Главная / Русский язык и литература / Структурная карта урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Структурная карта урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Структурная карта урока

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1. Жанровые особенности жития.

Святым в Древней Руси считался человек, посвятивший свою жизнь Богу. После канонизации святого создавалось его житие. Под житием понимали рассказ о жизни и подвигах святого. В житие доказывается святость героя, то есть его приближение к Богу. Чаще всего святыми признавали монахов и священнослужителей. В Древней Руси к святым причисляли и князей, совершивших, с точки зрения церкви, подвиг. Первые русские святые – князья Борис и Глеб. К 11-16 векам в литературе Древней Руси установились строгие правила для написания житий.

1. Древнерусское житие состоит из трех частей.

2. Первая и заключительные части – риторические. Они построены по законам ораторского искусства. Здесь нет описания событий.

3. Во вступлении автор обращается к читателю и обосновывает цель повествования, противопоставляя себя, грешного, святому.

4. В заключительной части содержится похвала святому в форме обращения к нему. Много метафор, сравнений, эпитетов.

5. Основная часть – повествовательная.

6. Жизнь святого описывается последовательно – от рождения до смерти.

7. За годы труда и лишений святой получает от Бога дар чудотворения и способность заглядывать в будущее.

8. После смерти святого на его могиле происходят чудеса.

9. В житие всегда говорится о благочестивых родителях святого.

10. В житие мало уделяется внимания бытовым подробностям.

11. Все описывается шаблонно, по трафарету.

12. Язык жития высокий, книжный.


2. Прочитайте материал учебника на страницах 56-58.

Найдите верные утверждения, неверные утверждения исправьте.

1. В фольклоре и литературе Древней Руси выразилось однозначное положительное отношение к чужеземной власти.

2. Основная идея произведений – противостояние Руси угрозе рабства и насилия.

3. Главные герои повестей о татарском нашествии – русские войска.

4. Через произведение «Повесть о разорении Рязани» проходит библейский мотив смертной чаши.

5. В «Задонщине» идет усиление языческих мотивов, а христианские ослабевают.

6. Повести 13-14 веков по своим образам и мотивам очень близки к фольклору.

7. 15-16 века – время укрепления Московской Руси.

8. Книга «Домострой» - сборник правил поведения человека.

9. Регламенту подвергались только отношения с властью.

10. Основные правила домашнего хозяйства – бережливость, умеренность, осторожность.

11. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» задумывалась как житие святых.

12. Сочетание фольклорных и житийных черт определило необычность произведения.

Что в «Повести о Петре и Февронии» становится доказательством святости героев? Что постепенно открывает литература? Запишите в тетрадь.

3. Заполните таблицу, определив сходство и различие «Повести о Петре и Февронии» с житием.


ЖИТИЕ

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Вступление риторического характера


2.Основная часть.

Рождение святого и детство


Приход в монастырь


Чудеса святого


Смерть святого и чудеса на могиле


3.Позвала святого



4. Сравните «Повесть о Петре и Февронии» с волшебной сказкой.


Сказочные функции в их последовательности

Сказка о Василисе Премудрой

«Повесть о Петре и Февронии»

Беда – недостача волшебного средства

Кащей уносит Василису


Предварительное испытание героя. Получение помощника или волшебного средства.

Иван Царевич получает кубок


Борьба - победа

Борьба с Кащеем. Освобождение Василисы.


Приобретение ценностей

Иван Царевич женится на Василисе.



5. Сравните 2 часть повести с бытовой сказкой.


Бытовая сказка

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Испытание крестьянской девушки


2.Встреча девушки с женихом


3.Свадьба. Мотив неравного брака


4.Изгнание мудрой жены.


5.Возвращение домой


6. -------

Мотив верной супружеской любви.


6. Вывод: «Повесть о Петре и Февронии» рассказывает об идеальной супружеской паре. В основе повести определенная концепция жизни и человека. Образ Февронии закономерен в раскрытии женской темы в древнерусской литературе: крестьянское происхождение героини, неравный брак, роль мудрой невесты, правление, высоко оцененное народом, и заслуги с точки зрения христианства.

Структурная карта урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  • Русский язык и литература
Описание:

Структурная карта урока

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1. Жанровые особенности жития.

            Святым в Древней Руси считался человек, посвятивший свою жизнь Богу. После канонизации святого создавалось его житие. Под житием понимали рассказ о жизни и подвигах святого. В житие доказывается святость героя, то есть его приближение к Богу. Чаще всего святыми признавали монахов и священнослужителей. В Древней Руси к святым причисляли и князей, совершивших, с точки зрения церкви, подвиг. Первые русские святые – князья Борис и Глеб. К 11-16 векам в литературе Древней Руси установились строгие правила для написания житий.

            1. Древнерусское житие состоит из трех частей.

         2. Первая и заключительные части – риторические. Они построены по законам ораторского искусства. Здесь нет описания событий.

         3. Во вступлении автор обращается к читателю и обосновывает цель повествования, противопоставляя себя, грешного, святому.

         4. В заключительной части содержится похвала святому в форме обращения к нему. Много метафор, сравнений, эпитетов.

         5. Основная часть – повествовательная.

         6. Жизнь святого описывается последовательно – от рождения до смерти.

         7. За годы труда и лишений святой получает от Бога дар чудотворения и способность заглядывать в будущее.

         8. После смерти святого на его могиле происходят чудеса.

         9. В житие всегда говорится о благочестивых родителях святого.

         10. В житие мало уделяется внимания бытовым подробностям.

         11. Все описывается шаблонно, по трафарету.

         12. Язык жития высокий, книжный.

 

2. Прочитайте материал учебника на страницах 56-58.

Найдите верные утверждения, неверные утверждения исправьте.

            1. В фольклоре и литературе Древней Руси выразилось однозначное положительное отношение к чужеземной власти.

         2. Основная идея произведений – противостояние Руси угрозе рабства и насилия.

         3. Главные герои повестей о татарском нашествии – русские войска.

         4. Через произведение «Повесть о разорении Рязани» проходит библейский мотив смертной чаши.

         5. В «Задонщине» идет усиление языческих мотивов, а христианские ослабевают.

         6. Повести 13-14 веков по своим образам и мотивам очень близки к фольклору.

         7. 15-16 века – время укрепления Московской Руси.

         8. Книга «Домострой» - сборник правил поведения человека.

         9. Регламенту подвергались только отношения с властью.

         10. Основные правила домашнего хозяйства – бережливость, умеренность, осторожность.

         11.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» задумывалась как житие святых.

         12. Сочетание фольклорных и житийных черт определило необычность произведения.

Что в «Повести о Петре и Февронии» становится доказательством святости героев? Что постепенно открывает литература? Запишите в тетрадь.

3. Заполните таблицу, определив сходство и различие «Повести о Петре и Февронии» с житием.

 

ЖИТИЕ

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Вступление риторического характера

 

2.Основная часть.

Рождение святого и детство

 

Приход в монастырь

 

Чудеса святого

 

Смерть святого и чудеса на могиле

 

3.Позвала святого

 

 

4. Сравните «Повесть о Петре и Февронии» с волшебной сказкой.

 

Сказочные функции в их последовательности

Сказка о Василисе Премудрой

«Повесть о Петре и Февронии»

Беда – недостача волшебного средства

Кащей уносит Василису

 

Предварительное испытание героя. Получение помощника или волшебного средства.

Иван Царевич получает кубок

 

Борьба - победа

Борьба с Кащеем. Освобождение Василисы.

 

Приобретение ценностей

Иван Царевич женится на Василисе.

 

 

5. Сравните 2 часть повести с бытовой сказкой.

 

Бытовая сказка

«Повесть о Петре и Февронии»

1.Испытание крестьянской девушки

 

2.Встреча девушки с женихом

 

3.Свадьба. Мотив неравного брака

 

4.Изгнание мудрой жены.

 

5.Возвращение домой

 

6.   -------

Мотив верной супружеской любви.

 

6. Вывод: «Повесть о Петре и Февронии» рассказывает об идеальной супружеской паре. В основе повести определенная концепция жизни и человека. Образ Февронии закономерен в раскрытии женской темы в древнерусской литературе: крестьянское происхождение героини, неравный брак, роль мудрой невесты, правление, высоко оцененное народом, и заслуги с точки зрения христианства.

Автор Нидерер Наталия Васильевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 11086
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓