Главная / Русский язык и литература / Сжатое изложение. Подготовка. Примеры. 9 класс

Сжатое изложение. Подготовка. Примеры. 9 класс

Сжатое изложение. Приемы сжатия информации


Известны три приема сжатия информации:

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение)

Пример: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

2) обобщение конкретных, единичных фактов (объединение, обобщение)

Пример: Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету.

3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение)

Пример: В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.

Существуют также следующие способы сжатия материала:

(а) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения:

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. – На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово.

(б) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи:

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… – Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь и следующий день так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.

(в) сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части:

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! – Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, всё одел в белый мрак.

(г) разбивка сложного предложения на сокращённые простые:

Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как чёрные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.

(д) перевод прямой речи в косвенную:

Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.

Дальше давайте своим ходом, – объявил шофер.

Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик.

Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.

(е) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями:

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. – Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.





Сжатое изложение. Подготовка. Примеры. 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Сжатое изложение. Приемы сжатия информации

 

Известны три приема сжатия информации:

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение)

Пример: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

2) обобщение конкретных, единичных фактов (объединение, обобщение)

Пример: Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету.

3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение)

Пример: В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.

Существуют также следующие способы сжатия материала:

(а) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения:

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. – На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово.  

(б) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи:

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… – Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь и следующий день так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.

(в) сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части:

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! – Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, всё одел в белый мрак.

(г) разбивка сложного предложения на сокращённые простые:

Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как чёрные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.

(д) перевод прямой речи в косвенную:

Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.

 – Дальше давайте своим ходом, – объявил шофер.

 – Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик. –

 Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.

(е) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями:

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. – Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

 

 

 

Автор Савельева Александра Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1712
Номер материала 50767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓