Главная / Начальные классы / Структура построения урока "Открытие новых знаний"

Структура построения урока "Открытие новых знаний"

Урок «открытия» знания.

Этапы урока

Цель

Опорный сигнал прохождения этапа

1 этап

Самоопределение к деятельности

( 1 – 2 мин)



Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.


«хочу» + «могу»

2 этап

Актуализация знаний и мотивация


(4 – 5 мин.)


Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий


Актуализация

+

затруднение в

индивидуальной деятельности

3 этап

Постановка учебной задачи


(4 – 5 мин)


Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Где и почему?

(возникло затруднение)

Что сделать?

(для преодоления затруднения)

Цель урока. Тема урока.


4 этап

«Открытие» детьми нового знания.




(7 – 8 мин.)


Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению.


Как? (построить новый способ)

Виды открытий:

Факт – единичная информация

Правило – алгоритм

Понятие – существ. Признаки

Закономерность – связь между понятиями, свойство


5 этап

Первичное закрепление

(4 – 5 мин.)



Усвоение нового способа действия


Внешняя речь

6 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


(4 – 5 мин.)


Интерриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.



Самоконтроль и самооценка (усвоения)

+

Переживание ситуации успеха

7 этап

Включение в систему знаний и повторение


(7 – 8 мин.)


Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного



Применение (нового знания)

+

повторение и закрепление

(ранее изученного)


  1. этап

Рефлексия деятельности

(итог урока)


(2 – 3 мин.)


Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания


Соотнесение цели и результатов деятельности

+

Самооценка

(результата деятельности)



Урок «открытия» знания (продолжение)

Этапы урока

Описание этапа

Рекомендации к проведению

1 этап

Самоопределе-ние к деятельности


1) создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2) исходя из решённых задач, выделение содержательной области («могу»)

1) доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка…

2) беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу…

2 этап

Актуализация знаний и мотивация



1) воспроизведение ЗУН для построения нового способа действия (активизация памяти, внимания, мышления);

2) индивидуальное задание, требующее нового способа д-вия;

3) фиксация возникшего затруднения (мотив)

1) коллективные формы работы: коммуникативное взаимод-вие, беседа;

2) индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения;

3) фиксация в речи вариантов решения и отсутствия способа решения, обосн-ния.

3 этап

Постановка учебной задачи



Соотнесение учениками своих действий с используемым способом (где?), выявление и фиксация в речи причин затруднения (почему?).

Постановка цели деятельности, предложение формулировки темы урока (уточнение учителем).


Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.

Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала…

4 этап

«Открытие» детьми нового знания.




Выбор учениками метода решения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель… выдвижение и обоснование гипотез.

Использование предметных действий с моделями, схемами…

Фиксация нового способа в речи, знаково


Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм…

Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

5 этап

Первичное закрепление





Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма, понятия, свойства (сперва фронтально, затем в парах или группах).


Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

«Цепочки», соревнования, игровые ситуации…

6 этап

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону



Самостоятельное выполнение заданий на новый способ д-вия, пошаговый самоконтроль в сравнении с образцом (убеждение в освоении нового способа).

Фиксация ситуации успеха знаково (+). Выявление допущенных ошибок и их причин.

Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка.

Письменная работа небольшого объёма, узкой направленности.

Индивидуальная деятельность.

7 этап

Включение в систему знаний и повторение



Выполнение заданий, в которых новый способ связывается с ранее изученными.

Системно включаются задания на тренировку и доведение до навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

Коммуникативное взаимодействие – в группах или парах.

Возможность выбора заданий учащимися.

Включение элементов проектирования, игровых ситуаций.

  1. этап

Рефлексия деятельности

(итог урока)



Организация рефлексии и самооценки деятельности на уроке.

Фиксация соответствия результатов поставленной цели, планирование дальнейших шагов, определение заданий для самоподготовки (дифференцирован.).

Самостоятельная работа, беседа:

- Что нового узнали? Каким способом? Где используется? Каковы результаты? Что нужно ещё сделать?

Возможно использование специальных сигналов, знаков, шкал…

Звенья научного творчества

(структура проблемного урока)


Название

Содержание

Результат

1. Постановка проблемы

- возникновение проблемной ситуации, - осознание противоречия, - формулирование проблемы

Проблема — вопрос, схватыва­ющий противоречие проблем­ной ситуации, поставленный для разрешения

2. Поиск решения

- выдвижение гипотез, - проверка гипотез

Решение — понимание нового знания

3. Выражение решения

- выражение нового знания научным языком в принятой форме,

Продукт — рукопись книги, статьи, доклада

4. Реализация продукта

- представление продукта людям через публикацию, выступление

Реализованный продукт — книга, статья, доклад

Приёмы создания проблемной ситуации.



Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации





С удивлением




Между двумя (или более) положениями

1) Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

2) Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием


Между житейскими представлениями учащихся и научным фактом

3) Шаг 1, Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью



С затруднением



Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

1) Дать практическое задание, невыполнимое вообще.

2) Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3) Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Побуждающий к гипотезам диалог


Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной практической


Общее побуждение


к любым гипотезам:

Какие есть гипотезы?



к аргументу контраргументу:

Согласны с этой гипотезой? Почему?



к плану проверки:

Как можно проверить эту гипотезу?


Подсказка



к решающей гипотезе


к аргументу контраргументу



к плану проверки



Сообщение



решающей гипотезы


аргумента контраргумента



плана проверки






Сравнительная характеристика диалогов



Побуждающий

Подводящий


Струк­тура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.


Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.


Приз­наки


- мысль ученика делает скачок к неизвестному

- переживание учеником чувства риска

- возможны неожиданные ответы учеников

- прекращается с появлением нужной мысли ученика



- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

- почти не возможны неожиданные ответы учеников

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение


Резу­льтат


Развитие творческих способностей


Развитие логического мышления













Подготовка урока с побуждающим диалогом



Рекомендация


Постановка проблемы


Поиск решения


Воспроизведение


Используйте групповую форму работы


при создании проблем­ной ситуации (особенно приемами 1,2)


для одновременного выдвижения или проверки гипотез


продуктивные задания (особенно на опору)


Внимание к случаю проблемы в форме вопроса


не сообщать тему урока после вопроса


возвращаться к вопросу


формулирование темы


Соблюдайте структуру побуждающего диалога


не пропускать звено осознания противоречия


начинать с общего побуждения; предвидеть ошибочные гипотезы





Ход урока с побуждающим диалогом



Рекомендация


Постановка проблемы


Поиск решения



Помнить об импрови­зационных моментах урока


если проблемная ситуация не возникает, скорректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы

возможные случаи:

- неожиданная ошибочная гипотеза

- слишком много ошибочных гипотез

- плохо сформулированная решающая гипотеза

- молчание учеников

- сразу решающая гипотеза



Следить за своей реакцией на реплики учеников


принятие неожиданной формулировки проблемы и побуждение к переформулированию



положительная оценка решающей гипотезы и отрицательная оценка ошибочной запрещены, принятие














Побуждающий от проблемной ситуации диалог



Побуждение к осознанию противоречия



Побуждение к формулированию учебной проблемы


Приём 1 о фактах: Что вас удивило? Что интерес­ного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: Что вас удивило? Сколько су­ществует теорий (точек зрения)?


Приём2 Сколько же в нашем классе мнений?


Приём 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?


Приём 4 Вы смогли выполнить задание?

В чем зат­руднение?


Приём 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?


Приём 6 Что вы хотели сделать? Какие знания при­менили? Задание выполнено?








Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?




Структура построения урока "Открытие новых знаний"
  • Начальные классы
Описание:

Поможет молодым педагогам в построении  урока "Открытие новых знаний" по ФГОС. 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:                           более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,     возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,   существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучаемых,    возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,     значительно сокращается время обучения,    наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся 

Автор Константинова Лада Олеговна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 534
Номер материала 16440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓