Главная / Русский язык и литература / СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Программа элективного курса для учащихся 11 классов

СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Программа элективного курса для учащихся 11 классов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г.АСТАНЫ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №43











СТИЛИСТИКА

РУССКОГО ЯЗЫКА


Программа элективного курса

для учащихся 11 классов




Составитель – учитель русского языка и литературы средней школы № 43

Саттыбаева Кулаш Кенжебаевна






Астана 2012


Пояснительная записка


Составление авторской программы по стилистике современного русского языка обусловлено не только стремлением к повышению грамотности устной и письменной речи учащихся, но и необходимостью формирования коммуникативных навыков, необходимых выпускникам в различных речевых ситуациях. Наша методическая концепция преподавания русского языка как неродного основана на лингводидактических принципах и отражает требования Государственного общеобразовательного стандарта. В программу включены темы, расширяющие и углубляющие общеязыковую компетентность учащихся, определяющие взаимосвязь языкового, умственного и речевого развития детей.

Элективный курс «Стилистика русского языка» предполагает использование современных методик личностно-ориентированного деятельностного обучения. Учитывается современное содержание данного лингвистического раздела, дидактическая направленность действующих программ и учебников. В процессе создания программы анализировался опыт вариативного обучения, широко представленный в системе Интернет, а также опыт работы отдельных учителей школ г.Астаны, г.Шымкента, г.Тараза. На вооружение были взяты инновационные технологии обучения, учтены возможности интегративного подхода к освоению языков: родного – казахского и неродных – русского и иностранного.

Элективный курс рекомендуется для проведения в 11 классе и предполагает активное обращение к тем лингвистическим знаниям и навыкам, которые были сформированы в основной школе. Для работы над текстом старшеклассникам понадобятся знания из различных разделов лингвистики: фонетическая характеристика текста, учет семантики лексических единиц, специфика используемых грамматических форм воспринимаются и оцениваются в качестве строительного материала, необходимого для работы над текстом.

Тексты, в зависимости от стиля, в разной степени отражают индивидуальный почерк автора, но в его организации обязательно прослеживаются общие закономерности, которые должны быть прочно усвоены учениками. А значит, умение «определиться с жанром» правильно отобрать языковые средства и продумать структуру предложений – те основные этапы создания текста, которые должны быть усвоены учащимися. Конструирование различных по стилю и жанру текстов – работа творческая, но этап ученичества себя оправдывает: именно на этом этапе формируется языковая и речевая компетенция выпускников.

Цель элективного курса – систематизировать, расширить и углубить знания о стилистической системе русского языка на уровнях: языковая единица, текст, функциональный стиль (разновидность) языка.

Задачи курса сводятся к следующему:

  • - овладение учащимися теоретическими знаниями в области стилистики;

  • - формирование навыков и умений определения стилей по различным критериям;

  • - формирование и развитие навыков стилистического анализа текста;

  • - привитие практических навыков создания текстов разных стилей и жанров;

  • - повышение уровня культуры русской речи учащихся, совершенствование коммуникативных навыков.

Элективный курс рассчитан на 35 часов и ориентирован на тех выпускников, которые связывают свое дальнейшее профессиональное обучение с гуманитарным направлением. Авторская программа апробирована в процессе практической педагогической деятельности.

Можно с полным правом утверждать, что составленная программа будет востребована не только на элективных занятиях, но и при организации различных форм внеклассной работы, проводимой в рамках лингвистических Декад. Освоение данной программы призвано способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыков русской речи, овладению коммуникативной компетенцией. При этом наличие умений связно говорить и грамотно писать является основным показателем, который определяет критерии речевой и коммуникативной компетенции учащихся.

Ключевые понятия:

Язык, речь, языковое сознание, языковая картина мира, составные элементы культуры речи, нормы литературной речи, текст, типы текстов, стили и жанры, стиль, стилистика, стилистическая функция, стилистический приём, функциональный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль, художественный стиль, стилистика текста.















ПРОГРАММА

«Стилистика русского языка» (35 ч.)

Язык и цивилизация (1 час)

Язык как важнейшее, специально предназначенное для коммуникации средство общения. Язык и языки (естественные и искусственные; национальные и вспомогательные; машинные и человеко-машинные; языки искусства). Многообразие национальных языков мира. Развитие языков. Изучение иностранных языков как возможность расширить границы общения и как фактор развития мышления. Язык, мышление, сознание. Понятие о языковой картине мира. Роль языка в формировании, фиксации и передаче знаний.


Русский язык – средство межнационального общения

и один из мировых языков (1 час)


Русский язык, его история, специфика современной системы. Русская национальная речевая культура и ее внутринациональные типы: элитарный, средне-литературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный в сфере действия литературного языка. Составные элементы культуры речи. Традиции, обычаи, ритуалы и этикетное поведение. Этикетные модели речи. Вежливость как ориентация общения на сохранение достоинства партнера. Возрастные варианты коммуникативного поведения. Нормы русской речи. Нормы литературной русской речи и основные типы их нарушений. Вариантность и вариативность норм. Типы словарей и справочников.


Текст как основная единица общения (2 часа)


Целостность и связанность текста, его коммуникативные свойства. Текстовая организация устного и письменного общения. Типологическая характеристика текстов (повествование, описание, рассуждение). Способы связи предложений в тексте (связь цепная, параллельная, смешанная). Понятие о сложном синтаксическом целом (ССЦ), сверхфразового единства (СФЕ), межфразовых скрепов (МФС). Система текстов человеческой культуры.


Стилистика как самостоятельная отрасль лингвистических знаний

(1 час)

Необходимость в дифференциации языка с учетом сферы и задач общения. Отражение в стилистике функций речи. Место стилистики в лингвистической науке, принципиальное отличие этого раздела от разделов, изучающих строй языка (фонетики, лексикологии, грамматики). Близость стилистики с культурой речи. Основные понятия функциональной стилистики: стилистические ресурсы языка и стили речи. Сравнительно-сопоставительный анализ стилистики современного казахского и современного русского языков.

Стилистические ресурсы языка (3 часа)

Стилистическая окраска языковых средств: книжная и разговорная, функционально-стилистическая, эмоционально-экспрессивная.

Стилистические пометы в лингвистических словарях, их роль и назначение. Стили произно-шения. Стилистическое богатство лексико-фразеологического уровня языка. Средства словесной образности. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз. Стилистические средства словообразования. Стилистика частей речи. Стилистический синтаксис. Стилистические фигуры: анафора и эпифора, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, параллелизм, риторический вопрос и риторическое обращение.


Понятие о стилистической синонимии на разных уровнях

системы языка ( 2 часа)


Синонимические средства языка как ресурсы стилистики. Классификация стилистических синонимов: а) лексические синонимы; б) синонимами в области словообразования; в) синонимика и формообразование; г) синтаксическая синонимия.


Стилистическая норма (4 часа)


Понятие о стилистической норме. Классификация стилистических ошибок. Работы над исправлением стилистических ошибок. Основные подходы к редактированию текста. Роль и назначение взаимопроверки творческих работ. Методика работы с лингвистическими словарями при выполнении стилистических упражнений.


Общая характеристика функциональных стилей (1 час)


Понятие о функциональных стилях. Принципы классификации стилей: учет внеязыковых (сфера применения, условия общения, задачи речи) и языковых признаков. Вопрос о составе стилей современного русского языка. Цели и задачи практической стилистики, характер ее функциональной направленности. Книжные (официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы) и разговорный стиль языка.


Разговорный стиль (2 часа)


Характеристика разговорного стиля. Сфера применения, условия существования, стилевые черты. Характерные языковые и речевые средства разговорного стиля (фонетико-интонационные особенности, лексика и фразеология, особенности морфологического и синтаксического строя речи). Активность тропов, инверсии, эллипсиса. Преимущественное использование устной диалогической речи. Понятие об эпистолярном жанре. Речевой этикет и его отражение в эпистолярном жанре.


Официально-деловой стиль (4 часа)


Характеристика официально-делового стиля. Преимущественное использование письменной монологической речи. Классификация жанров: законодательный, дипломатический, канцелярский. Области употребления канцелярского стиля, его стилеобразующие факторы и стилевые черты. Языковые средства канцелярских жанров (официально-деловая лексика и фразеология, особенности морфологического и синтаксического строя). Работа над текстами официально-делового стиля (заявление, автобиография, резюме и др.). Понятие о канцеляризмах.

Научный стиль (4 часа)


Характеристика научного стиля речи, определение сферы его использования и стилеобразующих факторов. Жанры научной, учебной и научно-популярной литературы, их отражение на страницах школьных учебников. Характерные языковые средства (лексические и грамматические свойства) стиля. Преимущественное использование монологической речи. Структура определения научного понятия, классификация понятий. Доклад как один из жанров научного стиля речи. Конструирование текстов научного стиля речи (аннотации, отзывы, устные сообщения на лингвистическую тему). Работа над составлением планов, тезисов, конспектов. Реферат как жанр научного стиля речи.

Публицистический стиль (4 часа)


Характеристика публицистического стиля речи, сфера его функционирования и особенности стилеобразующих факторов. Жанровое многообразие публицистического стиля. Характерные языковые и речевые средства (особенности лексики и фразеологии, морфологического и синтаксического строя речи). Активность тропов и стилистических фигур. Сопряжение стандарта и экспрессии как основной признак публицистического стиля. Анализ языка репортажей, интервью, агитационных выступлений.


Художественный стиль речи (2 часа)

Сфера употребления, эстетическая функция речи. Образная конкретизация как основное свойство художественной речи. Активность средств словесной образности, эмоционально-экспрессивных языковых средств, тропов, стилистических фигур. Тщательность отбора языковых и речевых средств и высокая степень организации письменной формы речи.


Язык художественной литературы (2 часа)

Общая характеристика языка художественной литературы. Изучение языка художественного произведения и индивидуального стиля писателя. Особенности анализа языка прозаических, поэтических и драматических произведений. Речь персонажей как средство создания образа в художественном произведении. Социальные, территориальные, профессиональные языковые особенности в речи персонажей. Эстетическая функция языковых средств в художественном произведении.


Риторика как наука об искусстве речи, способах речевого воздействия

(2 часа)

Общая и частные риторики. Сообщение, убеждение, воздействие. Риторические законы. Правила развертывания речи, способы ориентации речи на собеседника, адресата. Истинные и мнимые адресаты и адресанты речи. Речевая композиция. Риторические фигуры, уместность и неуместность их использования.


Практические умения и навыки, формируемые в процессе освоения курса


1. Освоение и совершенствование правильности речи. Работа со словарями и справочниками.

2. Анализ текстов. Анализ текстов разных видов коммуникации и разной стилевой принадлежности.

3. Жанры речи. Практическое изучение жанров речи, в том числе деловых.

4. Навыки общения. Развитие навыков устного публичного и официального межличностного общения, транспозиция типов и жанров общения. Практика подготовки и осуществления коммуникации в ходе проведения ролевых и ситуативных игр.

5. Работа над техникой речи. Постановка голоса, тренировка речевого аппарата (дыхание, дикция, тембр…). Владение мимикой, жестами, правильное использование пространства

6. Наблюдения над вербальными и невербальными средствами общения, над их использованием в художественной литературе. Упражнения на трактовку их содержания.

7.Выразительное чтение. Подготовительная работа: тренировка творческого воображения и эмоциональной отзывчивости, овладение средствами логической выразительности (анализ смысловой структуры текста и его интонационная разметка).

8. Игровые задания.

9. Упражнение на конструирование текстов, различных по стилю и жанру.

Литература


1. Аубакирова К.Т. Стилистика и культура речи. – А., 2002.

2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика: Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1978.

3. Васильева А.Н. Художественная речь. – М.: Русский язык, 1983.

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001.

5. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. – М., 2000.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Айрис, 1997.

  1. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. – М.: Русский язык, 1988.

  2. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: УРАО, 2000.

  3. Бобылев Б.Г. Стилистический анализ художественного и публицистического текста. – А., 1987.

  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М.: Наука, 1980.

  6. Нарожная В.Д.,Стычева О.А. Практическая стилистика . – Шымкент, 2005.

  7. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. М., 1985.

  8. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю и русской разговорной речи. М., 1996.

  9. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.









hello_html_0.gif


СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Программа элективного курса для учащихся 11 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Составление авторской программы по стилистике современного русского языка обусловлено не только стремлением к повышению грамотности устной и письменной речи учащихся, но и необходимостью формирования коммуникативных навыков, необходимых выпускникам в различных речевых ситуациях. Наша методическая концепция преподавания русского языка как неродного основана на лингводидактических принципах и отражает требования Государственного общеобразовательного стандарта. В программу включены темы, расширяющие и углубляющие общеязыковую компетентность учащихся, определяющие взаимосвязь языкового, умственного и речевого развития детей.

Элективный курс «Стилистика русского языка» предполагает использование современных методик личностно-ориентированного деятельностного обучения. Учитывается современное содержание данного лингвистического раздела, дидактическая направленность действующих программ и учебников. В процессе создания программы анализировался опыт вариативного обучения, широко представленный в системе Интернет, а также опыт работы отдельных учителей школ г.Астаны, г.Шымкента, г.Тараза. На вооружение были взяты инновационные технологии обучения, учтены возможности интегративного подхода к освоен

Автор Саттыбаева Кулаш Кенжебаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1186
Номер материала 45607
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓