Главная / Русский язык и литература / СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА – ФИЛОЛОГА.

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА – ФИЛОЛОГА.

УДК 372.315.09

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА – ФИЛОЛОГА.

Ермекбаева А.Т.

Назарбаев интеллектуальная школа, физико-математического направления, Шымкент, Республика Казахстан.

Түйін

Кәсіби педагогикада және психологияда болашақ кәсіпке оқыту педагогының оқу-өндірістік іс-әрекетін талқылау нәтижесінде, олардың өзіндік ұйымдастыру, яғни – ішкі тәртіп келісушілік, өзара дифференциалды және автономды бөліктерді қалыптастыру қажеттілігі анықталды. Арнайы зерттеулердің негізінде маманның өзіндік ұйымдастырылуын дамыту арқылы қазіргі заман маман иесінің құнды сапалығын қалыптастыру мақсатында ұсыныстар берілді.

Summary

In professional pedagogics and psychology at the analysis of industrial practice activity of the future tea of vocational training necessity of formation of their self - organizing - internal orderliness, a coordination inter action differenaction and independent parts of the whole is defined (determined). On the basis of special reseat the recommendations leaning (basing) on development of self-organizing of the professional with a view of formation and harmonious interaction of the major qualities of the modern expert are given.

Многомерный и многоуровневый характер подготовки педагога протекающий в рамках процессов и явлений требует применения различных методов для возможно более полного изучения деятельности человека в ситуации профессионального становления.

Сегодня используется широкий ассортимент технологий, сложившихся в педагогической науке, а также в других, смежных с нею областях. На сегодняшний день накоплен значительный опыт многогранного изучения проблемы подготовки педагогических кадров.

В педагогике и психологии при анализе учебной деятельности будущих педагогов-филологов определяется необходимость формирования их самоорганизации.

В то же время не существует специальных исследований, опирающихся на развитие самоорганизации профессионала в целях формирования и гармоничного взаимодействия важнейших качеств современного специалиста-филолога.

Формирование профессионально важных качеств, составляющих личностный потенциал специалиста, происходит на базе его общего развития и зависит от него. Нередко при этом происходит стабилизация уже имеющихся, но невостребованных качеств, пробуждение и закрепление слабо развитых. В конечном итоге, как нам кажется, действует такая зависимость: чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, тем выше качество профессиональной деятельности. И наоборот, слабая сформированность профессионально важных качеств впоследствии порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста, нередко приводит к смене-профессии.

Для того, чтобы предложить перечень профессионально важных качеств, лежащих в основе самоорганизационной личности, мы рассмотрели и проанализировали деятельность педагога-филолога и классифицировали необходимые для ее осуществления профессионально важные качества. Под профессионально важными качествами педагога-филолога мы понимаем совокупность компонентов самоорганизации личности субъекта по осуществлению учебной деятельности.

В анализируемой нами структуре деятельности педагога целевыми функциями являются обучающая, воспитывающая, развивающая и мотивирующая, т.е. функции чисто педагогические. Это является целесообразным для выпускников, которые будут работать после вуза в системе образования. В этом случае совокупность существующих профессионально важных качеств выглядит явно неполной.

Основная задача образования - дать будущим педагогам-филологам средства реализации соответствующих функций субъекта и сформировать умения применять их в практической деятельности, развить профессионально важные качества.

Индивидуальное профессиональное соответствие может достигаться как за счет достаточно высокого и равномерного развития всех профессионально важных качеств, так и за счет компенсации отдельных, менее развитых качеств другими, имеющими более высокую степень развития.

Проделанный нами анализ профессионально важных качеств педагога-филолога позволил выделить ряд качеств, которые будут являться, на наш взгляд, профессионально важными для осуществления функций педагога. Выполненная нами творческая работа по определению соответствия выявленных профессионально важных качеств целевым функциям педагога-филолога позволяет предложить следующий их перечень, относящиеся ко всем профессиям ответственность, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость и др. так как они соответствуют каждой функции:

  • осуществление мотивирующей функции невозможно без наличия внутренней гражданской позиции, оформившегося мировоззрения развитой социальной ответственности, любознательности;

  • обучающую функцию обеспечивают такие качества, как эрудиция, умение четко формулировать конкретные цели, последовательность, систематичность знаний, способность к применению современных технологий обучения;

  • воспитывающая функция выполняется при помощи педагогического мышления, наблюдательности, оптимизма, прилежания, умения учитывать возрастные особенности учащихся, элегантности внешнего вида, самокритичности, беспристрастия;

  • выполнение развивающей функции предполагает сформированность таких качеств, как педагогическое предвидение, богатая фантазия, постоянная проверка усвоения знаний учащимися, самообразование, мобильность интеллекта;

  • конструкторско-исследовательская функция осуществляется при помощи развитого логического и абстрактного мышления, любознательности, высокой исполнительской дисциплины, аккуратности, технической фантазии, способной продолжительное время заниматься решением проблемы.

Такие совокупности профессионально важных качеств лежат в основе профессиональной самоорганизации. Нам представляется, что именно такой перечень профессионально важных качеств, достаточно высокий уровень сформированности знаний, специальных умений и навыков позволит педагогу-филологу оптимально функционировать в педагогической области. Среднее значение уровня каждой функции позволяет оценить уровень самоорганизации педагога.

Выявление наиболее общих подходов к определению сущности понятия «профессиональная самоорганизация» показало, что ее необходимо рассматривать с учетом специфики педагогической деятельности будущих педагогов. Для этого мы уточняем, дополняем понятие самоорганизации с учетом того, что функциональная деятельность педагога-филолога педагогическая деятельности.

Структура сущностного обоснования понятия «профессиональная самоорганизация» включает в себя четыре компонента субъект - субъект - предмет их совместной деятельности - цель.

Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъект-субъектных отношений, необходимых для творческого самораскрытия обучающегося. Предмет совместной деятельности «педагог-обучающийся» обусловливается ее целью. В обобщенной, но конкретизированной направленности цель (как результат педантического процесса) сводится к двум основным показателям: уровень сформированности профессионально важных качеств обучающихся и специальных знаний, умений и навыков, обусловливающий их готовность к дальнейшему профессиональному совершенствованию, готовность обучающихся следовать ценностным ориентациям и осуществлять деятельность без посторонней помощи.

Таким образом, профессиональная самоорганизация педагога-филолога - общий уровень педагогической деятельности, обусловленный индивидуальной готовностью к успешному выполнению задач обучения и воспитания, отличающийся устойчивостью, независимо субъективных условий. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий на пути достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность, обосновывать ее.

С этих позиций представляется возможность рассматривать профессиональную самоорганизацию педагога-филолога как ступень профессиональной зрелости, как начальный этап формирования профессионального мастерства.

Анализ педагогического опыта показал, что процесс обучения в высшей школе ограничивается премированием только профессиональных умений и навыков без специально организованной работы по формированию профессиональной самоорганизации студентов и диагностике ее сформированности с учетом собственного профессионального опыта студентов, полученною на первом этапе профессиональной подготовки в системе непрерывного образования. Профессиональная самоорганизация является выражением высокого уровня сформированности и гармоничности развития профессионально важных качеств специалиста, т.е. самоорганизация проявляет себя как целостная модель только при условии высокоразвитых сбалансированных профессионально важных качеств и специальных знаний, умений и навыков.

Эффективность достижения профессиональной самоорганизации специалиста педагога-филолога может быть повышена, если будут выполняться следующие условия:

  • hello_html_52c67e18.gifподготовка по специальным профилирующим педагогическим учебным дисциплинам будет организована способом, направленным на формирование у студентов профессионально важных качеств и специальных знаний, умений и навыков;

  • будут оперативно выявлены и созданы адекватные, условия оптимального достижения цели обучения, основанные на результатах диагностики сформированности показателей профессионально важных качеств;

  • будет обеспечено непрерывное получение профессиональных знаний, специальных умений и навыков на базе современных педагогических технологий.

Естественно, что установленные закономерности и особенности формирования профессиональной самоорганизации могут быть распространены и должны учитываться при воспитании этого качества будущих педагогов-филологов.

Литература

  1. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. Психология груда и личности учителя. Л.. 2006. С. 16.

  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. - М.: Гуманист. Изд.центр ВЛОДОС, 2001.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Творческая педагогика, №3, 2002.

  4. Джакупов СМ. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения.: Учебное пособие - Алматы: Казақ университеті. 2002.

  5. Маркова А.К. психология профессионализма. -М., 2006.





































СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА – ФИЛОЛОГА.
  • Русский язык и литература
Описание:

Многомерный и многоуровневый характер подготовки педагога протекающий в рамках процессов и явлений требует применения различных методов для возможно более полного изучения деятельности человека в ситуации профессионального становления.

Сегодня    используется    широкий    ассортимент технологий,   сложившихся    в педагогической науке, а также в других, смежных с нею   областях. На сегодняшний деньнакоплен значительный опыт многогранного изучения проблемы подготовки педагогических кадров.

В педагогике и психологии при анализе учебной деятельности будущих педагогов-филологов определяется необходимость формирования их самоорганизации.

В то же время не существует специальных исследований, опирающихся на развитие самоорганизации профессионала в целях формирования и гармоничного взаимодействия важнейших качеств современного специалиста-филолога.

Формирование профессионально важных качеств, составляющих личностный потенциал специалиста, происходит на базе его общего развития и зависит от него. Нередко при этом происходит стабилизация уже имеющихся, но невостребованных качеств, пробуждение и закрепление слабо развитых. В конечном итоге, как нам кажется, действует такая зависимость: чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный трудовой потенциал, тем выше качество профессиональной деятельности. И наоборот, слабая сформированность профессионально важных качеств впоследствии порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста, нередко приводит к смене-профессии.

Для того, чтобы предложить перечень профессионально важных качеств, лежащих в основе самоорганизационной личности, мы рассмотрели и проанализировали деятельность педагога-филолога и классифицировали необходимыедля ее осуществления профессионально важные качества. Под профессионально важными качествами педагога-филолога мы понимаем совокупность компонентов самоорганизации личностисубъекта по осуществлению учебной деятельности.

В анализируемой нами структуре деятельности педагога целевыми функциямиявляются обучающая, воспитывающая, развивающая и мотивирующая, т.е. функции чистопедагогические. Это является целесообразным для выпускников, которые будут работатьпосле вуза в системе образования. В этом случае совокупность существующихпрофессионально важных качеств выглядит явно неполной.

Основная задача образования - дать будущим педагогам-филологам средства реализации соответствующих функций субъекта и сформировать умения применять их в практической деятельности, развить профессионально важные качества.

Индивидуальное профессиональное соответствие может достигаться как за счет достаточно высокого и равномерного развития всех профессионально важных качеств, так и за счет компенсации отдельных, менее развитых качеств другими, имеющими более высокую степень развития.

Проделанный нами анализ профессионально важных качеств педагога-филолога позволил выделить ряд качеств, которые будут являться, на наш взгляд, профессионально важными для осуществления функций педагога. Выполненная нами творческая работа по определению соответствия выявленных профессионально важных качеств целевым функциям педагога-филолога позволяет предложить следующий их перечень, относящиеся ко всем профессиям ответственность, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость и др. так как они соответствуют каждой функции:

·        осуществление   мотивирующей   функции   невозможно   без   наличия   внутреннейгражданской      позиции,      оформившегося      мировоззрения      развитой      социальнойответственности, любознательности;   

·        обучающую функцию обеспечивают такие качества, как эрудиция, умение четкоформулировать     конкретные     цели,     последовательность,     систематичность    знаний,способность к применению современных технологий обучения;

·        воспитывающая функция выполняется при помощи  педагогического мышления,наблюдательности, оптимизма, прилежания, умения учитывать возрастные особенностиучащихся, элегантности внешнего вида, самокритичности, беспристрастия;

·        выполнение развивающей функции предполагает сформированность таких качеств,как педагогическое предвидение, богатая фантазия, постоянная проверка усвоения знанийучащимися, самообразование, мобильность интеллекта;

·        конструкторско-исследовательская функция осуществляется при помощи развитогологического и абстрактного  мышления, любознательности,  высокой  исполнительскойдисциплины, аккуратности, технической фантазии, способной продолжительное времязаниматься решением проблемы.

Такие совокупности профессионально важных качеств лежат в основе профессиональной самоорганизации. Нам представляется, что именно такой перечень профессионально важных качеств, достаточно высокий уровень сформированности знаний, специальных умений и навыков позволит педагогу-филологу оптимально функционировать в педагогической области. Среднее значение уровня каждой функции позволяет оценить уровень самоорганизации педагога.

Выявление наиболее общих подходов к определению сущности понятия «профессиональная самоорганизация» показало, что ее необходимо рассматривать с учетом специфики педагогической деятельности будущих педагогов. Для этого мы уточняем, дополняем понятие самоорганизации с учетом того, что функциональная деятельность педагога-филолога педагогическая деятельности.

Структура       сущностного       обоснования   понятия «профессиональнаясамоорганизация» включает в себя четыре компонента субъект - субъект - предмет их совместной деятельности - цель.

Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъект-субъектных отношений, необходимых для творческого самораскрытия обучающегося. Предмет совместной деятельности «педагог-обучающийся» обусловливается ее целью. В обобщенной, но конкретизированной направленности цель (как результат педантического процесса) сводится к двум основным показателям: уровень сформированности профессионально важных качеств обучающихся и специальных знаний, умений и навыков, обусловливающий их готовность к дальнейшему профессиональному совершенствованию, готовность обучающихся следовать ценностным ориентациям и осуществлять деятельность без посторонней помощи.   

Таким образом, профессиональная самоорганизация педагога-филолога - общий уровень педагогической деятельности, обусловленный индивидуальной готовностью к успешному выполнению задач обучения и воспитания, отличающийся устойчивостью, независимо субъективных условий. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий на пути достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность, обосновывать ее.

С этих позиций представляется возможность рассматривать профессиональную самоорганизацию педагога-филолога как ступень профессиональной зрелости, как начальный этап формирования профессионального мастерства.

Анализ педагогического опыта показал, что процесс обучения в высшей школе ограничивается премированием только профессиональных умений и навыков без специально организованной работы по формированию профессиональной самоорганизации студентов и диагностике ее сформированности с учетом собственного профессионального опыта студентов, полученною на первом этапе профессиональной подготовки в системе непрерывного образования. Профессиональная самоорганизация является выражением высокого уровня сформированности и гармоничности развития профессионально важных качествспециалиста, т.е. самоорганизация проявляет себя как целостная модель только при условии высокоразвитых сбалансированных профессионально важных качеств и специальных знаний, умений и навыков.

Эффективность   достижения    профессиональной    самоорганизации    специалиста педагога-филолога может быть повышена, если будут выполняться следующие условия:

·        подготовка     по     специальным     профилирующим     педагогическим     учебнымдисциплинам будет организована способом, направленным на формирование у студентовпрофессионально важных качеств и специальных знаний, умений и навыков;

·        будут   оперативно    выявлены    и    созданы    адекватные,  условия    оптимальногодостижения   цели обучения, основанные на результатах диагностики сформированностипоказателей профессионально важных качеств;

·        будет обеспечено непрерывное получение профессиональных знаний, специальныхумений и навыков на базе современных педагогических технологий.

Естественно, что установленные закономерности и особенности формирования профессиональной самоорганизации могут быть распространены и должны учитываться при воспитании этого качества будущих педагогов-филологов.

Литература

1.             Сластенин  В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личностиучителя. Психология груда и личности учителя. Л.. 2006. С. 16.

2.             Джуринский А.Н. Развитие образования  в современном мире. Учебное пособие. -М.: Гуманист. Изд.центр ВЛОДОС, 2001.

3.             Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Творческая педагогика,№3, 2002.

4.             Джакупов СМ. Управление познавательной деятельностью студентов   в процессеобучения.: Учебное пособие - Алматы: Казақ университеті. 2002.

 

5.             Маркова А.К. психология профессионализма. -М., 2006.

Автор Ермекбаева Акмарал Тулендиевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 36760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓