Главная / Обществознание / Стратегическая задача образования – формирование толерантной личности

Стратегическая задача образования – формирование толерантной личности

Стратегическая задача образования – формирование толерантной личности

Н.Ю.Воронцова, учитель истории и обществознания, руководитель МО учителей области «Обществознания» МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя

Сегодня часто говорится о том, каким должно быть современное образование. Правильнее сказать о том, каким оно не должно оставаться. Образованию XXI века не хватает «человеческого лица», поэтому оно сегодня оказалось беспомощным в трансляции духовных ценностей.

Задача образования – это преодоление кризиса культуры, духовности, отход от абстрактных схем обучения и воспитания и поворот к реальному человеку. Для образования важна и другая задача – пресекать негативные разрушительные тенденции в сознании подрастающего поколения, воспитывать соответствующее мировоззрение и миропонимание, гуманистическую жизненную позицию, формировать инновационное поведение и толерантные качества личности.

Руководство нашей страны все чаще использует такое понятие, как «инновационное поведение», которое оказывает немалое влияние на формирование у учащихся толерантности. Нашей стране, перешедшей на инновационный путь развития, необходимы интенсивные инвестиции в человека – это вложение в его образование, в школы и вузы, карьерный рост молодых специалистов, подготовку и переподготовку кадров. От этого будет зависеть будущее России.[1]

Современное образование обязательно предполагает знание и понимание общекультурной картины мира, т.е. усвоение базисных результатов и тенденций культуры в их взаимосвязи. Сегодня такая модель образования, которая построена на насилии, принуждении собственных детей, учеников, самого себя не только антигуманна и аморальна, она разрушительна и неэффективна.

Образование и воспитание должно строиться на диалогической, межкультурной основе. Толерантный человек, как отмечает В.А.Тишков, осознает, что мир, социальная среда являются многомерными и взгляды на этот мир могут быть различными, они не могут сводиться к единообразию. Важно формировать у учащихся интерес к другим культурам, другим языкам, что ведет к взаимопониманию между народами, к сотрудничеству во всех областях жизни.[2]

Основной целью гуманитарной парадигмы современного образования является содействие осознанию личностью своей роли и места в системе социальных отношений. Толерантность и интолерантность – одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов в плане общественных отношений. Надо признать, что оснований для проявления толерантности, а еще более интолерантности в современном мире предостаточно. При этом активная жизненная позиция, гражданственность, патриотизм и другие важные качества, как мне кажется, непосредственно связаны именно с небезразличием человека к окружающему миру, его заинтересованным, пристратстным отношением к нему. Поэтому данные качества должны прививаться подросткам и молодежи в целом таким образом, чтобы они не оборачивались конфликтами, враждой, кровопролитиями. Следовательно, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности – одна из наиболее актуальных задач.

Проблема толерантности в современном российском обществе очень часто затрагивает вопросы нестабильности в межэтнических отношениях, которая в последние 10-летия все чаще и чаще обсуждается у нас в стране. Умение выявить проблемы и найти пути их преодоления – важнейшая задача современного общества, особенно его молодого поколения.

С 2006 года в гимназии проводится научно-исследовательская работа по теме «Толерантность в межэтнических отношениях в молодежной среде». Данная тема была выбрана потому, что она актуальна не только применительно к межэтническим взаимоотношениям между людьми, но также потому, что этничность влияет на политику государства, на идеологию общества.

Эта тема ежегодно обсуждается в печати, на интернет-сайтах, в научных публикациях. Мною были изучены материалы конференций, публикуемых на интернет-сайтах последних 10 лет. Особо хочется выделить статьи, так или иначе касающиеся этого вопроса, опубликованные за последние 10 лет в журнале «Социально-гуманитарные знания». Статьи Вишневского Ю.Р. и Шапко В.Т., Семенова В.М. и Матюнина Е.В., а также др. авторов, посвященные исследованию таких проблем как:

  • социология современной молодежи;

  • место и роль национальной и этнической культуры в конфликтных процессах в России;

  • проблемы человека и его этничности;

  • особенности межэтнических конфликтов в современном российском обществе и др.

Мое большое внимание привлекли проблемы, поднимаемые в статьях Саввы М.В. «Этнический статус в молодежной среде» и Ручкина Б.А. «Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества». Изучение этих статей навело меня на мысль продиагностировать ряд поднимаемых в них проблем среди современных старшеклассников, обучающихся в нашей гимназии, а также, посредством организации научно-исследовательской деятельности учащихся, вовлекать их в пространство культуры. С помощью старшеклассников (9-11 классов) я создала группу, которая и проводила исследование. Цель исследования – выявления уровня толерантности современной молодежи.

Результаты исследовательской работы были представлены на ежегодной научно- практической конференции учащихся старших классов гимназии «В науку первые шаги» в 2008 и 2009 годах, на XIII научно-практической конференции школьников Ставропольского края в 2007 году, работа отмечена дипломом и сертификатом о публикации Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ среди учащихся средних учебных заведений, который проходил в г.Москве под эгидой «ЮНЭКО» в октябре-ноябре 2008 года. Особенности методики работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся были представлены на XI Международной научно-практической конференции в апреле 2009 года в г. Санкт-Петербурге на базе педагогического университета им.А.И.Герцена и Института народов Севера в выступлении на секции «Толерантность в контексте формирования этнорегиональной идентичности», так и в публикации в сборнике статей этой конференции в т.2-м на с. 550. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы среди учащихся старших классов по данной теме опубликованы на сайте Конкурса педагогических инноваций, проводимого Управлением образования Ставропольского края в 2008-2009 учебном году а также были представлены на научно-практическом семинаре на базе СДДТ г. Ставрополя в 2010 году. Работа отмечена дипломом II степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации», проводимого Клубом учителей «Доживем до понедельника» и опубликована как на сайте конкурса, так и в печатном издании.

Толерантность призвана оградить подрастающее поколение от любых форм дискриминации, особенно по религиозному и национальному признаку. Выполнение этой гуманной миссии – формирование подлинно толерантной личности – попадает в круг задач современной системы образования. Не исключение и наша гимназия, на базе которой обучаются и работают представители 22 национальностей.

Сегодня общество рассчитывает на то, что именно в среде образования будут выработаны механизмы практической реализации идей толерантности. Почему? Очевидно потому, что образовательная среда является наиболее организованной и в ней сконцентрирован интеллектуальный потенциал педагогов, призванных успешно решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Но, как правильно отмечает Л.С.Выготский, среда не есть «обстановка развития», она представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Условие, без которого, как без индивидуальных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. А основой для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет.[3]

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., понятие толерантности определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. Толерантность не должна являться неким снисхождением. Это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность предполагает способность к диалогу, принятию разнообразия мнений. Декларация принципов толерантности отдает приоритет в популяризации ее идей в сфере образования. Поэтому уже сегодня создается новое направление в отечественной педагогической науке – педагогика толерантности.

Распространение идей толерантности и ненасилия осуществляется государствами-членами ООН посредством политики в сфере образования, а также специальных программ. Очень важно, что в российском образовании реализуется Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005гг.)». В ее основу легла «идеология перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантности».[4] Очень важно, что в России продолжается наращивание междисциплинарных исследований в этой области, о чем свидетельствуют различные публикации, представляющие позиции авторов по вопросу воспитания толерантности у детей, подростков и молодежи. Многие связывают проблему формирования толерантных установок сознания в полиэтничном образовательном пространстве с вопросами безопасности. По мнению С.Ю.Ивановой «конфликты, в том числе международные и межэтнические, возникают на почве непонимания, поэтому в современном мире воспитание терпимости у своих граждан стало одной из главных целей образовательной политики…»[5]

Действительно, позиция терпимости и доверия является оптимальной основой для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Необходимо, чтобы укоренялся в сознании молодежи дух толерантности, формировалось отношение к ней как к важнейшей ценности общества. Ярким примером работы в этом направлении является состоявшийся в прошлом учебном году (2008-2009 гг.) в МОУ гимназии №9 г. Ставрополя педагогический совет , где на семинарских занятиях была выработана памятка толерантности.

Как отмечают исследователи, наиболее актуальными задачами, стоящими перед системой школьного образования, можно назвать необходимость наличия исторических экскурсий и оценок вражды и нетерпимости в мире. Школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегации. Необходимо научиться анализировать местную ситуацию, обстановку в собственной школе, классе, в семье, а также развивать способности к критическому самоанализу. Очень важно формировать у сегодняшних учащихся представления об общих правах человека, не зависящих от его этнической, культурной, религиозной принадлежности, о причинах конфликтов, признаках возрастания нестабильности в обществе, давать рациональные объяснения конфликтных ситуаций и объяснять возможные пути выхода из них.[6] В традициях нашей гимназии проведение ежегодных мероприятий, способствующих реализации этих задач: фестиваль «Народы Кавказа - за мир на Кавказе!», митинг «Мы за мир, на Кавказе!», национальные фестивали и смотры достижений культуры и многие другие.

В образовательных учреждениях как социальных институтах сконцентрированы все категории молодежи. В них представлена вся палитра различных этносов и конфессий. Поэтому воспитание идей толерантности наиболее эффективно проводить в учебных заведениях. Это продиктовано тем, что стереотипы, предубеждения по отношению к людям иных национальностей и религиозной принадлежности в основном усваиваются с детского возраста. Из этого следует, что развитие позитивного отношения к Другим должно происходить систематически и последовательно методологически валидными способами. Тогда критериями эффективности такой работы должны быть умение обучаемых правильно осмысливать происходящее в стране и в других государствах события, способность выражать свое мнение с позиции нравственности и этических норм.

По мнению С. Ю. Ивановой, это может происходить « через изменение содержание образования и воспитания, через интеграцию культуры толерантности в учебные предметы, через изучение культурно-исторических традиций, через целенаправленное интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие учащихся в контексте национальной культуры; через формирование в среде учащихся понимания многообразия и взаимовлияния культур; через усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям толерантности; через воспитание уважения прав человека; но наиболее важно – через культивирование позитивных ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов».[7] Во многом этому способствуют введенные в учебную программу в нашей гимназии факультативы, ориентированные на изучение мировой художественной культуры, основ мировых религий и др.

Основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности я определила бы следующим образом:

- необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде – в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц;

- необходимо распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии и др. через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов;

- необходимо реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариативного человеческого бытия;

- способствовать созданию благоприятного пространства культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

В современной литературе выделяются психологические особенности толерантной личности, для которой характерно:

- знание самого себя, т.е. толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и не склонен во всех бедах обвинять окружающих;

- защищенность, т.е. ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться;

- ответственность, т.е. развитое чувство ответственности, не перекладывать ответственность на других;

- потребность в определенности, т.е. толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности;

- ориентация на себя, т.е. он больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам;

- меньшая приверженность к порядку, т.е. менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, менее педантичен, вежлив;

- способность к эмпатии, т.е. социально чувствителен и склонен давать более адекватные суждения о людях;

- чувство юмора, т.е. он способен посмеяться не только над другими, но и над собой;

- предпочитает ценности свободы, демократии, т.е. для него не имеет большого значения общественная иерархия.[8]

Указанные характеристики толерантности личности не являются жестко заданными. Развитие личности – динамичный процесс, при котором могут иметь место, как проявления толерантности, так и интолерантности.

Насколько сегодня реально обучение школьников толерантности? Мнения педагогов нашей гимназии полярны. По утверждению одних, толерантность носит врожденный характер и если оградить ребенка от интолерантного влияния среды, то полноценное развитие обеспечит формирование толерантной личности. Другие педагоги настроены пессимистически. Они утверждают, что толерантность и интолерантность являются продуктом психики. В течение всей жизни человек стремится сдерживать негативные эмоции и реакции. Есть и еще одна точка зрения: определенная связь между толерантностью человека и уровнем его образования; образование положительно корреллирует с толерантностью, и эта связь передается следующему поколению.

Может ли сфера образования способствовать развитию в массовом сознании идеи движения человечества к единству и духовной интеграции, к спасительной толерантности в человеческих отношениях? На мой взгляд, не только может, а обязана. Именно сфера образования имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества, как человека, так и социума. Формировать менталитет толерантности. Поэтому можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности являются важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.

Сфера образования не может стоять в стороне от этих объективных тенденций, т.к. предопределяет не только техническое состояние средств информационного взаимодействия, способствуя повышению профессионального уровня специалистов, занятых в этой области, но и вводит человека в информационное пространство такого взаимодействия, формирует его способности жить и трудиться в принципиально новых условиях, в мире толерантности, взаимопонимания и сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1.См.:Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года//Российская газета, 2008, 9 февраля,с.2.

2.См.:Тишков В.А. Этничность,национализм и государство в посткоммунистическом обществе//Вопросы социологии,1993,№1/2,с.4.

3.См.:Выготский Л.С. Проблема сознания//Собр.соч.В6т.М.,1982,т.1.

4.См.:Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века//Толерантность:объединяем усилия.М.,Летний Сад,2002.

5.Иванова С.Ю. Формирование толерантных установок сознания в полиэтничном образовательном пространстве//Социальный порядок и толерантность.Тезисы III Всероссийской научной конференции.30-31 мая 2002 г.В2 ч.Краснодар,2002,ч.1,с.85.

6. Тишков В.А.Там же.

7. Иванова С.Ю. Там же,с.86.

8.См.:Оллпорт Г. Век толерантности.М.,2001,№1.





Стратегическая задача образования – формирование толерантной личности
  • Обществознание
Описание:

       Насколько сегодня реально обучение школьников толерантности? Мнения  педагогов нашей гимназии  полярны. По утверждению одних, толерантность носит врожденный характер и если оградить ребенка от интолерантного влияния среды, то полноценное развитие  обеспечит формирование толерантной личности. Другие педагоги настроены пессимистически. Они утверждают, что толерантность и интолерантность являются продуктом психики. В течение всей жизни человек стремится сдерживать негативные эмоции  и реакции. Есть и еще одна точка зрения: определенная связь между толерантностью человека и уровнем его образования; образование положительно корреллирует с толерантностью, и эта связь передается следующему поколению.

Автор Воронцова Наталья Юрьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 712
Номер материала 3129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓