Выбранный для просмотра документ Интегрированный урок.ppt
Скачать материал "Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Промышленный переворот
и его последствия
Интегрированный урок в 5 классе
(литература – история), посвященный 200-летию Бородинской битвы:
Стихотворение
«Бородино»
М.Ю. Лермонтова
как средство
художественного
изображения
Отечественной войны
1812 года.
Авторы презентации:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 512 Невского района
г. Санкт-Петербурга Сивицкая С.Б. и
учитель истории Субботина Н.И.
2 слайд
Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, было посвящено 25-летию Бородинского сражения.
Михаил Юрьевич
Лермонтов
(1814-1841)
В детстве Михаил Юрьевич Лермонтов слышал о Бородинском сражении от своего деда Афанасия Столыпина, который был участником войны 1812 года, артиллеристом- «бородинцем», и восхищался подвигом русских воинов.
Еще в юношеских стихах М.Ю. Лермонтов обращался к теме Бородинского сражения, и многие мотивы ранней лирики вошли в окончательный вариант стихотворения «Бородино».
Это было первое произведение, которое молодой поэт хотел показать А.С.Пушкину, но в январе 1937 года А.С.Пушкин был смертельно ранен на дуэли.
3 слайд
Композиция стихотворения
Что представляет собой стихотворение?
Что такое диалог?
Сколько строф занимает вопрос молодого солдата?
А в скольких строфах мы слышим ответ старого солдата?
Почти монолог. Почему?
(Сражение показано глазами старого солдата, передающего эмоциональное отношение к описываемым событиям, что позволяет ярче выразить основную идею произведения).
4 слайд
Герои стихотворения
Скажи-ка, дядя, ведь не даром…
Почему так обращается к рассказчику молодой солдат?
Сколько лет раньше служили в армии?
5 слайд
Рассказчик:
6 слайд
7 слайд
Отечественная война
1812 года.
8 слайд
Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числе и Россию.
Наполеон рассчитывал в пограничном сражении разгромить русскую армию, отторгнуть от России ряд территорий и принудить ее к войне с Англией.
ПРИЧИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА:
Французский император
Наполеон Бонапарт
(1804-1815)
9 слайд
Российский император Александр I (1801-1825)
Утвердил план, по которому русские войска предполагали завлечь наполеоновскую армию в глубь страны, отрезать от линий снабжения, измотать в мелких стычках и разгромить в районе реки Западная Двина.
10 слайд
12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
2-я армия
БАГРАТИОН
45-48 тыс. чел.
1-я армия
БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ
127 тыс. чел.
"ВЕЛИКАЯ АРМИЯ"
НАПОЛЕОН
640 тыс. чел.
3-я армия
ТОРМАСОВ
43-45 тыс. чел.
Клястицы
Мир
Красный
Могилёв
Витебск
Кобрин
11 слайд
"ВЕЛИКАЯ АРМИЯ"
НАПОЛЕОН
640 тыс. чел.
Тарутино
Фили
Смоленск
Бородино
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Почему так долго отступали русские войска?
12 слайд
Михаил Илларионович
Голенищев-Кутузов-Смоленский,
(1745 - 1813) -
князь,
генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий русской армии
в 1812 г.
13 слайд
Горчаков
Мюрат
СХЕМА БОЯ ЗА
ШЕВАРДИНСКИЙ РЕДУТ
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
14 слайд
НАПОЛЕОН ПЕРЕД БОРОДИНСКИМ СРАЖЕНИЕМ
15 слайд
А. Шепелюк. 1951г.
«Кутузов командует боем»
16 слайд
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
17 слайд
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
18 слайд
Фильм
19 слайд
БАТАРЕЯ РАЕВСКОГО
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
20 слайд
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
21 слайд
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
22 слайд
«Французы показали себя достойными одержать победу,
а русские стяжали право быть непобедимыми».
Наполеон.
23 слайд
Особенности создания художественной картины исторического события
24 слайд
Совет в Филях решал, что делать дальше –
после Бородинского сражения
25 слайд
«С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ.
ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СОХРАНИТЬ АРМИЮ, СБЛИЗИТЬСЯ С ТЕМИ ВОЙСКАМИ, КОТОРЫЕ ИДУТ К НЕЙ НА ПОДКРЕПЛЕНИЕ, И САМЫМ УСТУПЛЕНИЕМ МОСКВЫ ПРИГОТОВИТЬ НЕИЗБЕЖНУЮ ГИБЕЛЬ НЕПРИЯТЕЛЮ.
ПОЭТОМУ Я НАМЕРЕН, ПРОЙДЯ МОСКВУ, ОТСТУПИТЬ ПО РЯЗАНСКОЙ ДОРОГЕ.
ЗНАЮ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАДЕТ НА МЕНЯ, НО ЖЕРТВУЮ СОБОЮ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА.
ПРИКАЗЫВАЮ ОТСТУПАТЬ!»
М. И. Кутузов
26 слайд
ОСТАВЛЕНИЕ МОСКВЫ
27 слайд
Наполеон в Москве
28 слайд
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий.
Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы.
- Почему?
ГОРЯЩАЯ МОСКВА
29 слайд
РАСТРЕЛЫ МОСКВИЧЕЙ ФРАНЦУЗАМИ
30 слайд
ОТКАЗ РУССКИХ ОТ МИРА
31 слайд
ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ
Березина
Красный
Вязьма
32 слайд
Отступление
французов
33 слайд
ВЫХОД РУССКОЙ АРМИИ НА ГРАНИЦУ.
25 декабря 1812 – Манифест Александра I
об освобождении России от наполеоновских войск.
34 слайд
ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ
1. Отечественный характер войны, который проявлялся:
в стойкости российских солдат и офицеров;
в развертывании партизанского движения;
во всенародном патриотическом подъеме.
2. Высокий уровень русского военного искусства в лице М.И. Кутузова и других военачальников.
3. Значительный экономический потенциал России.
4. Моральное перерождение Великой армии Наполеона.
5. Наполеон не освободил крестьян от крепостничества, как обещал.
6. Англия и Испания отвлекли силы Наполеона.
7. Огромные размеры и климат России.
35 слайд
Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.
36 слайд
В чем главная мысль стихотворения «Бородино»?
Главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев.
В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.
37 слайд
Памятник фельдмаршалу Кутузову
у Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?
38 слайд
Памятник кавалергардам
и конной армии. Арх.Верещагин.
Главный монумент русским войнам. Бородино.
39 слайд
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА в москве
В ЧЕСТЬ ПОБЕДЫ
40 слайд
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ВОЙНЫ
41 слайд
Домашнее задание
Кроссворд.
Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.
42 слайд
В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд…в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.
Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.
Героизм русских солдат
43 слайд
Партизаны Отечественной войны 1812 года.
Денис Давыдов
Надежда Дурова
Герасим Курин
Василиса Кожина
44 слайд
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.
45 слайд
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.
46 слайд
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
47 слайд
Великая армия Наполеона Бонапарта
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
48 слайд
Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.
49 слайд
Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями
(в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств).
50 слайд
Драгун - солдат
или офицер некоторых
кавалерийских частей
(первоначально
предназначенных для действий как в конном, так и в пешем строю) в
армии Российского
государства до 1917 г. и в ряде иностранных
армий XVII-XX вв.
51 слайд
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
52 слайд
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле
53 слайд
Использованные источники
и интернет ресурсы
БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Мефодия 2004 DVD coft.
Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв. М., «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003
Поля ратной славы. М., «Современник» 1987
БОРОДИНО 1812. М., «Мысль» 1987
Военно-исторические миниатюры. 1/72 . АО «ЗВЕЗДА»
Презентация учителя истории Гродековской СОШ Благовещенского района Амурской области Бердника С.В. «Отечественная война 1812 г.»
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://bisvet.ucoz.ru/news/nov…
http://2ramgim1b2011.ucoz.ru/board/meroprijatija/2
http://aforizmyi.ru/raevsky_saltanovka_img38214.html
http://www.museum.ru/1812/memorial/postcard/1812.html
http://telegrafist.org/2012/12/26/32598/
http://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html
http://ria.ru/authors/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/konspekt-integrirovannogo-uroka-literatura-istoriya-5-klass-nedarom-pomnit
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Конспект.docx
Скачать материал "Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Интегрированный урок по литературе и истории посвящен 200-летию Бородинского сражения.
Цель урока: проследить события Отечественной войны 1812 года через факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе.
Представляет собой конспект урока, презентацию, аудиозапись стихотворения «Бородино», интерактивные задания, в том числе интерактивный кроссворд по содержанию стихотворения.
К каждому слайду прилагаются описания - действия учителя и обучающихся
6 663 131 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сивицкая Светлана Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.