Структура
современного урока
в
условиях реализации ФГОС
Современному
учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным
для учащихся, приносить удовлетворение, обеспечить их самореализацию.
Актуальной становится проблема повышения уровня учебной мотивации. Это
достаточно сложная психологическая проблема, истоки которой кроются в
дошкольном детстве учеников. На плечи учителя ложится тяжелая, но интересная
работа по созданию педагогических условий для повышения уровня учебной
мотивации. Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с
целью существенного повышения качества психологических условий обучения,
воспитания и развития учащихся. В связи этим актуальной становится создание системы
работы на основе деятельностного подхода.
Обучить ребенка –
значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт.
Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему
деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации
новых образовательных целей. Для увеличения эффективности путей активизации
учении школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникает
необходимость переосмыслить типовую схему урока.
В связи с этим
возникает новая структура урока:
1. Самоопределение
к деятельности.
Цель: включение учащихся
в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Высказывает
добрые пожелания детям, предлагает пожелать удачи друг другу, занимательное
стихотворение, загадка…..
|
Высказывают
предположения о том, что пригодится для успешной работы на уроке. Возможна
проверка домашнего задания.
|
2.
Актуализация знаний.
Цель:
обеспечить готовность учащихся к включению в продуктивную обучающую
деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия
нового знания».
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Помощь
ученикам при включении в работу, организация живого диалога; создание
проблемы перед изучением нового материала.
|
Ведение
живого диалога, свободно говорят, высказывают свою точку
зрения,
спорят, проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.
|
3.
Постановка учебной задачи.
Цель:
обсуждение затруднений, проговаривание темы, цели урока.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Создание
настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.
|
Выявление
недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.
|
4.
«Открытие» детьми нового знания
Цель:
решение задачи, обсуждение проекта ее решения
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Организация
диалога, использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в
процессе освоения нового материала.
|
Ведение
диалога; групповая или парная работа.
|
5.
Первичное закрепление.
Цель:
проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Организация
фронтальной работы; организация работы в парах по выполнению продуктивных
заданий; исправление ошибок; при необходимости повторение материала заново.
|
Фронтальная
работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение (учатся
четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать мнение других);
учатся разделять лидерство с учителем в группе и принимать на себя
ответственность за результат учебного труда.
|
6.
Независимая самостоятельная практика
учащихся.
Цель:
каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Дает
небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания), организация
самоконтроля и самооценки;
|
Самостоятельная
работа (выполнение письменных работ); самопроверка по эталону; самооценка
уровня своего достижения (лесенка)
|
7.
Самоконтроль и самооценка результатов
Цель:
каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Применение
индивидуальных эталонов в оценке труда учащихся.
|
Активизация
оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.
|
8.
Подведение итогов учебного занятия.
Цель:
сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом,
подведение объективного результата работы.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Определение
перспектив последующей работы; обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания.
Организация
рефлексии.
|
Осознанность
результатов своей учебной деятельности; самооценка результатов своей работы и
работы всего класса.
Рефлексия.
|
Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в
соответствии с учебной ситуацией. Любой урок представляет собой систему,
создаваемую учителем для достижения конкретной
цели.
Используемая
литература:
1. «Психолого-педагогическая
диагностика личностных компетенций детей младшего школьного возраста»
Калягина Е.А., Дунаевская Э.Б. Абакан
2.
Формирование мотивации
учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. Маркова А. К. М., Просвещение, 1983. —96 с.
3.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения. М., 1986.272 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.