Главная / Школьному психологу / Связь детско-родительских отношений и психических состояний личности

Связь детско-родительских отношений и психических состояний личности



ГККП «Детский сад «Балауса»ГУ «Отдела образования акимата Мендыкаринского района»











Тема проекта

«Связь детско-родительских отношений и психических состояний личности»






Автор-составитель

Педагог-психолог:

Сулейменова О.А.
















село Боровское, 2014 год.





В современном обществе востребована личность, способная быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, социально активная, готовая к творческой самореализации. В развитии такой личности ребенка ведущей должна быть личностно-ориентированная модель воспитания и обучения, направленная на создание оптимальных условий для реализации личностного потенциала, формирования индивидуальности и самоценности каждого ребенка. Такой подход требует учета и оптимизации психических состояний, вызываемых социальной ситуацией развития ребенка, на основе выявления их причин и происхождения.


Это особенно касается негативных психических состояний.


Литературные данные указывают на ведущую роль семьи в развитии личности ребенка. С учетом реформ в образовании, с введением нового ГОСО изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.


Родитель активный участник в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.


Цели и задачи.


Цель:


выявить взаимосвязи между особенностями отношений родителей и детей и их психическими состояниями, осознание родителями важности своего личного стиля взаимодействия и отношения с ребенком.


Задачи.


  1. Развитие мотивов благоприятного развития личности ребенка, учитывая специфику детско-родительских отношений и психических состояний дошкольников.

  2. Формирование положительных связей родителей с детьми через усиление рефлексии отношения к ним.

  3. Расширение возможностей понимания ребенка через осознание положительных черт его личности.

  4. Формирование отношения к детям через развитие способности понимания психологических особенностей и безусловного принятия личности.




Ожидаемые результаты.


В организации образовательной деятельности педагогам ДО необходимо учитывать психические состояния дошкольников, их статусные особенности, характер родительско-детских отношений, межличностные отношения в среде сверстников.


Выработка навыков построения конструктивных взаимоотношений с детьми через освоение техники «активного слушания» трансактного анализа общения, модели «Я-высказывания».


Содержание проекта.


Данный проект апробируется на базе детского сада «Балауса» в с. Боровское

с родителями и детьми 5–6 лет.


Участники: дошкольники 5–6 лет и их родители. Оптимальное количество участников группы 12–14 человек, возможно увеличение до 16–18 человек.


Этапы проекта


  1. Подготовительный (мотивационный) — представляет собой консультацию для родителей по результатам диагностики деформаций детско – родительских взаимоотношений. Знакомство с результатами диагностики и их психологической интерпретацией создает мотивацию, необходимую для эффективного прохождения тренинга.



Содержание

Сроки

Форма проведения


Ответ-

ственные

1.

«Причины агрессивности детей и методы их коррекции»


сентябрь

Консультация

для родителей

педогог-

психолог

2.

«Как научить ребенка

управлять своим поведением»


октябрь

Выступление на родительском собрании

педогог-

психолог

3.

«Общаться с ребенком. А как?»

ноябрь

Круглый стол

для родителей

педогог-

психолог,

методист

4.

«Дисциплина.

Поощрение и наказание».


декабрь

Консультация

для родителей

педогог-

психолог

5.

«Взаимодействие семьи и ДО при формировании личности ребенка».



январь

Консультация

для родителей

педогог-

психолог

6.

«Мальчики и девочки... Они такие разные…»



март

Консультация

для родителей

педогог-

психолог

7.

«Почему он не слушается? Наказание в жизни ребенка.

Как найти золотую середину?»




педогог-

психолог


  1. Основной (рабочий) — структура занятия планируемые в соответствии с темой проекта.



Содержание

Сроки

Форма проведения


Ответ-

ственные

1.

Программа игрового тренинга по теме: «Развитие коммуникативных способностей будущих первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни».



В течение года

Для детей старшей группы

педогог-

психолог

2.

«Моя семья»

октябрь

тест

педогог-

психолог


3.

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия



апрель

тренинг

педогог-

психолог,

методист





  1. Контрольно - закрепляющий — проведение дополнительных встреч участников тренинга с целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.


Содержание

Сроки

Форма проведения


Ответ-

ственные

1.

«Эффективное взаимодействие педагогов

и родителей».


Март

Психологический тренинг

педогог-

психолог, педагоги

2.

«Застенчивость ребенка и её коррекция».

Апрель

Консультация

для родителей и педагогов


педогог-

психолог, педагоги

3.

«Учимся понимать друг друга».

май

Тренинг взаимодействия родителей и детей


педогог-

психолог

методист



Механизм реализации.


Данная работа ориентирована как на более глубокое теоретическое осмысление процессов взаимоотношений между родителями и детьми, так и на практическое приложение полученных знаний. Все занятия тренинга имели четкую структуру, что позволило участникам за достаточно короткое время получить необходимые теоретические знания, а также, отрабатывая в упражнениях материал, получить навыки и умения нового семейного общения.


Курс тренинговых занятий состоит из трех блоков.


Первый блок занятий — работа родительского клуба «Искусство быть семьей» (мамы и папы)


Второй блок занятий — работа детско-родительского клуба «СемьЯ» — Школа для мам (мама и ребенок).


Третий блок занятий — работа детско-родительского клуба «СемьЯ» — Школа для пап (папа и ребенок).



Тренинговые занятия проводятся в течение всего учебного года 3 раза в месяц по 30–40 минут (для родителей — 1,5 часа). Одна семья занимается на тренинговых занятиях 3 раза в месяц:


1) родители (мама и папа);

2) мама и ребенок;

3) папа и ребенок.

Структура занятия с родителями включает:


- психогимнастическое упражнение, направленное на повышение активности,


- информационную часть,


- работу со стимульным материалом,


- закрепление полученной информации в играх и упражнениях,


- домашнее задание.


В ходе занятий вырабатываются навыки определения психических состояний, проигрываются ситуации, где родители принимают роли детей, взрослых. Постепенно родители начинают принимать позицию ребенка, что способствует рефлексии отношений с ним, устранению доминантности, авторитарности.


Комплексные занятия взрослых с детьми нацеливаются на выработку навыков взаимодействия и сотрудничества, способствуют видению обсуждаемых проблем, осознанию взрослыми собственных воспитательских позиций.


На совместных занятиях (взрослых и детей) используются приемы нетрадиционного приветствия, продуктивная деятельность, совместные игры, упражнения на определение психических состояний. После окончания занятий анализируются возникшие трудности, даются рекомендации.


Способами вербального взаимодействия взрослого с ребенком являются воодушевляющие высказывания, честные и открытые ответы, воспроизведение действий и слов ребенка (метод получения «обратной связи»), прием «отражение чувств» (проговаривание состояний, которые испытывает ребенок).


Цель тренинговых занятий (родителей и детей):


- помочь родителям и детям преодолеть имеющиеся трудности в общении;


- обогатить и разнообразить общение взрослых с детьми;


- установить тесный эмоциональный контакт родителя и ребенка;


- подвести родителей к мысли об уникальности каждого ребенка;


- дать возможность родителям увидеть особенности поведения своего ребенка

при взаимодействии его с другими детьми и взрослыми;


- сократить психологическую дистанцию между взрослыми и детьми.


Цель тренинговых занятий (для родителей ):


- актуализировать у родителей интуицию, с помощью которой они смогли бы лучше чувствовать внутренний мир ребенка, эмоциональное состояние,

потребности;


- повысить педагогический уровень и таким образом повлиять на благополучие и развитие ребенка;


- помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях.



Результаты проекта.


В результате использованного комплекса психолого-педагогического воздействия на детей, их родителей значительно снизились показатели отрицательных психических состояний дошкольников, оптимизировались показатели отношений родителей и детей, что свидетельствует об эффективности программы.


Программа социально-психологического тренинга позволила родителям осознать собственные трудности во взаимоотношениях с детьми, преодолеть барьеры в общении, помогла обеспечить принятие личности ребенка, повысить способность понимать детей, их потребности, желания.


Произошел общий позитивный сдвиг в родительских установках и в обращении с детьми, о чем свидетельствуют результаты тестирования теста-опросника для родителей.


Дальнейшее развитие проекта. Планируется изучение психических состояний с учетом гендерных особенностей, их роль и влияние на социализацию и социальное развитие личности дошкольников.







Приложения

Консультация для родителей

«Мальчики и девочки... Они такие разные...»


Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребенок, дитя, кроха, младенец. И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и статьях по психологии пишут о том, что ребенок к определенному возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять…


Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребенок, дитя, кроха, младенец. И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и статьях по психологии пишут о том, что ребенок к определенному возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.


1. Девочки более послушны, чем мальчики


В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.


Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга.


Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек. Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.


2. Мальчики больше хотят отличиться


Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.


По мнению доктора биологических наук, генетика В.А. Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит: «Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».


3. Мальчики более изобретательны, чем девочки


Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.


Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям.


Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.


4. Девочки более работоспособны, чем мальчики


Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.


Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность


5. Мальчики занимают больше места


Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т.н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.


«Должен он скакать и прыгать,


все хватать, ногами дрыгать,


а иначе он взорвется,


трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!


С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.


6. Мальчики не должны плакать


А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.


Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…


7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.


И помня о том, что перед нами не просто малыш и ребенок, а маленькая девочка или маленький мальчик, самое главное – очень его любить. Любовью не испортишь ни того, ни другую!









Консультация для родителей

«Причины агрессивности детей и методы их коррекции».


Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.


Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.


В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

Когда это началось?

Как ребёнок проявляет агрессию?

В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

Что явилось причиной агрессивности?

Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

Что на самом деле хочет ребёнок?

Чем вы реально можете ему помочь?


Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.


Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.


Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.


"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)


Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".


"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)


Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.


Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.


"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"

(для детей с 4 лет)


Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.


"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:


"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.


Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.


· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.


"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.


"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.


Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.


"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".


Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.


"ЖУЖА"

(для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда

ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными

Круглый стол для родителей по теме:


«Общаться с ребенком. А как?».


Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.


Материалы к встрече с родителями: вопросы мини-анкеты, «капельки воды» из бумаги, мольберт, памятки «Умей слушать и слышать своего ребёнка».


Ход круглого стола


Участники располагаются по кругу


- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми. Но прежде чем мы приступим к основной теме нашей встречи, давайте немного познакомимся. Я предлагаю сейчас по очереди каждому представиться и рассказать о себе двумя - тремя предложениями. Например: «Меня зовут Айна Мукашевна, у меня есть дочь, ей 4 года. Я работаю прачкой. В свободное от работы время увлекаюсь музыкой».


(Ответы родителей)


- Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка? (ответы родителей)


- Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.


Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви нарушает формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.


Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то дальнейшем он будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…


Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.


Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.


Уважаемые родители, а как же, по-вашему, надо правильно общаться с ребёнком? (ответы родителей)


- Прежде всего, надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть! Говорите ему чаще, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший, обнимайте своего сына или дочку.


А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы мини-анкеты. Затем мы вместе попытаемся обсудить их.


Мини-анкета.

Посчитайте по возможности, вспомнив, сколько раз вы в течение дня обращались к ребёнку эмоционально положительными высказываниями (одобрением, поддержкой)?

  • Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?

  • Сколько раз вы в течение дня обнимаете и целуете ребёнка?

  • Какие говорите ласковые слова?

  • Как называете ребёнка, когда сердитесь?


(Желающие родители высказываются, совместное обсуждение вопросов)


- Помните: если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.


А сейчас, я предлагаю вам игру" Продолжи фразу"


«Дети - это…» (например: цветы жизни, солнышки, лучики, ангелы и т. д.) (родители продолжают фразу).


- Да, ребёнок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый и беззащитный, который нуждается в любви, ласке, защите взрослого. И, чтобы цветочек рос и не увядал, ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он будет питаться всю жизнь.


(Родителям предлагается назвать ребёнка ласковым словом, которое они должны написать на капельке. После этого они на магнитной доске составляют картинку из капелек).


- Да, да. Именно эти слова хочет услышать ребёнок из уст самых близких людей. Это очень важные слова, которые питают всё существование малыша, а потом и существование юношей и девушек. Говорите их своему ребёнку каждый день.


Упражнение “Слушание в разных позах”.


- Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один из вас - родитель, второй - ребёнок. Между вами диалог. Мама спрашивает о том, как прошёл день в детском саду, а ребёнок сообщает о неприятности, случившейся с ним (подрался, обидели или сам обидел и т.д.). Но разговаривать вы будете в разных положениях.


1. Мама сидит, ребёнок стоит.


2. Ребёнок сидит, мама стоит.


3. Оба сидят или оба стоят (выбор)


- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда, по-вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?


- А ребенку, какая позиция при разговоре наиболее комфортна?


- Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?


Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”


Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.


С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомит памятка. (Раздать родителям памятки)





Памятка «Умей слушать и слышать своего ребёнка».


1.Слушая эмоциональный рассказ ребёнка о каком-то событии из его жизни, поддерживайте разговор уточняющими вопросами «А что было дальше?». Дайте ему почувствовать, что вы понимаете его состояние и переживание. Выслушайте, затем своими словами повторите то, что он вам сказал. Убедите ребёнка, что вы понимаете его правильно.

К тому же, когда ваш ребёнок видит, что вы внимательно и с интересом слушаете его, он с большей охотой будет слушать вас, когда Вы захотите ему что-то сказать.


2. Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети, уверяют вас, что всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.


3. Поддерживайте и подбадривайте его без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потреплите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.


Вообще тактильных прикосновений родителя к ребёнку должно быть не менее 7 в день. Погладить по голове, обнять, подержать за руку, погладить по «маминому месту»- между лопатками, чуть ниже шеи.


4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на его вопросы. Ваш тон говорит больше, чем слова.


- В итоге нашей беседы хочу привести одну очень точную цитату.


«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими». А.Моруа.


- Помните, если ваше общение с детьми будет эффективным, они не будут чувствовать себя одинокими. Выстраивая правильную модель общения с вами, ребёнок научиться грамотно общаться в социуме. А это очень важно для дальнейшей жизни.


Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи.

Родители достают по одному вопросу и отвечают на него.


1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня?


2. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня?


3. Хотели бы Вы изменить свое общение с детьми после нашей беседы?


Спасибо за внимание. Успехов вам!

Связь детско-родительских отношений и психических состояний личности
  • Школьному психологу
Описание:

 

Цель:

 

выявить взаимосвязи между особенностями отношений родителей и детей и их психическими состояниями, осознание родителями важности своего личного стиля взаимодействия и отношения с ребенком.

 

Задачи

 

  1. Развитие мотивов благоприятного развития личности ребенка, учитывая специфику детско-родительских отношений и психических состояний дошкольников.

  2. Формирование положительных связей родителей с детьми через усиление рефлексии отношения к ним.

  3. Расширение возможностей понимания ребенка через осознание положительных черт его личности.

  4. Формирование отношения к детям через развитие способности понимания психологических особенностей и безусловного принятия личности.

    Ожидаемые результаты.

    В организации образовательной деятельности педагогам ДО необходимо учитывать психические состояния дошкольников, их статусные особенности, характер родительско-детских отношений, межличностные отношения в среде сверстников.

     Выработка навыков построения конструктивных взаимоотношений с детьми через освоение техники «активного слушания» трансактного анализа общения, модели «Я-высказывания».

     Содержание проекта.

     Данный проект апробируется на базе детского сада «Балауса» в с. Боровское

    с родителями и детьми 5–6 лет.

    Участники: дошкольники 5–6 лет и их родители. Оптимальное количество участников группы 12–14 человек, возможно увеличение до 16–18 человек.

    Этапы проекта

 

  1. Подготовительный (мотивационный)   представляет собой консультацию для родителей  по результатам диагностики  деформаций детско – родительских  взаимоотношений. Знакомство  с результатами диагностики  и  их психологической  интерпретацией  создает мотивацию, необходимую  для эффективного  прохождения тренинга.

Автор Бегайдарова Назгуль Серикбаевна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 402
Номер материала 55241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓