Урок 19. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Гласные в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени
Цели: учащиеся развивают самостоятельность в обучении, внимание;
расширят знания о страдательных причастиях настоящего и прошедшего
времени; смогут показать способ выбора гласной в их суффиксах.
Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей,
конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.
Ход урока
I. Проверка
домашнего задания
На
доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере
ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.
Вопросы:
- Что такое
страдательные причастия?
- От основ
каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?
- Что такое
переходные глаголы?
- Какие
глаголы относятся к несовершенному виду?
- С помощью
каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
- От чего
зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?
Глаголы (переходные
несовершенного вида)
|
Спряжения
|
Суффиксы страдательных
причастий настоящего времени
|
Примеры
|
|
|
|
|
- Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме
страдательных причастий настоящего времени,
зависит от спряжения глагола, от
которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)
II. Выполнение упражнений
1. Упражнение
101.
Комментарий. Дополнительный вопрос:
- Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По
во
просу, заданному от
определяемого слова: о числе (каком?) -
множимом, снарядом (каким?)
управляемым.)
Причастия,
являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики);
множимом, вычитаемые (из математики).
2. Упражнение
102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).
3. Упражнение
103: самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
4. Развитие речи (синтаксическая синонимия).
Упражнения 104,105: устный разбор,
письменное выполнение по
вариантам
(1-й вариант - упражнение 104,2-й - упражнение 105).
5.Закрепление
-С помощью
какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего
времени от основ глаголов на -ить-1
- Приведите
примеры страдательных причастий прошедшего времени,
образованные с помощью суффикса -т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)
- Почему
глаголы на -еть- и -ить- образуют страдательные причастия
прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса -енн-1 (Потому
что гласная основы инфинитива отсекается, суффикс присоединяется к
последней согласной основы.)
IV. Выполнение
упражнений
1. Упражнение 108: комментированное письмо.
Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени
не образуется от
глагола приехать, потому что это непереходный глагол.
В некоторых
страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить
- награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный;
бросить -брошенный; вырастить - выращенный; взвесить - взвешенный;
преобразить - преображенный; привести - приведенный; обидеть -обиженный;
перевести - переведенный, а также добавление согласной «л»:
углубить -углубленный; исправить - исправленный.
2. Упражнение 109:
самостоятельная работа.
V. Словарная
работа
Записать слова,
помещенные в рамке (с. 52), в словарики; составить с ними предложения. Приведённый,
переведённый.
VI. Повторение
темы «Одна и дэе буквы -н-
в прилагательных»
Слово учителя.
В начале урока в объяснительном
диктанте мы обрзначали условия выбор а одной и двух букв -н- в
прилагательных. Потренируемся еще раз, подключая в задания страдательные
причастия прошедшего
времени.
Задание: записать
слова под диктовку в три столбика:
1) прилагательные
с суффиксом-к-;
2) прилагательные с
другими суффиксами, содержащими -н-;
3) прилагательные с
суффиксами, содержащими -нн-\
4) страдательные причастия прошедшего времени.
Кожаный, увешанный, скошенный,
оловянный, туманный, гусиный,
старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный,муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный,
тыквенный, диванный, каменный,
клюквенный, забранный.
туманный
|
Кожаный
|
оловянный
|
увешанный
|
старинный,
|
гусиный
|
станционный
|
скошенный
|
карманный
|
костяной
|
дистанционный
|
подклеенный
|
диванный
|
муравьиный
|
тыквенный
|
смешанный
|
каменный
|
ветреный
|
клюквенный
|
забранный
|
- Проверим
правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.
III. Словарная и орфоэпическая работа
Записать
слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два
предложения с этим словом.
Отметим,
что встречается это слово преимущественно в письменной речи, в
произведениях художественного стиля.
Домашнее задание
1.§
13-14 (с. 47-49).
2.Упражнение 106: письменно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.