, отбивая ритм (девушки в этом не участвуют).Из круга выходит юноша ;плясовым шагом он подходит к девушкам , вытянув левую руку в сторону и  полусогнув  над головой правую, и пляшет перед девушками на носках. Выходит девушка, также вытянув левую руку  на высоту плеча , а правую полусогнув  на уровне груди  и выдвинув ее слегка вперед. Во время пляски и юноша  и девушка несколько раз меняют положение рук, попеременно вытягивая одну и полусгибая другую,  причем  вытянутая рука направлена всегда к середине круга. На  небольшом  расстоянии друг от друга оба пляшут движением Сирга (быстрый  мелкий перебор ногами  на полупальцах) по кругу. Юноша загораживает путь , стремительными  поворотами загоняет ее в тупик и заставляет прекратить пляску, что удается не всегда. Иной характер имел старинный танец Хонга-кафт, в прошлом бытовавший под названием Датагуй-кафт.

 

 

 

                            ЦОППАЙ  

К числу самых популярных из древнейших осетинских коллективных плясок , кроме  Симда, принадлежат  также  обрядовые  пляски  Цоппай  и Чепена. Обрядовая  пляска Цоппай , сопровождаемая одноименной  хоровой песней, исполнялась на похоронах убитого молнией.»Смерть пораженного молнией в народе считалась особой милостью бога неба , и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией кинжалом на земле очерчивали круг , за черту которого никому нельзя было переступать.

Все ближайшее взрослое население мужчины и женщины , молодые и до преклонного  возраста – несмотря на ливень или дождь- полностью высыпало  на место происшествия и песнями , с музыкальными инструментами ,образуя  попарно огромный круг , обходило покойника  три раза, после чего на место где лежал убитый молнией , приводили двух огромных бычков , еще никогда не бывших в  упряжке, запрягали  их. Покойника, как  есть клали на арбу и пускали бычков на все четыре стороны. Понукать  ими .направлять  их куда бы то ни было  не разрешалось. Предоставленные  сами  себе , бычки шли вперед , а народ с плясками и песнями шел за ними. Та ,где остановились бычки и намечалась могила убитого молнией, труп снимали с арбы , могильной ямы никакой почти не рыли, но прикрывали труп огромным каменным холмом из нанесенных или свезенных затем камней.

Когда холм был  воздвигнут, начиналась  обрядовая пляска «Цоппай». В прошлом мужчины исполняли эту пляску  с обнаженными головами, а женщины  одевали  платья  белого цвета. Род убитого запевал песню « Цоппай» и все присутствующие выстраивались по четыре или шесть человек в ряд, по две или три пары из мужчин и женщин в каждом ряду и начинали с опущенными руками  двигаться обходя могилу по кругу в направлении движения солнца. Движение было медленным и плавным , на полной ступне . Пляска продолжалась до тех пор , пока могилу не обходили три раза. После окончания пляски начинались поминки.

 

                            

 

 

 

 

 

Симд

К наиболее древним осетинским пляскам относится Симд. Упоминание о Симде часто встречается в осетинском нартовском  эпосе. Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства; по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных плясок.

                        Нартон  симд

По сообщению М.С. Туганова «Нартовский симд»плясали мужчины  в возрасте от 30- 45 лет, наиболее ловкие и наиболее сильные Сид называли двухэтажным. Нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот  двигался вправо ,сначала медленно ,потом налево так же медленно. В шеренгу входило до 200 человек. Верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами ,верхние держались за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Держась левой рукой за пояс соседа, верхний плясун держал пояс соседа с другой стороны…  Таким  образом верхний ряд был менее стесен в движениях, чем нижний. Верхний ряд , стоя на плечах нижних , мог делать любое движение.

 

Когда плясуны верхнего ряда ,стоя на плечах нижнего ряда переплетались руками, запевалась песня т живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, припев завершали словами:»Поклонитесь богу..» .На что нижние отвечали «Чтобы вы полетели вниз!» Верхние  становились в низ, а нижние поднимались наверх, так продолжался танец. В центре круга стоял запевала.    

Автор Таболова Ольга Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 632
Номер материала 39471
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓