Главная / Русский язык и литература / Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

МОУ «Половинская средняя общеобразовательная школа»





















Урок русской литературы в 7 классе на тему:

 «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы   русского народа в годы Великой Отечественной войны.











Учитель Махметова А.К.



с. Половинное

2016г



Цель: сформировать основы знаний учащихся об истории Великой

Отечественной войны и показать ее трагическую правду;

показать на примере образа А.Соколова силу и величие советского

солдата; развивать речь, мышление учащихся через чтение и анализ

произведения; способствовать воспитанию патриотизма и уважения к

ветеранам Великой Отечественной войны.



Наглядность: интерактивная доска, иллюстрации к рассказу, отрывок из

кинофильма «Судьба человека», песня «Священная война»



Эпиграф: «Гвозди бы сделать из этих людей,

не было б в мире крепче гвоздей!»



































Ход урока:

I.Организационный момент

Сегодня мы будем работать по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека». Эпиграфом урока являются строки : «Гвозди бы сделать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей». Запишите тему и эпиграф урока.



II.Проверка домашнего задания (Словарная работа) Лексическая работа.

Трагедия – ужасный, потрясающий, полный страданий.

Оптимист – человек, полный оптимизма.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное ощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех.

Оптимистичный – полный оптимизма.

Судьба – 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход

жизненных событий.

2.Доля, участь.

3.История существования кого-чего-нибудь.

4.Будущее, то, что случится, произойдет.

- Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека», а не «Жизнь человека» или «Жизнь Андрея Соколова»?

Звучат варианты ответов детей.

Учитель: Очень много судеб, похожих на судьбу А.Соколова. Послушайте стихотворение М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату»

Звучит стихотворении в исполнении ученицы.

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью,

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в глубоком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат- и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат «Встречай, Прасковья,

Героя – мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришёл…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал

И только тёплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришёл к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись во веки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил – солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шёл к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

- Какие строки подтверждают о том, что судьба двух героев похожи?

1) Сожгли хату, упала бомба, погибла семья

2) Никто не встретил, потерял семью, вместо дома стояла глубокая воронка, поросший бугорок вместо хаты.

III. Учитель: Война – это что? Составьте кластер. Какие ассоциации у вас возникают со словом война?

Учащиеся работают под музыку: «Священная война»

Учитель: Что делает война? Какую роль играет война в судьбах людей?

(убивает, калечит, забирает близких, закаляет людей, проверяет на мужество; затрагивает каждую семью, проверяет на верность Родине…)

Учитель: Повлияла ли война на жизнь А. Соколова? (ответы учащихся)

IV. Работа в группах

1 группа – Составьте план, отражающий основные этапы жизни А. Соколова

2 группа – Работа над сюжетом: В плену

3 группа – Озаглавьте иллюстрации. Укажите особенности эпизодов, отраженных на иллюстрации.

4 группа – Сочинение – миниатюра. Дальнейшая судьба А.Соколова.

5 группа – Наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны.



I группа

План

1.Довоенная жизнь А.Соколова:

а) участие в революции, гражданской войне и коллективизации.

б) женитьба, дети (семейная жизнь)

в) любимая работа

г) постройка дома возле авиазавода

2.Война

3.Плен

4.Побег из плена

5.Возвращение

6.Встреча с Ванюшей

Учитель: Да, еще в самом начале рассказа, еще до войны, война тихо вошла в жизнь Соколова. Авиазавод – что это? Что связано с этим словом?

Авиазавод – воздушные средства передвижения, воздушный флот.

Завод – 1)промышленное предприятие с механической обработкой сырья.

2)приспособление для приведения в действие механизма.

Авиазавод – предприятие, где собирались т.е изготавливались и запускались самолеты (воздушные средства передвижения)

Учащиеся: Именно об этом позже вспомнит герой: «Если бы хатенка стояла в другом месте, может, семья не была бы уничтожена».

Значит, судьба уже была такова: именно судьбой было предначертано, что так должно было случиться.

- Почему немцы в первую очередь уничтожали авиабазы? Что может находиться там? Мог ли знать об этом Соколов? А его жена? Чувствовала ли она, что сын не вернется? (Эпизод прощание Соколова с женой)

- Чего он не мог простить себе долгие годы? За что он себя корил, в чем себя упрекал? (В том, что он грубо оттолкнул жену от себя во время прощания)

- Какую характеристику вы можете дать Соколову до начала войны?

Составить пятистишье:

1)Соколов

2)Честный, прямой, добрый, отзывчивый

3)Работает, любит, переживает, размышляет

4)Человек несгибаемой воли и силы

5)муж (шофер, отец)

II группа

- Как Соколов попал в плен? Было ли это трагической случайностью? Ведь многие сдавались в плен специально, чтобы отсидеть войну, сохранить себе жизнь? ( Возле машины подорвалась мина, его контузило, он лежал в бессознательном состоянии, а когда очнулся, увидел немцев. Немец, который приказал снять ему сапоги, почувствовал при первой же встрече его характер, когда он протянул ему портянки вместе с сапогом)

- Куда повели немцы военнопленных? (Их повели в церковь)

-Как относились немцы к военнопленным? (они заставляли их работать, морили голодом, издевались над ними)

-Каким показался Соколов, когда убил ночью в церкви Крыжнева? Почему? Имел ли он право убивать его, покушаться на его жизнь? Ведь он «свой»?

Учитель: На чаше весов стояла жизнь командира и жизнь предателя. Если бы он не убил предателя, то мог бы погибнуть командир, и завтра он мог предать других.

- А почему он сам убивает его? (командир бы не справился) А в каком эпизоде он показан как настоящий солдат, который сохранил свое достоинство?

Чтение и обсуждение фрагмента «Визит к Мюллеру»

- А почему именно Соколова вызвали к Мюллеру, а не другого солдата? (Соколов сказал, что 4 кубометра много, хватит на одного человека)

- Почему он не поднял стакан и не стал пить? (он не хотел пить за немецкое оружие, за победу немцев)

- После каких слов он выпил? (выпей за свою погибель)

Учитель: Не каждый согласился бы выпить за свою смерть.

- Что изменилось бы, если Соколов выпил за их оружие? (он перестал бы себя уважать)

- Какой вывод можно сделать из сцены «У Мюллера»

Соколов выпил стакан шнапса, даже не закусывая, в глазах противника он заслужил уважение, его достоинство, даже не притронулся к еде, хотя был очень голоден, и чего ему стоило оторвать глаза от еды. ведь он был голоден. Здесь автор хотел показать величие советского солдата. Вот почему его отпустили, и еще наградили. В казарме, вернувшись, он упал без чувств, товарищи ждали его пробуждения, до самого рассвета. Первый вопрос после его пробуждения был: -Как будешь делить хлеб?

- Как они делили еду, их было много? (Суровой ниткой разрезав хлеб, размером со спичечный коробок. они поделили его всем, а салом только намазали губы)

- Что автор здесь подчеркивает? (взаимотоварищество, сплоченность, внимание друг к другу, достоинство пленных, несмотря на голод дождались пробуждения)

- Что заставило совершить побег? Кого он захватил с собой и почему? (он мог бы сам бежать, но он прихватил майора, у которого была ценная информация. Этот язык оказался важнее 20 языков)

Вывод: слово ученика

Говорят: Оставаться человеком в нечеловеческих условиях – это великое дело!

И.С.Грачева



III группа

- Какие трагические события произошли в жизни Соколова? Какое потрясающее известие получил Соколов от соседа, находясь в госпитале. (Он получил известие том, что его семья погибла при бомбежке авиазавода. Это его так потрясло, он стал читать, в глазах у него затуманило, ком застрял в горле, не дочитав письмо, он остановился, потом, пересилив себя, он продолжал читать, сдерживая себя. Но осталась одна искорка, одна надежда – сын Анатолий. Он узнал, что лишь по счастливой случайности он оказался жив. Соколов мечтал: кончится война, женится сын, воспитает внучат, но и эта надежда рухнула.)

- От кого соколов узнал, что Анатолий умер? (Соколов знал, что они должны были встретится, так как их отделяли какие-то небольшие расстояния. Он с нетерпением торопил эти минуты, секунды, нал, что он где-то рядом. Вдруг он узнает, что 9 мая Анатолий убит немецким снайпером, его вызвал командир, а в эту минуту Соколов что-то почувствовал, что-то недоброе, сердце его разрывалось на части, качнулся на ногах, устоял…)

- Что вам подсказывает эта строка: качнулся, но на ногах устоял? (Силу, мужество, стойкость. В первый миг для него все рухнуло, потухла последняя надежда.)

- Что изменилось в дальнейшей жизни Соколова? (Он встретил в Урюпинске Ванюшку)

Слово Конивец Е. (озаглавить иллюстрации)

«Судьба человека». «Поначалу жизнь моя была обыкновенная». Художник С. Трофимов. 1984







Андрей Соколов и Ванюшка. Кадр из фильма «Судьба человека». 1959





IV группа

- Давайте ребята, вспомним портрет А.Соколова – «Глаза, словно присыпаны пеплом»

- О чем говорят такие глаза? (о глубокой тоске, о человеке пережившем столько горя в жизни)

Учитель: Итак, А Соколов в Урюпинске встречает Ванюшку, который собирал объедки, питался арбузными корками, он был тоже сиротой. как и Соколов. Давайте посмотрим, как это произошло.

Чтение стихотворения Б.Окуджавы «Не верь войне, мальчишка»

Не верь войне, мальчишка,

Не верь, она грустна,

Она грустна, мальчишка,

Как сапоги, тесна.

Твои лихие кони

Не смогут ничего,

Ты весь – как на ладони,

Все пули – в одного.

Фрагмент кинофильма «Встреча с Ванюшкой»

Две судьбы.

Учитель: Две песчинки, словно затерявшись среди песка. Эти люди растворились среди народа, где у каждого своя судьба, где нет никому дела, какой он герой, что он пережил. Они стали незаметны, как две меленькие песчинки в песке.

Как сложиться судьба этих людей, нам неизвестна.

Давайте послушаем ребят. Они по-своему видят дальнейшую судьбу героев и поделятся с нами.

Чтение сочинений.

V. - Как вы думаете, почему М.А.Шолохов написал рассказ спустя годы, через 11 лет после войны? (в 50-60 годы было очень много споров о военнопленных, о предателях. Шолохов, затронув эту тему, показал, чьи руки держали винтовку, чьи руки крутили баранку грузовиков со снарядами сквозь вражеский огонь.)

- Как вы думаете, почему я взяла эпиграф стихотворные строки?

(Благодаря таким людям, которые ценой своей жизни выковали Победу, и мы живем в этом мире, именно о таких людях говорят: «Гвозди бы делали из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей» Чтобы мы помнили о тех, кто не вернулся с войны, помнили о ветеранах Великой Отечественной войны. Они рискуя своей жизнью, подарили нам, будущему поколению, прекрасную жизнь.)

V группа

Сообщение.

Звучит стихотворение.

Нам нужен мир – тебе и мне

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир,

Прекрасный мир,

Полученный в наследство.

VI. Домашние задание: написать аннотацию – отзыв о рассказе.

VII. Оценки за урок.











Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: сформировать основы знаний учащихся об истории Великой

Отечественной войны и показать ее трагическую правду;

показать на примере образа А.Соколова силу и величие советского

солдата; развивать речь, мышление учащихся через чтение и анализ

произведения; способствовать воспитанию патриотизма и уважения к

ветеранам Великой Отечественной войны.

Автор Шаль Олеся Васильевна
Дата добавления 13.05.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 196
Номер материала MA-066906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓