Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне

Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне

Скачать материал

Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне

«Строки, опаленные войной»

Цели:1.Познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне, помочь осмыслить тему войны.

2.Эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны, заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей, отдавших жизнь за свободу Родины.

3. Воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения, гордости за заслуги дедов и отцов перед Отечеством, уважительное отношение к старшему поколению


ХОД УРОКА

I Организационный этап

II Актуализация

1.Слово учителя

-В чем заключается правда Великой Отечественной войны? Из каких источников мы о ней узнаем?

Известно, что Вов не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство из них уехали на фронт- в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов; те же, кто не мог участвовать в ратном деле непосредственно, стали отдавать все свои силы напряженной трудовой жизни народа тех лет.

Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых поэтов и как это отразилось на их творчестве.

III Формирование новых понятий и способов действия

1.Чтение статьи учебника (стр. 125)

-Почему поэты обращались к военной тематике?

2. Работа в индивидуальных листах. Допишите предложения

IV Применение. Формирование умений и навыков

1.Выразительное чтение стихотворений и их анализ по плану:

1.Впечатление, вызываемое стихотворением;

2.Вложенные в текст чувства;

3.Тема;

4.Основная мысль;

5.Языковые художественные и композиционные средства, использованные для раскрытия темы и передачи основной мысли;

Ученик:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»

Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года -
это не просто роковая дата, а рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Ученик:

22 июня…
Ровно в 4 часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния, сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…», прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем.

Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Ученик : Автор этого стихотворения К.М. Симонов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову, он пишет о любви к Родине. Пишет просто, задушевно, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.

Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль.

Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».

-Выпишите примеры поэтических приемов, использованных К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»

Ученик : Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.
Вскоре это стихотворение, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярной песни, которую пели и в тылу, и на фронте

Ученик: Стихотворение А.Ахматовой «Мужество»

- Объясните символическое значение выражения А.А.Ахматовой «русская речь, великое русское слово »

Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.
Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Юшкин, Аркадий Гайдар и молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий. Они писали не только о героизме и мужестве советских солдат, но свое грозное оружие они направляли против фашистов, насильников, грабителей, дикарей. В их стихах перед нами, как на экране, проходили ужасы войны.

Ученик: Стихотворение С.П.Гудзенко « Перед атакой»

-Перечислите факты из армейского быта солдат, запечатленные в стихотворении С.П.Гудзенко «Перед атакой»

-Как вы понимаете строку «Когда на смерть идут- поют»?


Ученик: Стихотворение Ю.В.Друниной «Качается рожь несжатая»

-Выпишите художественные детали, через которые Ю.Друнина передает в стихотворении трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои выписки.

Работа с таблицей в индивидуальных листах

Ученик : Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. На войне тяжелораненый, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага, оказался в фашистском застенке тюрьмы в Берлине и был казнен в 1944 году.

Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Мои песни».

Учитель: Стихи и песни звали советских воинов на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Отечества. Потрясение от войны было так велико, что самые разные авторы, видевшие ее своими глазами или знавшие о ней понаслышке, не могли не откликнуться на происходившее в родной стране.

Ученик: Стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы».

Учитель: Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает волновать сердца людей? Почему писатели и поэты обращаются к этой теме?

Звучат высказывания, ответы учащихся.

Заключение:  Отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.

V Этап информации о домашнем задании

Написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»















Индивидуальный лист работы по теме «Стихотворения о Великой Отечественной войне»

Ф.И. _______________________________ Класс ___________ Дата ______________



1. Допишите предложения

Среди поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны были ________________________________________________________________________________ .

Армейским корреспондентом в годы войны был _____________________________________ .

Тяготы военного времени пережила в тылу поэтесса __________________________________ .

Когда началась война будущему поэту ________________________________ было всего три года.



2.Выпишите примеры поэтических приемов, использованных К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»

Повторы ____________________________________________________________________________________

Анафора ____________________________________________________________________________

Аллитерация _________________________________________________________________________

Эпитеты (вместе с определяемым словом) _____________________________________________________________________________________

3. Выпишите художественные детали, через которые Ю.В.Друнина передает в стихотворении «Качается рожь несжатая» трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои выписки

Художественная деталь


Комментарии

Рожь несжатая





Бойцы, шагающие по несжатой ржи






















Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне

                    «Строки, опаленные войной»

Цели:1.Познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне, помочь осмыслить тему войны.

2.Эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны, заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей, отдавших жизнь за свободу Родины.

3. Воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения, гордости за заслуги дедов и отцов перед Отечеством, уважительное отношение к старшему поколению

 

                                                                                                            …Нам на этом свете повезло,

                                                                                                             В плоть и кровь горение вошло.

                                                                                                             И не превратилось в ремесло,

                                                                                                             И до смерти завладело нами.

                                                                                        ХОД УРОКА

I Организационный этап

II Актуализация

1.Слово учителя

-В чем заключается правда  Великой Отечественной войны? Из каких источников мы о ней узнаем?

Известно, что Вов не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство из них уехали на фронт- в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов; те же, кто не мог участвовать в ратном деле непосредственно, стали отдавать все свои силы напряженной трудовой жизни народа тех лет.

  Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых поэтов и как это отразилось на их творчестве.

III Формирование новых понятий и способов действия

1.Чтение статьи учебника (стр. 125)

-Почему поэты обращались к военной тематике?

2. Работа в индивидуальных листах. Допишите предложения

IV Применение. Формирование умений и навыков

1.Выразительное чтение стихотворений и их анализ по плану:

1.Впечатление, вызываемое стихотворением;

2.Вложенные в текст чувства;

3.Тема;

4.Основная мысль;

5.Языковые художественные и композиционные средства, использованные для раскрытия темы и передачи основной мысли;

Ученик:

Прошла война, прошла страда,                                              
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»

Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года -
это не просто роковая дата, а рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Ученик:                                                        

22 июня…
Ровно в 4 часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния, сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…», прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем.

Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»       

Ученик : Автор этого стихотворения К.М. Симонов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову, он пишет о любви к Родине. Пишет просто, задушевно, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.

Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль.

Ученик: Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».                       

-Выпишите примеры поэтических приемов, использованных  К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»

Ученик : Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.
Вскоре это стихотворение, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярной песни, которую пели и в тылу, и на фронте

Ученик: Стихотворение А.Ахматовой «Мужество»                           

- Объясните символическое значение выражения А.А.Ахматовой «русская речь, великое русское слово »

Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.
Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Юшкин, Аркадий Гайдар и молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий. Они писали не только о героизме и мужестве советских солдат, но свое грозное оружие они направляли против фашистов, насильников, грабителей, дикарей. В их стихах перед нами, как на экране, проходили ужасы войны.

Ученик: Стихотворение С.П.Гудзенко « Перед атакой»                   

-Перечислите факты из армейского быта солдат, запечатленные в стихотворении С.П.Гудзенко «Перед атакой»

-Как вы понимаете строку «Когда на смерть идут- поют»?

 

Ученик: Стихотворение Ю.В.Друниной  «Качается рожь несжатая»                      

-Выпишите художественные детали, через которые Ю.Друнина передает в стихотворении трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои выписки.

Работа с таблицей  в индивидуальных листах

Ученик : Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. На войне тяжелораненый, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага, оказался в фашистском застенке тюрьмы в Берлине и был казнен в 1944 году.

Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Мои песни».                        

Учитель: Стихи и песни звали советских воинов на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Отечества. Потрясение от  войны было так велико, что самые разные авторы, видевшие ее своими глазами или знавшие о ней понаслышке, не могли не откликнуться на происходившее в родной стране.

Ученик: Стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы».            

Учитель: Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает волновать сердца людей? Почему писатели и поэты обращаются к этой теме?

Звучат высказывания, ответы учащихся.

Заключение:  Отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.               

V Этап информации о домашнем задании

Написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда  об этом не забудем!»

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный лист работы по теме «Стихотворения о Великой Отечественной войне»

Ф.И. _______________________________   Класс ___________  Дата ______________

 

1. Допишите предложения

Среди поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны были  ________________________________________________________________________________  .

Армейским корреспондентом в годы войны был  _____________________________________  .

Тяготы военного времени пережила в тылу поэтесса  __________________________________  .

Когда началась война будущему поэту  ________________________________  было всего три года.

 

 2.Выпишите примеры поэтических приемов, использованных К.М.Симоновым в стихотворении «Жди меня»

Повторы ____________________________________________________________________________________

Анафора  ____________________________________________________________________________

Аллитерация _________________________________________________________________________

Эпитеты (вместе с определяемым словом) _____________________________________________________________________________________

3.  Выпишите  художественные детали, через которые Ю.В.Друнина передает в стихотворении «Качается рожь несжатая» трагизм людей своего поколения. Прокомментируйте свои выписки

Художественная деталь

 

Комментарии

Рожь несжатая

 

 

 

 

 

Бойцы, шагающие по несжатой ржи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 493
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2247
    • DOCX 20.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Штарк Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Штарк Марина Павловна
    Штарк Марина Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 53467
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 456 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 10 человек