Главная / Русский язык и литература / Сжатое изложение с дополнительным творческим заданием

Сжатое изложение с дополнительным творческим заданием

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 - а классе

( Антамошкиной З.С., учителя русского языка и литературы высшей категории

МБОУ Алексеевской СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

Тема урока:

Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель: формирование основных коммуникативных умений, умение извлекать информацию при аудировании, чтении текста, адекватно понимать и интерпретировать его в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, раскрытие особенностей в процессе работы в парах сменного состава способов сокращения или сжатия текстов, формирование умений составлять тексты по исходному тексту. Данная цель направлена на достижение следующих образовательных результатов:

Предметных

Метапредметных

Личностных

Знать виды компрессии, способы сжатия исходного текста; создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизвести исходный текст; соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);

Регулятивные - умение работать с различными источниками информации – таблицей-памяткой, карточками с текстами.

Самостоятельно определять цели и формулировать задание. Познавательные - владеть приемами отбора и систематизации материала, уметь сравнивать и делать выводы. Коммуникативные - оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать в устной и письменной форме, доказывая свою точку зрения, приводить аргументы.


Готовность к саморазвитию, самоопределению. Формирование активного участия в процессе обучения, способности к самооценке на основе наблюдения за своей речью. Повышение интереса к учебному процессу.

Решаемые учебные проблемы –

Самоопределение, сотрудничество

Основные понятия, изучаемые на уроке

Приемы компрессии, сжатия исходного текста, воспроизведение текста по плану

Методы

Сравнительный анализ, аналитическая беседа, «поабзацное изучения текста» по Ривину-Дьяченко.

Технология

Сотрудничества «учитель-ученик»;

Формы работы

Групповая – группы по 4 человека, пары сменного состава.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, интерактивная доска

Обеспечение урока:

Тексты для каждого учащегося и памятка для работы с текстом.

Образовательные интернет-ресурсы

Презентация , слайды № 1-4.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний по данной теме, а именно – вспомнить, какие приемы сокращения текста мы уже знаем, что изучается в разделе синтаксис, назвать основные единицы синтаксиса, дать определение текста, типов речи, назвать стили речи.;

формирование умения задавать вопросы, самостоятельно определять цели (Регулятивные универсальные учебные действия)

развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся (Познавательные универсальные учебные действия.)

формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. (Коммуникативные универсальные учебные действия)

* осмысление пользы учения (Личностные универсальные учебные действия)

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Слайд №1–№3

1. Определите, что здесь пропущено:

- виды речевой деятельности – слушание, чтение, …(письмо);

- типы речи – повествование, описание,…. (рассуждение)

2. Вспомните способы сокращения текста –

(исключение второстепенной информации, повторов, синонимов, уточнений; замена однородных членов обобщающим словом, сложного предложения – простым, прямой речи – косвенной,). Докажите свою позицию.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Деятельность учащихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал из синтаксиса. (типы речи, стили речи. Способы компрессии исходного текста). которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

-Делают обобщение, какими способами можно сокращать исходный тексты.


-Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) - в процессе работы в группах по четыре человека будут отрабатывать умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, связно и кратко передать содержание текста

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации - осуществление учебных действий (Р). сравнивать и сопоставлять словосочетания (П), умение вступать в диалог (К). умение соотносить поступки и события (Л)

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

Слайд № 4 -

«Найди лишнее» - 1.«Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом»(М.Канн). 2. «Управлять природой можно лишь, подчиняясь ей»(английский философ Ф.Бекон. 3. «Книга – это только дорога» (в.Шкловский. 4. «Человек не царь, а сын природы» (В.Астафьев)

.

Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют, что лишнее высказывание, т.е., высказывание, которое отличается по смыслу – № 3, значит это и будет напрямую связано с темой урока, исходные тексты объединяет общая проблема, которая затрагивается в них, единая тема.


3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. – уметь структурировать содержание текста, демонстрировать не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, уметь отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы логично, последовательно в сжатом виде передать исходный текст, при этом уметь работать в группе с текстом, выделять в нем главную информацию, составлять план по исходному тексту, сотрудничать с другими в группе, помогая в процессе составления плана, выделения ключевых слов. пересказа текста по абзацам, при этом второстепенную информацию исключать при пересказе и всегда помнить, что р результате этой учебной деятельности должен появиться текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств..

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов (Р);

формирование познавательных мотивов учебной деятельности (П): стремления открыть знания, приобрести умения отстаивать свою точку зрения (К);

Деятельность учителя

Раздать исходные тексты учащимся для первоначального ознакомления. Группы по 4 человека, у каждого свой текст и памятка для работы с текстом. Каждый читает 1 абзац своему соседу, затем озаглавливает его, заглавие пишет в тетрадь. Теперь тот, кто слушал, становится читающим и озаглавливающим первый абзац в своем тексте.

Затем готовятся к пересказу этого первого абзаца, пересказывают его уже следующему ученику в этой группе, потом читают 2 абзац и озаглавливают и слушают своего коллегу.

Третий абзац прорабатывается в таком же порядке: читается, озаглавливается, пересказывается, но уже новому участнику и т.д. В тексте 4 абзаца.

В ходе исследования и поиска необходимой информации учащиеся делятся полученными знаниями, помогают в составлении плана . в нахождении ключевых слов, в сокращении текста различными способами.

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Учащиеся работают в группах, читают по абзацам текст, озаглавливаю, пересказывают, пользуясь при этом взаимной поддержкой друг друга, в конце работы у каждого учащегося будет составлен план из 4 пунктов. Каждый учащийся сможет пересказать исходный текст своему коллеге.

4. ЭТАП планирования учебной деятельности на уроке

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р);

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников (Л0;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах (К);

Деятельность учителя

После того, как в группах учащиеся составили планы по своим исходным текстам, учитель предлагает сесть вместе тем, у кого одинаковые темы, просмотреть план, выбрать наиболее правильный и зачитать его одному из учащихся. Можно пересказать весь текст по плану. Так работают все группы.

Деятельность учащихся

Работа в группах. Делают вывод, доказывая, какой способ сокращения исходного текста наиболее удачен, насколько логично и последовательно составлен план.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Еще раз проговаривают, обосновывают принятие решения и 1 ученик от группы сообщает о проделанной работе и пересказывает весь текст.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи (К);

формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р)

формирование способности сравнивать свое планирование с другим, выполненным остальными участниками группы.;

овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов (П):

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь (Л).

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности

Творческое задание для учащихся - написать сжатое изложение по исходному тексту или сочинение-рассуждение по исходному тексту. в качестве аргументов привести примеры из других текстов , так как эти тексты связывают проблемы, близкие по содержанию .

По времени урок рассчитан на два часа.

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Далее учащиеся работают самостоятельно по написанию сжатого изложения с дополнительным творческим заданием – в качестве аргументов приводят примеры из других исходных текстов.. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения (Р). Применение нового знания (П).Участие в диалоге сотрудничества (К) Самоопределение (Л)

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

В группе один из сильных учащихся может зачитать свою работу другим.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. . Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.



7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Осмысление пользы учения (Л).самооценка (Р)Развитие логического мышления (П) Сотрудничество в группах и парах (К)

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? Работу своих одноклассников? Дайте развернутый ответ: «Я считаю, что…, потому что, во-первых, … во-вторых…».

-

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

8 ЭТАП Домашнее задание. Закончить свою работу творческим заданием – по теме исходного текста выразить свое мнение с приведением доказательств из других источников.

ПАМЯТКА

  1. Получи текст, прочитай внимательно.

  2. Прочитай первый абзац своему напарнику вслух.

  3. Вместе с ним попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце. Найдите ключевые слова, озаглавьте текст..

  4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь.

  5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со вторым текстом в такой же последовательности.

  6. Далее поменяйтесь партнерами, перескажите первый абзац ему, проработайте второй абзац в такой же последовательности.

  7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пункте 3-6.

  8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

Сжатое изложение с дополнительным творческим заданием
  • Русский язык и литература
Описание:

Основная цель - формирование коммуникативных умений, интерпретация текста в соответствии с темой и стилем, повторение приемов компрессии, сжатия текста, воспроизведение исходного текста по плану.

Работать на уроке можно в группах по 4 человека, пары сменного состава. Творческое задание - по теме данного текста  выразить свое мнение с приведением доказательств из других источников.

В приложении к конспекту даны примерные тексты, которые можно использовать в процессе учебной деятельности при работе с использованием методики "поабзацного изучения" текста по "Ривину-Дьяченко".

Автор Антамошкина Зинаида Семеновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1770
Номер материала 34405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓