Инфоурок Биология Другие методич. материалыСтроение зрительного анализатора 8 класс биология

Строение зрительного анализатора 8 класс биология

Скачать материал

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Больше всего информации мы получаем с помощью зрения, так как 87% всех ощущений – зрительные. Глаза работают 15-18 часов в сутки.


Зрение – это сложный психофизиологический процесс, который осуществляется с помощью зрительного анализатора. Согласно учению Павлова. Зрительный анализатор состоит из 3 частей:


Рис. 1.

Орган зрения  состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, слезные железы). Глаз расположен внутри костной глазницы и защищен жировой тканью.


Рис. 2.

Конъюнктива защищает глаз и омывает его слезами.


Рис. 3.

Слезы вырабатываются слезными железами, которые лежат в наружном углу глаза. Слезы попадают на роговицу, стекают к внутреннему углу глаза и потом попадают в носовую полость.  Ученые считают, что вместе со слезами выделяются токсины, которые вырабатываются при стрессе, поэтому сдерживать плач может быть вредно для нашего организма.


Рис. 4.

Веки защищают глаз от яркого света, попадания частиц пыли, для этого на них есть ресницы.


Рис. 5. Веки и ресницы

Брови отводят капельки пота со лба, чтобы они не попадали в глазное яблоко.


Рис. 6. Брови

Глазное яблоко защищают 3 оболочки:

1. Верхняя – белочная – склера. Защищает глаз от механических повреждений и придает ему форму.

2. Сосудистая оболочка – питает глаз, содержит темный пигмент, поглощающий избыток света, поступающего в глаз.

3. Сетчатка содержит фоторецепторы, которые преобразуют свет в нервный импульс.


Рис. 7.

Роговица – передняя прозрачная часть белочной оболочки. Через нее свет проходит внутрь глаза. Роговица имеет нервные окончания, поэтому участвует в образовании рефлексов – моргание, смыкание век, слезотечение.


Рис. 8.

Радужка – это передняя часть сосудистой оболочки. Она содержит пигменты. Которые придают глазам цвет.


Рис. 9.

Зрачок. Расположен внутри радужки. Это отверстие, через которое проникает свет. При ярком свете зрачок сокращается и расширяется, если света не достаточно. Так он регулирует поступление света внутрь глаза.


Рис. 10.

Хрусталик – это двояковыпуклое тело, расположенное за зрачком.


Рис. 11.

Хрусталик не имеет нервов и сосудов и питается за счет жидкости, которую выделяет ресничное тело. В ресничном теле расположена мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, когда мы смотрим на приближенный или отдаленный предмет. Это называется аккомодация. Благодаря аккомодации мы способны хорошо различать как близкие, так и дальние предметы.


Рис. 12.

Стекловидное тело – полость, заполненная студенистым веществом.


Рис. 13.

Между роговицей и радужкой также находится полость заполненная жидкостью – передняя камера глаза.


Рис. 14.

Лучи света проникают через роговицу, потом зрачок, попадают на хрусталик и через стекловидное тело проходят на сетчатку.

Сетчатка содержит рецепторы: палочки и колбочки.


Рис. 15.

В палочках содержится зрительный пигмент родопсин. Они обеспечивают черно-белое зрение в условиях плохого освещения.

В колбочках содержится пигмент йодопсин. Они обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности.

Больше всего колбочек находится напротив зрачка. Это место называется желтое пятно. Это место наилучшего зрения.


Рис. 16.

Существует 3 вида колбочек. Они распознаю красный, зеленый и синий цвета. Все остальные цвета получаются путем их смешения в разных концентрациях. Эту теорию разработал Н. В. Ломоносов, а потом развил Г. Гельмгольц.


Рис. 17.

На сетчатке возникает уменьшенное перевернутое изображение предмета.


Рис. 18.

Информация с сетчатки по зрительному нерву поступает в средний мозг, в бугры четверохолмия, где происходит первичная обработка. Затем эта информация поступает в затылочную долю КБП. Там формируется зрительное ощущение.

Слепое пятно – место выхода зрительного нерва на сетчатку. Не имеет фоторецепторов.

                            Заболевания зрительного анализатора

В 1875 году в Швеции произошла авария поезда. Машинист не заметил запрещающий сигнал семафора. Выяснилось, что машинист не отличал зеленый и красный цвета. Это заболевание называется дальтонизм (от имени ученого).

Близорукость (миопия) заболевание, при кортом лучи от предметов пересекаются перед сетчаткой. Поэтому на ней возникает расплывчатое изображение. Это может быть связано с удлиненным глазным яблоком или с нарушением кривизны хрусталика.

 

 

 

 

Рис. 20.

При дальнозоркости лучи от предметов пересекаются за сетчаткой. Поэтому на сетчатке возникает расплывчатое изображение.


Рис. 21.

Для улучшения состояния таких больных врачи прописывают очки.

Также бывают возрастные изменения.

Катаракта – помутнение хрусталика.


Рис. 22.

Глаукома – нарушение оттока жидкости от глаза и повышение внутриглазного давления.


Рис. 23.

Проблемы со зрением также возникают из-за нездорового образа жизни. У курящих людей глаза воспаляются, слезятся, быстро утомляются. Никотин вызывает воспаление зрительного нерва, из-за чего острота зрения быстро падает. Изменяется цветоощущение – активные курильщики перестают видеть зеленый, затем красный, желтый и синий цвета.

                                   Гигиена органов зрения

Необходимо выполнять несколько правил, чтоб сохранить хорошее зрение.

1. Читать при хорошем освещении, чтоб не перенапрягать глаза

2. Лампа при чтении должна находиться сверху и сзади

3. Нельзя читать в движущемся транспорте, так как глаз быстро утомляется и зрение снижается

4. Книгу во время чтения нужно держать на расстоянии не менее 30 см от глаза

5. При пребывании долгое время не солнце необходимо пользоваться солнцезащитными очками

6. Смотреть телевизор на расстоянии 1,5 – 2 м

7. Школьникам находиться за компьютером можно не более 45 минут

8. Пища должна быть богата витаминами А и D

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 393 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1160
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 511
    • 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антипьева Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антипьева Виктория Викторовна
    Антипьева Виктория Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4306
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 514 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 394 человека

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»