Главная / Русский язык и литература / Структурная карта урока «Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика»

Структурная карта урока «Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика»

Структурная карта урока

«Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика».

1. Тест по теме «Фонетика и фонетический разбор».
1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?

1) щека        2) пожалеть     3) шапка    4) желание
2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло        2) режим             3) луна    4) космос
3. В каком слове произносится звук [ а ] ?

1) вянуть     2) частичный    3) тянуть      4) щадить
4. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце       2) возчик          3) мыться       4) поет
5. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка    2) еда      3) сюда    4) прятать
6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый    2) юбиляр   3) местность    4) маячить
7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь    2) память    3) пережить    4) воздвиг
8. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) просьба    2) июльский       3) Якутия    4) яростный
9. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) ключ        2) миля       3) жениться 4) портрет
10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бледнЫ      2) нАчаты    3) дОговор    4) зАвидно
11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.
половодье    шестая    пекарня    шлёпать

1) 9677                    2) 8677                 3) 9676              4) 9776
12. В каком слове все согласные твердые?

1) заживо       2) возможность      3) качество    4) решение


2. Практические задания по теме «Орфография».

Приставки пре-, при-

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пр...бывать в неведении, пр...бывать в Москву, пр...дать интересы, пр...дать значение сказанным словам, пр…емник традиций классика, купить новый пр...емник, пр...зирать труса, пр...зреть бедного родственника, пр…клоняться перед талантом ученого, пр...клонить ветки яблонь, пр...ступить законы, пр…ступить к работе, пр...творить планы в жизнь, пр...творить форточку, пр...твориться спящим, пр...ходящий успех, пр...ходящий работник, вопрос явился камнем пр...ткновения, пр...вратный смысл, пр...данья старины глубокой, пр...имущество нападающего, пр…звание художника, пр…емлемый вариант, пр...в...л...гированные слои общества, власть пр...держащие.

2. Пр…зидент страны, пр...зидиум государственного совета, пр…небрегать советами коллег, пр...одолеть трудности, пр...поднести неожиданный подарок, пр…следовать благородные цели, пр…смыкаться перед вышестоящими, пр...тендент на пост директора, пр...увеличить свои заслуги,

пр...умножить состояние, пр...йти к нужному выводу, необыкновенное пр…ключение, пр...обрести необходимый опыт, пр...обретатель ценных бумаг, пр...украсить достоинства, обрисовать обстановку без пр...крас, пр…страстный судья, пр...терпеться к обстоятельствам, необоснованные пр...тязания, пр...ходящая прислуга, пр…умножать доставшиеся капиталы.


Правописание чередующихся гласных в корне слова

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Зан...мать, зач...нать, непром…каемый, отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение, р…вноправие, разр...внять землю, расст...лить, расст...лать, р...стовщик, р...сток, соч…тание, соч...тать, ур...вень, жук-пл...вунец, проращивать, тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься.

2. Бл...стеть на солнце, бл...стать красотой, заг...реть на солнце, выг...реть дотла, новый попл...вок, пр…восходная пл...вчиха, прид...раться по пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предпол…гаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в покл…не, легкое пр…к…сновение, бесплатное

пр…л…жение.

Справочный материал. Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—понимать, начать—начинать, примять — приминать).


3. Тест по теме «Лексика».

1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть б) долг  в) стыд  г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный б) гуманный  в) преданный г) добрый
3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия — противоположность чему-либо г) привилегия — преимущественные права, льготы
4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье б) черная душа в) черный вторник г) черные мысли
5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении? В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь  б) вокзал  в) собралась  г) густая
6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении? Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний   б) дремлют  в) бледно-красен г) блестят
7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия   б) брак  в) линейка  г) давление
8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный б) вульгарный — корыстный в) чуткий — отзывчивый г) гуманный — человечный
9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?

а) печаль в) смятение  б) праздник г) блаженство
10.  В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло. б) Корень учения горек, да плод его сладок. в) Недруг поддакивает, а друг спорит. г) Ученье способно и украшать, и утешать.
11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

а) бежать  б) четыреста  в) гипотенуза г) время
12.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

а) клевый б) классный  в) крутой  г) отличный
13.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать б) в час по чайной ложке — медленно в) тертый калач — опытный (о человеке) г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
14.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

а) куры не клюют б) семь пятниц на неделе в) тьма тьмущая г) хоть пруд пруди
15.  В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
16.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты б) попасть впросак в) смотреть сквозь пальцы г) камень преткновения


4. Задание на дом: 1) повторить материал по теме «Морфемика и словообразование»; 2) подготовиться к зачёту по теме «О и Ё после шипящих», «Правописание Ъ и Ь» 3) выполнить письменное задание в тетради для внеаудиторной работы Т1, В1.

Структурная карта урока «Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика»
  • Русский язык и литература
Описание:

Структурная карта урока

«Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика».

1. Тест по теме «Фонетика и фонетический разбор».
1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?

1) щека        2) пожалеть     3) шапка    4) желание
2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло        2) режим             3) луна    4) космос
3. В каком слове произносится звук [ а ] ?

1) вянуть     2) частичный    3) тянуть      4) щадить
4. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце       2) возчик          3) мыться       4)поет
5. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка    2) еда      3) сюда    4) прятать
6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый    2) юбиляр   3) местность    4) маячить
7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь    2) память    3) пережить    4) воздвиг
8. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) просьба    2) июльский       3) Якутия    4) яростный
9. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) ключ        2) миля       3) жениться  4) портрет
10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бледнЫ      2) нАчаты    3) дОговор    4) зАвидно
11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.
половодье    шестая    пекарня    шлёпать
1) 9677                    2) 8677                 3) 9676              4) 9776
12. В каком слове все согласные твердые?

1) заживо       2) возможность      3) качество    4) решение

 

2. Практические задания по теме «Орфография».

Приставки пре-, при-

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пребывать в неведении, прибывать в Москву, предать интересы, придать значение сказанным словам, преемник традиций классика, купить новый приемник, презирать труса, призреть бедного родственника, преклоняться перед талантом ученого, приклонить ветки яблонь, преступить законы, приступить к работе, претворить планы в жизнь, притворить форточку, притвориться спящим, преходящий успех, приходящий работник, вопрос явился камнем преткновения, превратный смысл, преданья старины глубокой, преимущество нападающего, призвание художника, приемлемый вариант, привилегированные слои общества, власть предержащие.

2. Президент страны, президиум государственного совета, пренебрегать советами коллег, преодолеть трудности, преподнести неожиданный подарок, преследовать благородные цели, пресмыкаться перед вышестоящими, претендент на пост директора, преувеличить свои заслуги, приумножить состояние, прийти к нужному выводу, необыкновенное приключение, приобрести необходимый опыт, приобретатель ценных бумаг, приукрасить достоинства, обрисовать обстановку без прикрас, пристрастный судья, притерпеться к обстоятельствам, необоснованные притязания, приходящая прислуга, приумножать доставшиеся капиталы.

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Занимать, зачинать, непромокаемый, отрасль, предполагать, равняться, равнение, равноправие, разровнять землю, расстелить, расстилать, ростовщик, росток, сочетание, сочетать, уровень, жук-плавунец, проращивать, творец, вычесть, уравниловка, предположить, угореть, озарить, догорать, подгоревший, расстилаться, вычитание, обмакнуть, разрастаться.

2. Блестеть на солнце, блистать красотой, загореть на солнце, выгореть дотла, новый поплавок, превосходная пловчиха, придираться по пустякам, замереть от восхищения, натворить бед, проращивать семена, наращение мощи, непромокаемый плащ, предполагаемая встреча, удирать без оглядки, пожимать плечами, склониться в поклоне, легкое прикосновение, бесплатное приложение.

Справочный материал. Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—понимать, начать—начинать, примять — приминать).

 

3. Тест по теме «Лексика».

1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть б) долг  в) стыд  г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный б) гуманный  в) преданный г) добрый
3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия — противоположность чему-либо г) привилегия — преимущественные права, льготы
4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье б) черная душа в) черный вторник г) черные мысли
5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении? В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь  б) вокзал  в) собралась  г) густая
6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении? Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний   б) дремлют  в) бледно-красен г) блестят
7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия   б) брак  в) линейка  г) давление
8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный б) вульгарный — корыстный в) чуткий — отзывчивый г) гуманный — человечный
9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?

а) печаль  в) смятение   б) праздник  г) блаженство
10.  В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло. б) Корень учения горек, да плод его сладок. в) Недруг поддакивает, а друг спорит. г) Ученье способно и украшать, и утешать.
11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

а) бежать  б) четыреста  в) гипотенуза г) время
12.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый б) классный  в) крутой  г) отличный
13.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать б) в час по чайной ложке — медленно в) тертый калач — опытный (о человеке) г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
14.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

а) куры не клюют б) семь пятниц на неделе в) тьма тьмущая г) хоть пруд пруди
15.  В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
16.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты б) попасть впросак в) смотреть сквозь пальцы г) камень преткновения

 

4. Задание на дом: 1) повторить материал по теме «Морфемика и словообразование»; 2) подготовиться к зачёту по теме «О и Ё после шипящих», «Правописание Ъ и Ь» 3) выполнить письменное задание в тетради для внеаудитеорной работы Т1, В1.

Автор Нидерер Наталия Васильевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1679
Номер материала 11087
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓