Главная / География / СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Ключко Ольга Ивановна, учитель географии высшей категории,

МКОУ «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа»

Русско-Полянский МР Омской области


Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.

И решать эти задачи должны сегодня все без исключения учителя-предметники. Учитель в сегодняшней ситуации без труда сможет выявить проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

Работу в данном направлении необходимо проводить поэтапно, опираясь на основные стратегии: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Работа с пятиклассниками по новым стандартам в этом учебном году строится с учётом первой стратегии, чтобы школьники научились осуществлять поиск информации и понимать прочитанное. Преподавание ведётся по учебнику Летягина А.А География. Начальный курс.  В учебнике, который входит в систему "Алгоритм успеха", реализуются идеи формирования географической культуры, обучения школьников географическому языку и использования различных источников географической информации. Большое внимание уделено развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира, а также изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных географических знаний и умений на практике.

Чтобы оценить пятиклассников как читателей, увидеть, какому уровню соответствуют их читательские возможности, необходимо начать с диагностики общего уровня чтения, которая представлена в сборнике Н.А.Криволаповой «Работаем по новым стандартам. Внеурочная деятельность». Дети заполняют опросный лист «Как вы читаете?» Школьникам предлагается десять вопросов, и они выбирают один вариант ответа:

1) Всегда ли, начиная чтение, вы имеете какую-либо цель?

2) Удаётся ли сосредоточиться на тексте?

3) Как вы понимаете структуру читаемого текста?

4) Как вы усваиваете смысл прочитанного?

5)Возвращаетесь ли вы взглядом к прочитанному?

6) Меняете ли скорость чтения?

7) Водите ли по строке пальцем, карандашом или следите за строчками движением головы?

8) Как двигаются ваши глаза при чтении?

9) Проговариваете ли вы вслух, что читаете?

10) Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Это необходимо, чтобы выстроить стратегию работы с учениками по смысловому чтению. Таким образом, достигается формирование личностных и познавательных УУД. Личностных, включающих духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализацию личности школьника, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательных УУД происходит, когда школьники осуществляют поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, свободно воспринимают текст научного издания.

В Стандартах второго поколения при описании различных приёмов осмысления текста, особое внимание уделено постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них.

Эффективным средством углубления понимания текста является прием самопостановки вопросов к нему в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Этот прием позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста. Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавали его логическую структуру, выделяя в нем главное, основное. Цель работы — пробудить у обучающихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном. Умение и желание ученика задавать вопросы к тексту свидетельствуют: во-первых, об его активной позиции во время чтения, о том, что он вступил в диалог с автором текста; во-вторых, ставит ученика в позицию исследователя текста; в-третьих, развивает у школьников такие качества, как критичность ума и наблюдательность; в-четвертых, формирует прогностические умения учащихся; в-пятых, постановка проблемных вопросов, выявляющих причинно-следственные связи, является показателем с одной стороны хорошего развития логического мышления учащихся, а с другой, глубокого понимания ими текста. Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как “чтение с остановками”. Развивает умение выделять логическую и последовательную структуру текста составление вопросного плана. Повышает результативность чтения метод взаимоопроса обучающихся в работе пар сменного состава. Целесообразно использование педагогом при работе с текстами следующих вопросов ученикам:

- простых, требующих перечисления каких-либо фактов, воспроизведения информации;

- уточняющих – для уточнения у собеседника смысла того, что он только что сказал;

- объясняющих, направленных на установление причинно-следственных связей;

-творческих, требующих формулирования предположения, прогноза, проявления фантазии, например: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» и др.;

- оценочных, направленных на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов, например: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один объект отличается от другого?» и др.;

- практических вопросов на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как

бы эту модель построили вы?», «Что бы вы предложили для решения данной

проблемы?» и др.

Итак, вопрос или цепочка вопросов – это и старт движения к пониманию текста, и форма этого движения.

Так происходит погружение в текст, и формируются УУД смыслового чтения, которые невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Этот метод предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Но, поскольку к нам в 5 класс пришли ребята, не занимавшиеся по стандартам первого поколения, то у нас есть всего лишь год (пятый класс) для корректировки или формирования у них смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях, в том числе и на занятиях по географии.

Смысловое чтение позволяет освоить как художественные, так и научные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «география» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания школьники затрудняются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

  • составлять план к прочитанному тексту;

  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

  • обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

  • находить в тексте описание к иллюстрациям;

  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

  • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Авторы учебника предлагают школьникам найти необходимую информацию на конкретных географических сайтах Интернета в рубрике «ВидеоГеография». Благодаря рубрике «Школа географа - следопыта» и поисковой работе школьников создаётся банк материалов, презентаций, которые помогают учителю в работе. Но необходимо ставить перед учениками задачу не только осуществлять поиск, но и научится перерабатывать найденную информацию и грамотно представлять её на уроке. Учебник даёт такую возможность: в «Школе географа - следопыта»

- стр.52 - раздел «Почувствуйте себя учёными- сейсмологами», задание: изучив по таблице 12- бальную шкалу интенсивности, оцените силу землетрясения, описания которых приводятся ниже;

- стр.61 - раздел «Почувствуйте себя топонимистами», задание: выпишите в Дневник географические названия, которые используются в тексте §1-10 узнайте о происхождении этих названий;

- стр.99 - раздел «Почувствуйте себя гидрологами», задание: по описаниям сравните реки равнинную Волга и горную реку Терек, показывайте только те притоки, которые указаны в тексте;

- стр.112 - раздел «Почувствуйте себя фольклористом» , задание: впишите в Дневник

географические названия, которые упоминаются в легенде, узнайте о происхождении этих названий;

-стр.118 - раздел «Почувствуйте себя палеонтологами», задание: соотнесите изображения окаменелостей с их описаниями;

Учебник учит составлению схем по тексту, т.к. это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Графическое представление информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия. Граф -логико-смысловая модель представления материала через ключевые слова. Представляется при изучении большого объёма информации. Состоит из 2-х компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов).

Например, построение графа «Политико-административное деление» своего региона или стран одного материка является логическим, так как показывает соседство расположения стран и регионов, где ключевое слово - название страны. Если на эти точки графа наложить информацию о денежной единице каждой страны, граф становиться содержательным. Пример дополнительного задания (использованы материалы зам. руководителя Научно-образовательного центра издательства «Просвещение» г. Москвы к.п.н. Логиновой О.Б. «Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС» ). Мини-исследование (для работы в группах) Какой язык вам пригодится в путешествии? Во многих странах света их жители, помимо родного, владеют еще и определенным иностранным языком. Например, на английском языке говорят жители не только Британских островов и Северной Америки, но жители Австралии, Новой Зеландии, Индии, ряда африканских стран. А испанский язык распространен в странах Северной и Южной Америки.

Используя графы «Страны мира» изучите данные о географическом положении в 17 в. колониальных владений одной из стран: Англии, Франции, Испании или Португалии. Проследите маршруты соответственно английских (или французских, испанских, португальских) экспедиций.

Сделайте обоснованный вывод: в каких путешествиях вам скорее всего пригодится знание английского (французского, испанского, португальского) языка? Почему?

Дополнительный вопрос: А в каких странах мира распространен русский язык?

Созданные мною системы графов являются многофункциональными, т.к. могут быть использованы на различных этапах обучения: при первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Цели моей работы – облегчить деятельность обучающихся по усвоению, систематизации, повторению и использованию предметных знаний для более качественной подготовки их по географии. Использую при изучении разнообразных тем урока: политическая карта, природные зоны, природные рекорды, реки, климатические факторы, Мировой океан и краеведение.

Дети любят выполнять задания на упорядочение элементов рассуждения. В заданиях нужно не переделать или дополнить предложения — они остаются без изменений,- а восстановить их правильную последовательность, чтобы получился связный текст. Очень удобно выполнять подобные упражнения на компьютере.

Задание №1. Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее?

задание

ответы

предложение

предложение

1


При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли.

1


При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли.

2

Своим авторитетом Аристотель на много веков закрепил ложное мнение, что Земля — неподвижный центр Вселенной

3

Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей

3

Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей.

6

На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.


4

Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шарообразна и что шарообразны, по-видимому, все небесные тела.

5

И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шарообразную форму.


5

И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шарообразную форму.


4

Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шарообразна и что шарообразны, по-видимому, все небесные тела.

6

На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.



Задание №2. Найдите главную мысль первой истории и подумайте, доказывается ли она и во второй истории. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во второй части.

Часть 1

ответ

Часть 2

1.Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева — вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что по острову Кипр названа по латыни медь — купрум.


Таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государство получили название в честь металла, пожалуй, уникален.

(По С.Венецкому)


2.В XVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл вверх по течению реки в Южной Америке; поражённый количеством серебра, которое его матросы награбили у местных жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е. серебряной (по-испански “плата” — серебро). Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. В начале XIX века владычество Испании кончилось, и, что бы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово “Аргентина”.


Важный результат работы на этом этапе – мотивация школьников на умение создания собственных текстов разных стилей и жанров. Текст в условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен представить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Рубрика учебника «Школа географа- следопыта» предлагает школьникам возможность выбора: задания разные – для «теоретиков» и «художников», для «продвинутых» и не очень. В целом характер заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников, постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Значительно расширяется кругозор школьников и развиваются навыки смыслового чтения в процессе проектно-исследовательской деятельности. Когда работа по проекту будет иметь результат? Тогда, когда учитель сможет организовать работу на уроке так, чтобы школьники захотели расширить и обогатить свой читательский опыт, когда они будут не только узнавать и читать, но и размышлять о прочитанном. Авторы учебника приглашают пятиклассников к участию в проектной деятельности, предлагая им различные темы. Школьники приобретают на начальном этапе небольшой опыт, участвуя в коллективном проектировании. Так после знакомства на стр. 126 - в разделе «Почувствуйте себя биогеографами» с заданием: создадим коллекцию комнатных растений, сгруппировав их по географическому принципу, был выполнен проект «Биогеография школьного кактуасария». Ребята создали для каждого растения школьной коллекции информационную карточку и представили историю появления этих растений в школе. Рубрика «Создайте географическую игротеку» подсказала дальнейшее развитие этого направления, где обучающиеся создают игры с помощью компьютера, например пазлы «Карта Омской области», «Омск на спутниковых картах и снимках» в программе PuzzleIt.orgКонструктор пазлов и кроссворды с тегами: Омская область, животные и растения Омской области в программе crossword-ru

Такую работу необходимо с учениками наполнить личностным смыслом и рефлексией.Обучающиеся выполняют самооценку, соотнося результат выполнения задания со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или с предоставленными учителем или разработанными совместно критериями оценки. Также они выявляют позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания (что помогает/мешает, полезно/вредно, легко/трудно, интересно/неинтересно, нравится/не нравится и т.п.) В заключение школьники ставят для себя новые личные цели и задачи (что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.). Это убеждает в том, что владение навыками смыслового чтения позволяет максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, и как результат - создать продукт совместной деятельности

Работа над проектами формирует у обучающихся весь спектр УУД. Познавательные УУД - смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения анализ, умение доказывать. Личностные, формирующие способность к самооценке своих действий, поступков и, конечно же, коммуникативные, когда дети планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдают правила речевого поведения, учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование регулятивных УУД приучает школьников формулировать цель деятельности, осуществлять последовательность действий и при необходимости изменять ее, выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей, рефлексировать свою работу.

В географии важной читательской компетентностью является умение читать карту – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения географии, ориентированная на его успешную социализацию в обществе. Уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте. Карта – это и поле деятельности, и самое эффективное средство для достижения определённых педагогических целей. Учебник кроме обычной работы с картой предлагает дополнительные интересные виды работ в «Школе географа - следопыта»

- стр.8 - раздел «Почувствуйте себя древними географами», задание: смоделируй карту и ты поймёшь один из способов определения положения географических объектов;

- стр.38- раздел «Осваиваем метод моделирования», задание: создаём конструктор литосферных плит.

стр.62 - раздел «Почувствуйте себя топонимистами», задание: приведите примеры географических названий, в которых используются географические термины (Волокаламск, Шишкин лес);

стр.93 - раздел «Почувствуйте себя мореходами», задание: игра «Знатоки морских названий» соотнести текст с названием на карте;

Словарь терминов тоже даёт возможность работы с картой: бассейн внутреннего стока, береговая линия, впадина, вулкан, горный хребет, дельта, долина, карта, приток реки, река, часть света, экватор.

В мире всё так взаимосвязано в пространстве, без карты мы просто теряем себя и свою малую родину. Географическая карта всегда нова. Она никогда не представляется статичной. На карте отслеживается сама жизнь. Сегодня ученик, работая по определённой теме, воспринимает карту в соответствии со своими знаниями; обогатив себя новыми знаниями, он мысленно раздвигает границы карты. Согласно образовательному стандарту учащиеся «должны уметь оценивать, объяснять, применять, составлять, сопоставлять» географические карты разной тематики. Сформированность этих умений проверяется ЕГЭ в 9, 11 классах заданиями трёх уровней.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение способов смыслового чтения необходимо человеку при чтении любой информации. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Описанные правила и приемы чтения помогут ученику не только научиться читать и воспринимать информацию, но и избавиться от иллюзии умения читать. Задача учителя – руководить процессом чтения, формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Если у обучающегося появляются эмоции интереса к чтению литературы любой тематики, то и будет желание исследовать, расширять свой опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получать удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.





Библиографический список:


1. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.

2. Кудрявцева Т.С. Текст как критерий культуры речи: текст в речевой деятельности. - М., 1998.

3.Летягин А.А. Учебник География 5 класс Алгоритм успеха Издательский центр «Вентана-Граф»

4.Летягин А.А. Учебник География 6 класс Алгоритм успеха Издательский центр «Вентана-Граф»

5. Национальная программа поддержки и развития чтения.

6.Программа География 5-9 класс Алгоритм успеха Издательский центр «Вентана-Граф»

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005.

8. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баласс, 2011

9. Соколова В.В. Культура речи и культура общении.я - М., 1995.

10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

11.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.




СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
  • География
Описание:

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе.  Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.

   И решать эти задачи должны сегодня все без исключения учителя-предметники. Учитель в сегодняшней ситуации без труда сможет выявить  проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

 

   Работу в данном направлении необходимо проводить поэтапно, опираясь на основные стратегии: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Автор Ключко Ольга Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1836
Номер материала 22495
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓