Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтрадательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.Урок в 7 классе.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.Урок в 7 классе.

Скачать материал

Урок 19. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени

Цели: учащиеся развивают самостоятельность в обучении, внимание; расширят знания о страдательных причастиях настоя­щего и прошедшего времени; смогут показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с табли­цей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тет­радях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.

Вопросы:

-      Что такое страдательные причастия?

-      От основ каких глаголов образуются страдательные причас­тия настоящего времени?

-      Что такое переходные глаголы?

-      Какие глаголы относятся к несовершенному виду?

-      С помощью каких суффиксов образуются страдательные при­частия настоящего времени?

-      От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Глаголы (переход­ные несовершен­ного вида)

Спряжения

Суффиксы страда­тельных причастий настоящего времени

Примеры

 

 

 

 

-          Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме стра­дательных причастий настоящего времени, зависит от спря­жения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

II.   Выполнение упражнений

1.        Упражнение 101.
Комментарий. Дополнительный вопрос:

-          Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во­
просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) -
множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничивае­мый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

2.   Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).

3.   Упражнение 103: самостоятельно, с последующей взаимо­проверкой.

4.        Развитие речи (синтаксическая синонимия).
Упражнения 104,105: устный разбор, письменное выполнение по

вариантам (1-й вариант - упражнение 104,2-й - упражнение 105).

5.Закрепление

-С помощью какого суффикса образуются страдательные при­частия прошедшего времени от основ глаголов на -ить-1

-     Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса -т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)

-     Почему глаголы на -еть- и -ить- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суф­фикса -енн-1 (Потому что гласная основы инфинитива от­секается, суффикс присоединяется к последней согласной основы.)

IV. Выполнение упражнений

1.       Упражнение 108: комментированное письмо.
Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени

не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить - награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный; бросить -брошенный; вырастить - выращенный; взвесить - взвешенный; преобразить - преображенный; привести - приведенный; обидеть -обиженный; перевести - переведенный, а также добавление соглас­ной «л»: углубить -углубленный; исправить - исправленный.

2.         Упражнение 109: самостоятельная работа.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке (с. 52), в словарики; со­ставить с ними предложения. Приведённый, переведённый.

VI. Повторение темы «Одна и дэе буквы -н-
в прилагательных»

Слово учителя.

В начале урока в объяснительном диктанте мы обрзначали ус­ловия выбор а одной и двух букв -н- в прилагательных. Потре­нируемся еще раз, подключая в задания страдательные причастия прошедшего времени.

Задание: записать слова под диктовку в три столбика:

1)     прилагательные с суффиксом-к-;

2)   прилагательные с другими суффиксами, содержащими -н-;

3)   прилагательные с суффиксами, содержащими -нн-\

4)       страдательные причастия прошедшего времени.
Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гуси­ный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный,муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный, тыквенный, диванный, каменный, клюквенный, забранный.

 

туманный

Кожаный

оловянный

увешанный

старинный,

гусиный

станционный

скошенный

карманный

костяной

дистанционный

подклеенный

диванный

муравьиный

тыквенный

смешанный

каменный

ветреный

клюквенный

забранный

- Проверим правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.

 

III.  Словарная и орфоэпическая работа

Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в сло­варики, составить два предложения с этим словом.

Отметим, что встречается это слово преимущественно в пись­менной речи, в произведениях художественного стиля.

Домашнее задание

1.§ 13-14 (с. 47-49).

2.Упражнение 106: письменно.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.Урок в 7 классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок 19. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.

Цели: учащиеся развивают самостоятельность в обучении, внимание; расширят знания о страдательных причастиях настоя­щего и прошедшего времени; смогут показать способ выбора гласной в их суффиксах.Методические приемы: беседа по вопросам, работа с табли­цей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

 

I. Проверка домашнего задания

II- IV.  Выполнение упражнений

V. Словарная работа

VI. Повторение темы «Одна и дэе буквы -н-в прилагательных»

Домашнее задание

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?
  • 02.10.2020
  • 306
  • 2
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
Урок русского языка в 4 классе "Знаки препинания при однородных членах предложения. Союзы". УМК"Перспективная начальная школа"
  • Учебник: «Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.
  • Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?
  • 02.10.2020
  • 521
  • 16
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1331
    • DOCX 17.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чуюмбекова Жамиля Маматаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чуюмбекова Жамиля Маматаевна
    Чуюмбекова Жамиля Маматаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6676
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе