Главная / Начальные классы / Такие незнакомые знакомые сказки

Такие незнакомые знакомые сказки

Такие незнакомые знакомые сказки

Цели:

подготовить детей к восприятию, к чтению сказки,

-актуализировать знания о сказках,

- отметить некоторые закономерности и особенности сказочного жанра,

читая стихотворения Льва Друскина и Михаила Лермонтова, настроить детей на сказочный лад, привнести в урок атмосферу чудес и тайн;

осознать, что есть числа, которые особенно часто встречаются в сказке;

- вспомнить знакомые с самого раннего детства сказки.

- развивать речь детей, учить выразительному чтению, расширять кругозор, будить желание прочитать самостоятельно знакомые с самого раннего детства сказки.

Оборудование: кукла бабушки Агафьи, выставка книг-сказок, презентация, карточки с терминами и именами сказочных героев, математические веера.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Светлана Георгиевна. А пришла я к вам не одна, а со своей помощницей сказочницей бабушкой Агафьей.

II. Подготовка восприятия.

Появляется сказочница.

Сказочница. Здравствуйте, дорогие ребятушки! Хожу я по свету с шуткою и прибауткою, говорю по-писанному, пишу по-печатному, а зовут меня бабушка Агафья. Люблю я сказки сказывать обо всем – про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот смотрите, какую я вам выставку книг подготовила.

- Посмотрите, как вы думаете, что объединяет все эти книги?

- Правильно это книги со сказками.

Учитель. - А вы любите сказки?

- А что такое сказки?

(Сказка – это маленький рассказ о лицах и событиях, которых не было в действительности). Перевернуть карточку!

III.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новую тему. Откройте учебник на странице 74 и прочитайте.

Сказочные дорожки: твой путеводитель.

- Как вы понимаете заголовок?

(Путь – дорога. Водитель – тот, кто водит. Значит, тот, кто будет вести нас по сказочным дорожкам.)

Прочитайте обращение автора к читателю.

Читатель, без сомнения, ты сможешь рассказать несколько сказок почти наизусть хоть сейчас. Попробуй!

Сказочница.

- Я хочу предложить вам вспомнить мои самые любимые сказки.

(Смотрим слайды и вспоминаем знакомые сказки.)

- Почему сказки так легко запоминаются?

(В этих сказках герои повторяются, сюжет строится по принципу цепочки и каждое звено копирует предшествующее звено. В сложных сказках выстраиваются цепочки из отдельных историй, в которых своя закономерность.)

Вступительная беседа к восприятию нового материала.

Внимание! Слайд с портретом.

- Кто из вас знает сказки Г.Х. Андерсена «Пастушка и трубочист», «Сказка про стойкого оловянного солдатика»?

В какое время суток случаются там чудеса?

Правильно. В этих сказках чудеса случаются не при свете дня и шуме голосов, а ночью. Именно ночью, когда спят люди, оживают игрушки и вещи.

Внимание! Слайд с ночным небом.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Льва Друскина, а вы все его послушайте. Подумайте, как можно озаглавить это стихотворение?

Как вы думаете, о чем оно?

IV. Чтение учителем стихотворения Л. Друскина и беседа
по нему.

- Почему предметы стали незнакомыми? Найдите ответы в стихотворении.

(Ночная тьма размыла их приметы.)

Почему слово «тишина» автор повторяет дважды?

(Очень тихо.)

- Прочитайте строчки до второго многоточия.

- Какие предметы «ожили» в темноте?

(Дверца шкафа, звуки, кран, часы.)

- Как поэт показывает, что звуки ожили?

- Правильно, у них есть лицо, губы. Поэт «очеловечил» звуки. Этот прием называется в литературе олицетворение.

- А теперь давайте дочитаем стихотворение до конца.

Докажите, что квартира полна звуков, которые только на время притаились и ждут своего мгновения, чтобы зазвучать.

-Задумайтесь, ребята, как хитро построил Лев Друскин стихотворение. Мы уже почти физически ощущаем контраст тишины и резкий звук от разгрызания ореха, поскольку именно контраст помогает услышать тишину.

Прочтем последнюю строчку. Что вы заметили, услышали? Какой звук здесь повторяется многократно?

(Звук [р] встречается пять раз.)

Такой приём в литературе называется звукопись.

Внимание! Перевернуть карточку!

Как вы думаете, детям страшно? (Нет.)

Страшная или таинственная тишина в этом стихотворении?

(Таинственная.)

Как же надо читать стихотворение? (Таинственно.)

V. Чтение детьми стихотворения вслух.

hello_html_4efa21b1.pngФ и з к у л ь т м и н у т к а

По дорожке, по дорожке В подполье, в каморке

Скачем мы на правой ножке, Живёт она в норке,

А по этой по дорожке Серая малышка.

Скачем мы на левой ножке. Кто же это ? …

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём

И опять читать начнём.

VI. Работа по теме урока.

- Вы готовы дальше путешествовать по сказочным дорожкам?

Рассмотрите иллюстрации на странице 76. Ночь. Луна.

(Учитель читает потешку «Сказка, сказка, прибаутка.»

- Легко ли рассказывать сказки? (Сложно. Непросто.)

- Как об этом говорит М.Ю. Лермонтов автор этого стихотворения?

(Рассказать её не шутка.)

- А как нужно рассказывать сказки. Что по этому поводу говорит поэт?

(Словно реченька журчала,

Чтоб никто не задремал.)

- Каким голосом рассказывают сказку? Почему?

(Сказку нужно рассказывать неспешно, медленно, размеренно, негромко, слегка задумчиво, таинственно.)

- Давайте прочитаем так, чтобы слушатели настроились на сказочный лад.

- Прочитайте второй отрывок М.Ю.Лермонтова. На что похоже?

( На колыбельную песенку, их пели детям, чтоб они быстрее уснули.)

- Сказки, потешки, прибаутки – это все разные жанры устного народного творчества.

VII. Конкурс знатоков сказок.

Сказочница.

- Молоды, ребятишки. Раз вы такие умные-разумные, то решила я вам загадать загадки, устроить конкурс знатоков сказок.

1.Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.

2. Укатился он из дома

По дороге незнакомой

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный и румяный …

3. Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, говорит мать, - мы поедем в город, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

4. На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай. Кумушка! Право, больше нечем потчевать.

5. Заговорил старик:

- Известно мне, куда ты путь держишь. И я тебе, чем могу, пособлю. Коли работы не боишься да за сном не гонишься, научу тебя, как летучий корабль построить.

Сказочница.

- Порадовали вы меня. Молодцы. А вот я вам ещё одно испытание придумала. ( На экране появляются 3 домика.)

- А ну-ка расселите, героев сказок по их домам? Номер дома вы будите мне показывать с помощью веера.

1 дом - волшебный замок

2 дом – изба

3 дом – теремок

(Дети расселяют героев русских народных сказок по их домикам.)

Карточки переворачивать по одной!

Мышка-норушка, Емеля и Марья-царевна, Курочка ряба, Три медведя, Волк и семеро козлят, Иван Запечный и Забава.

- Я ещё и третье испытание для вас приготовила.

Обратите своё внимание на страницу 77: «Внимание, знаток сказок!»

- Герои этих сказок выстроились по росту. («Репка», «Теремок», «Колобок».)

- Можно ли назвать эти сказки – сказки-цепочки? Почему?

-В этих сказках самый важный герой – мышка. ( «Теремок», «Репка», «Курочка ряба».)

- Эти сказки начинаются весело, а заканчиваются грустно: «Колобок», «Теремок». Наоборот начинаются грустно, а заканчиваются весело.: «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

- В этих сказках встречаются числа 3 и 7. («Три медведя», «Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Волк и 7 козлят» и др.)

VIII. Итог урока.

Сказочница. Пора мне уходить, дальше по свету идти и сказывать сказки.

- Вы, мне доставили много радости. Большое вам спасибо.

Учитель.

- Завершается наш урок. Я хочу задать два разных задания. Вы можете выполнить то, которое вам больше понравится:

1-ое - продолжите известную сказку на новый лад.

2-ое - стр. 77 учебника. Пересказать любую сказку, не называя героев. У вас должны получиться литературные загадки.

Учитель.

- Завершая наш урок, я хотела бы предложить вам продолжить фразу:

«Я сегодня вспомнил…»,

«Я сегодня узнал…»,

«Мне сегодня понравилось …».



В сказках, как в жизни,

Земля и небо,

Солнце и тучи,

Добро и зло.

Добрую сказку

Послушал и ты,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

О. Дриз



























Сказочница. Сейчас я вам дам задание. Здесь у меня на доске – три домика. В каждом из них – сказочные герои живут. Посмотрите на них и скажите, какие герои будут жить в первом домике? Почему? (Изображен волшебный замок.)

Во втором домике? (Изображена простая изба.)

Третий домик для кого? Кто в нем будет жить? (Изображен теремок.)

Как надо рассказывать сказки, каким голосом?

1. Ч т е н и е у ч и т е л е м стихотворения Михаила Лермонтова.

2. Ч т е н и е д е т ь м и вслух этого стихотворения.

Прочитай стихи так, чтобы слушатели настроились на сказочный лад.

Сказочница. Итак, давайте заглянем в мир сказок. Послушайте, какую я вам сказку расскажу. (Садится у телевизора (макета) и рассказывает сказку «Курочка Ряба».)

Кто из вас сможет рассказать отрывок из сказки, не называя героев. Например: она поленилась, а он потрудился. У него все крепко, а у нее все разрушилось. Она его и выгнала…

Выберите подходящую для сказки маску, подойдите к телевизору и расскажите.

VII. Конкурс знатоков сказок.

Назовите сказки, из которых взяты данные отрывки.

1. Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, – говорит мать, – мы поедем в город, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

2. На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

3. В о п р о с ы на с. 77.

Герои этих сказок выстроились по росту. («Репка», «Теремок», «Колобок».)

Назовите героев этих сказок.

Как можно назвать эти сказки? (Сказки-цепочки.)

Изобразите условной схемой.

hello_html_m66a36bd9.png

В каких сказках встречаются сказочные числа 3, 7?

Другие сказочные числа вы встречали в сказках? Какие? (9, 12, 33, 40.)

VIII. Итог урока.

Сказочница. Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Я очень вами довольна, порадовали вы меня, много знаете сказок. Пора мне уходить, дальше по свету идти и сказывать сказки.

Домашнее задание: вспомнить, о чем эти русские народные сказки, иллюстрации которых вы найдете на странице 77, ведь на следующем уроке будет проведен конкурс сказителей.



Такие незнакомые знакомые сказки
  • Начальные классы
Описание:

Такие незнакомые знакомые сказки

Цели:

– подготовить детей к восприятию, к чтению сказки,

-актуализировать знания о сказках,

- отметить некоторые закономерности и особенности сказочного жанра,

– читая стихотворения Льва Друскина и Михаила Лермонтова, настроить детей на сказочный лад, привнести в урок атмосферу чудес и тайн;

– осознать,  что  есть  числа,  которые  особенно  часто  встречаются  в сказке;

-  вспомнить знакомые с самого раннего детства сказки.

- развивать речь детей, учить выразительному чтению, расширять кругозор, будить желание прочитать самостоятельно знакомые с самого раннего детства сказки.

Автор Соловьёва Светлана Георгиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1117
Номер материала 31125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓