- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Имя прилагательное
- 01.10.2020
- 1744
- 81
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне
«Строки, опаленные войной»
Цели:1.Познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне, помочь осмыслить тему войны.
2.Эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны, заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей, отдавших жизнь за свободу Родины.
3. Воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения, гордости за заслуги дедов и отцов перед Отечеством, уважительное отношение к старшему поколению
…Нам на этом свете повезло,
В плоть и кровь горение вошло.
И не превратилось в ремесло,
И до смерти завладело нами.
ХОД УРОКА
I Организационный этап
II Актуализация
1.Слово учителя
-В чем заключается правда Великой Отечественной войны? Из каких источников мы о ней узнаем?
Известно, что Вов не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство из них уехали на фронт- в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов; те же, кто не мог участвовать в ратном деле непосредственно, стали отдавать все свои силы напряженной трудовой жизни народа тех лет.
Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых поэтов и как это отразилось на их творчестве.
III Формирование новых понятий и способов действия
1.Чтение статьи учебника (стр. 125)
-Почему поэты обращались к военной тематике?
2. Работа в индивидуальных листах. Допишите предложения
IV Применение. Формирование умений и навыков
1.Выразительное чтение стихотворений и их анализ по плану:
1.Впечатление, вызываемое стихотворением;
2.Вложенные в текст чувства;
3.Тема;
4.Основная мысль;
5.Языковые художественные и композиционные средства, использованные для раскрытия темы и передачи основной мысли;
Ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года -
это не просто роковая дата, а рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
Ученик:
22 июня…
Ровно в 4 часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война
Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния, сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…», прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем.
Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Ученик : Автор этого стихотворения К.М. Симонов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову, он пишет о любви к Родине. Пишет просто, задушевно, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.
Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль.
Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
-Выпишите примеры поэтических приемов, использованных К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»
Ученик : Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.
Вскоре это стихотворение, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярной песни, которую пели и в тылу, и на фронте
Ученик: Стихотворение А.Ахматовой «Мужество»
- Объясните символическое значение выражения А.А.Ахматовой «русская речь, великое русское слово »
Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.
Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Юшкин, Аркадий Гайдар и молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий. Они писали не только о героизме и мужестве советских солдат, но свое грозное оружие они направляли против фашистов, насильников, грабителей, дикарей. В их стихах перед нами, как на экране, проходили ужасы войны.
Ученик: Стихотворение С.П.Гудзенко « Перед атакой»
-Перечислите факты из армейского быта солдат, запечатленные в стихотворении С.П.Гудзенко «Перед атакой»
-Как вы понимаете строку «Когда на смерть идут- поют»?
Ученик: Стихотворение Ю.В.Друниной «Качается рожь несжатая»
-Выпишите художественные детали, через которые Ю.Друнина передает в стихотворении трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои выписки.
Работа с таблицей в индивидуальных листах
Ученик : Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. На войне тяжелораненый, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага, оказался в фашистском застенке тюрьмы в Берлине и был казнен в 1944 году.
Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Мои песни».
Учитель: Стихи и песни звали советских воинов на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Отечества. Потрясение от войны было так велико, что самые разные авторы, видевшие ее своими глазами или знавшие о ней понаслышке, не могли не откликнуться на происходившее в родной стране.
Ученик: Стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы».
Учитель: Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает волновать сердца людей? Почему писатели и поэты обращаются к этой теме?
Звучат высказывания, ответы учащихся.
Заключение: Отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.
V Этап информации о домашнем задании
Написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»
Индивидуальный лист работы по теме «Стихотворения о Великой Отечественной войне»
Ф.И. _______________________________ Класс ___________ Дата ______________
1. Допишите предложения
Среди поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны были ________________________________________________________________________________ .
Армейским корреспондентом в годы войны был _____________________________________ .
Тяготы военного времени пережила в тылу поэтесса __________________________________ .
Когда началась война будущему поэту ________________________________ было всего три года.
2.Выпишите примеры поэтических приемов, использованных К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»
Повторы ____________________________________________________________________________________
Анафора ____________________________________________________________________________
Аллитерация _________________________________________________________________________
Эпитеты (вместе с определяемым словом) _____________________________________________________________________________________
3. Выпишите художественные детали, через которые Ю.В.Друнина передает в стихотворении «Качается рожь несжатая» трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои выписки
Художественная деталь
Комментарии
Рожь несжатая
Бойцы, шагающие по несжатой ржи
6 661 379 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Штарк Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.