Главная / Директору-завучу / Структура поурочного планирования в рамках ФГОС

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский


Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.


Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.


Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.


При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.


Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.


По ФГОС результаты освоения основных образовательных программ делятся на три группы: личностные, предметные и метапредметные.


Базовыми образовательными технологиями ФГОС являются:

  • Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач,

практически значимых для изучения окружающего мира)

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

  • Информационные технологии

Зная, что, по данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 30% - увиденного, 50% - увиденного и услышанного, 75% - материала, усвоенного в процессе практических действий, я использую ИКТ (мультимедийные презентации, тестирование, викторины, игры). Это позволяет мне создать условия для активизации мыслительного процесса на уроках, вовлечь всех учащихся в учебный процесс, никого не оставить без внимания, поддержки, помощи.


В работе над уроком мне помогает технологическая карта план-конспект урока.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.


Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая карта с методической структурой и технологическая карта с дидактической структурой.

В своей работе я использую карту второго вида. Вашему вниманию предлагаю технологическую карту с дидактической структурой к занятию по технологии «Кулинария. Здоровое питание». Структура карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  • цель и задачи освоения учебного материала;

(Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.  
Цель урока определяется:

    • планируемым результатом урока

    • путями реализации этого плана

 

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

 Задача – данная в определённых условиях -(например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.


 Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

 

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • основные понятия темы

  • тип и методы обучения

Технологическая карта может содержать дополнительно:

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов – в таком виде технологическая карта урока соединяется с опорным конспектом.

В структуру опорного плана-конспекта урока входят разделы: технология проведения урока, деятельность учителя и ученика, и планируемые результаты. Конспект разбивается на этапы технологии проведения урока: мотивационно-целевой, изучения нового материала, изучения новых способов действия, рефлексивно-оценочный.

Я использую расширенный план-конспект урока: добавила колонки Обучающие и развивающие задания и предметные результаты. План позволяет мне увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.


Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.


Структура поурочного планирования в рамках ФГОС
  • Директору-завучу
Описание:



 « Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

 

      Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся  по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой  на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Автор Космынина Ольга Анатольевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2665
Номер материала 10134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓