Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтруктурная карта урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Структурная карта урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Скачать материал

Структурная карта урока

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1. Жанровые особенности жития.

            Святым в Древней Руси считался человек, посвятивший свою жизнь Богу. После канонизации святого создавалось его житие. Под житием понимали рассказ о жизни и подвигах святого. В житие доказывается святость героя, то есть его приближение к Богу. Чаще всего святыми признавали монахов и священнослужителей. В Древней Руси к святым причисляли и князей, совершивших, с точки зрения церкви, подвиг. Первые русские святые – князья Борис и Глеб. К 11-16 векам в литературе Древней Руси установились строгие правила для написания житий.

            1. Древнерусское житие состоит из трех частей.

         2. Первая и заключительные части – риторические. Они построены по законам ораторского искусства. Здесь нет описания событий.

         3. Во вступлении автор обращается к читателю и обосновывает цель повествования, противопоставляя себя, грешного, святому.

         4. В заключительной части содержится похвала святому в форме обращения к нему. Много метафор, сравнений, эпитетов.

         5. Основная часть – повествовательная.

         6. Жизнь святого описывается последовательно – от рождения до смерти.

         7. За годы труда и лишений святой получает от Бога дар чудотворения и способность заглядывать в будущее.

         8. После смерти святого на его могиле происходят чудеса.

         9. В житие всегда говорится о благочестивых родителях святого.

         10. В житие мало уделяется внимания бытовым подробностям.

         11. Все описывается шаблонно, по трафарету.

         12. Язык жития высокий, книжный.

 

2. Прочитайте материал учебника на страницах 56-58.

Найдите верные утверждения, неверные утверждения исправьте.

            1. В фольклоре и литературе Древней Руси выразилось однозначное положительное отношение к чужеземной власти.

         2. Основная идея произведений – противостояние Руси угрозе рабства и насилия.

         3. Главные герои повестей о татарском нашествии – русские войска.

         4. Через произведение «Повесть о разорении Рязани» проходит библейский мотив смертной чаши.

         5. В «Задонщине» идет усиление языческих мотивов, а христианские ослабевают.

         6. Повести 13-14 веков по своим образам и мотивам очень близки к фольклору.

         7. 15-16 века – время укрепления Московской Руси.

         8. Книга «Домострой» - сборник правил поведения человека.

         9. Регламенту подвергались только отношения с властью.

         10. Основные правила домашнего хозяйства – бережливость, умеренность, осторожность.

         11.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» задумывалась как житие святых.

         12. Сочетание фольклорных и житийных черт определило необычность произведения.

Что в «Повести о Петре и Февронии» становится доказательством святости героев? Что постепенно открывает литература? Запишите в тетрадь.

3. Заполните таблицу, определив сходство и различие «Повести о Петре и Февронии» с житием.

 

ЖИТИЕ

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Вступление риторического характера

 

2.Основная часть.

Рождение святого и детство

 

Приход в монастырь

 

Чудеса святого

 

Смерть святого и чудеса на могиле

 

3.Позвала святого

 

 

4. Сравните «Повесть о Петре и Февронии» с волшебной сказкой.

 

Сказочные функции в их последовательности

Сказка о Василисе Премудрой

«Повесть о Петре и Февронии»

Беда – недостача волшебного средства

Кащей уносит Василису

 

Предварительное испытание героя. Получение помощника или волшебного средства.

Иван Царевич получает кубок

 

Борьба - победа

Борьба с Кащеем. Освобождение Василисы.

 

Приобретение ценностей

Иван Царевич женится на Василисе.

 

 

5. Сравните 2 часть повести с бытовой сказкой.

 

Бытовая сказка

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Испытание крестьянской девушки

 

2.Встреча девушки с женихом

 

3.Свадьба. Мотив неравного брака

 

4.Изгнание мудрой жены.

 

5.Возвращение домой

 

6.   -------

Мотив верной супружеской любви.

 

6. Вывод: «Повесть о Петре и Февронии» рассказывает об идеальной супружеской паре. В основе повести определенная концепция жизни и человека. Образ Февронии закономерен в раскрытии женской темы в древнерусской литературе: крестьянское происхождение героини, неравный брак, роль мудрой невесты, правление, высоко оцененное народом, и заслуги с точки зрения христианства.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Структурная карта урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Структурная карта урока

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1. Жанровые особенности жития.

            Святым в Древней Руси считался человек, посвятивший свою жизнь Богу. После канонизации святого создавалось его житие. Под житием понимали рассказ о жизни и подвигах святого. В житие доказывается святость героя, то есть его приближение к Богу. Чаще всего святыми признавали монахов и священнослужителей. В Древней Руси к святым причисляли и князей, совершивших, с точки зрения церкви, подвиг. Первые русские святые – князья Борис и Глеб. К 11-16 векам в литературе Древней Руси установились строгие правила для написания житий.

            1. Древнерусское житие состоит из трех частей.

         2. Первая и заключительные части – риторические. Они построены по законам ораторского искусства. Здесь нет описания событий.

         3. Во вступлении автор обращается к читателю и обосновывает цель повествования, противопоставляя себя, грешного, святому.

         4. В заключительной части содержится похвала святому в форме обращения к нему. Много метафор, сравнений, эпитетов.

         5. Основная часть – повествовательная.

         6. Жизнь святого описывается последовательно – от рождения до смерти.

         7. За годы труда и лишений святой получает от Бога дар чудотворения и способность заглядывать в будущее.

         8. После смерти святого на его могиле происходят чудеса.

         9. В житие всегда говорится о благочестивых родителях святого.

         10. В житие мало уделяется внимания бытовым подробностям.

         11. Все описывается шаблонно, по трафарету.

         12. Язык жития высокий, книжный.

 

2. Прочитайте материал учебника на страницах 56-58.

Найдите верные утверждения, неверные утверждения исправьте.

            1. В фольклоре и литературе Древней Руси выразилось однозначное положительное отношение к чужеземной власти.

         2. Основная идея произведений – противостояние Руси угрозе рабства и насилия.

         3. Главные герои повестей о татарском нашествии – русские войска.

         4. Через произведение «Повесть о разорении Рязани» проходит библейский мотив смертной чаши.

         5. В «Задонщине» идет усиление языческих мотивов, а христианские ослабевают.

         6. Повести 13-14 веков по своим образам и мотивам очень близки к фольклору.

         7. 15-16 века – время укрепления Московской Руси.

         8. Книга «Домострой» - сборник правил поведения человека.

         9. Регламенту подвергались только отношения с властью.

         10. Основные правила домашнего хозяйства – бережливость, умеренность, осторожность.

         11.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» задумывалась как житие святых.

         12. Сочетание фольклорных и житийных черт определило необычность произведения.

Что в «Повести о Петре и Февронии» становится доказательством святости героев? Что постепенно открывает литература? Запишите в тетрадь.

3. Заполните таблицу, определив сходство и различие «Повести о Петре и Февронии» с житием.

 

ЖИТИЕ

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Вступление риторического характера

 

2.Основная часть.

Рождение святого и детство

 

Приход в монастырь

 

Чудеса святого

 

Смерть святого и чудеса на могиле

 

3.Позвала святого

 

 

4. Сравните «Повесть о Петре и Февронии» с волшебной сказкой.

 

Сказочные функции в их последовательности

Сказка о Василисе Премудрой

«Повесть о Петре и Февронии»

Беда – недостача волшебного средства

Кащей уносит Василису

 

Предварительное испытание героя. Получение помощника или волшебного средства.

Иван Царевич получает кубок

 

Борьба - победа

Борьба с Кащеем. Освобождение Василисы.

 

Приобретение ценностей

Иван Царевич женится на Василисе.

 

 

5. Сравните 2 часть повести с бытовой сказкой.

 

Бытовая сказка

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Испытание крестьянской девушки

 

2.Встреча девушки с женихом

 

3.Свадьба. Мотив неравного брака

 

4.Изгнание мудрой жены.

 

5.Возвращение домой

 

6.   -------

Мотив верной супружеской любви.

 

6. Вывод: «Повесть о Петре и Февронии» рассказывает об идеальной супружеской паре. В основе повести определенная концепция жизни и человека. Образ Февронии закономерен в раскрытии женской темы в древнерусской литературе: крестьянское происхождение героини, неравный брак, роль мудрой невесты, правление, высоко оцененное народом, и заслуги с точки зрения христианства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 600 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 452
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нидерер Наталия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нидерер Наталия Васильевна
    Нидерер Наталия Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104898
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 61 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 34 регионов

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов