Главная / Русский язык и литература / Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.

Документы в архиве:

27.5 КБ Thumbs.db
53.12 КБ Бородино.htm
19.46 МБ Интегрированный урок.ppt
29.32 КБ Конспект.docx
1.2 МБ ПРИЛ. 2.mp3
40.91 КБ Соотнеси строчки стихотворения с историческим событием.htm

Название документа Интегрированный урок.ppt

Промышленный переворот и его последствия Интегрированный урок в 5 классе (лит...
Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 го...
Композиция стихотворения Что представляет собой стихотворение? Что такое диал...
Герои стихотворения Скажи-ка, дядя, ведь не даром… Почему так обращается к ра...
Рассказчик: Кто он? 	Рядовой участник Бородинского боя, бывший воин-артиллери...
Отечественная война 1812 года.
Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числ...
Российский император Александр I (1801-1825) Утвердил план, по которому русск...
12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы...
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, (1745 - 1813) - князь, гене...
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У на...
 А. Шепелюк. 1951г. «Кутузов командует боем»
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз....
И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Мо...
Фильм
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на на...
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный...
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им...
«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право б...
Особенности создания художественной картины исторического события Прием	Приме...
«С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ. ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СО...
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? ...
ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ
ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ 1. Отечественный характер войны, который проявлялся: в ...
Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события...
В чем главная мысль стихотворения «Бородино»? Главная мысль произведения – бе...
Памятник фельдмаршалу Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Какие ...
Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин. Главный монумент русски...
Домашнее задание Кроссворд. Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.
В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участник...
Партизаны Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов Надежда Дурова Герасим...
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий военный головной убо...
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Великая армия Наполеона Бонапарта Басурманы – люди другой веры, иноземцы, зде...
Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.
Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в а...
Драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально пред...
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеива...
Использованные источники и интернет ресурсы БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Ме...
1 из 53

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Промышленный переворот и его последствия Интегрированный урок в 5 классе (литера
Описание слайда:

Промышленный переворот и его последствия Интегрированный урок в 5 классе (литература – история), посвященный 200-летию Бородинской битвы: Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года. Авторы презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Сивицкая С.Б. и учитель истории Субботина Н.И.

№ слайда 2 Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году,
Описание слайда:

Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, было посвящено 25-летию Бородинского сражения. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) В детстве Михаил Юрьевич Лермонтов слышал о Бородинском сражении от своего деда Афанасия Столыпина, который был участником войны 1812 года, артиллеристом- «бородинцем», и восхищался подвигом русских воинов. Еще в юношеских стихах М.Ю. Лермонтов обращался к теме Бородинского сражения, и многие мотивы ранней лирики вошли в окончательный вариант стихотворения «Бородино». Это было первое произведение, которое молодой поэт хотел показать А.С.Пушкину, но в январе 1937 года А.С.Пушкин был смертельно ранен на дуэли.

№ слайда 3 Композиция стихотворения Что представляет собой стихотворение? Что такое диалог?
Описание слайда:

Композиция стихотворения Что представляет собой стихотворение? Что такое диалог? Сколько строф занимает вопрос молодого солдата? А в скольких строфах мы слышим ответ старого солдата? Почти монолог. Почему? (Сражение показано глазами старого солдата, передающего эмоциональное отношение к описываемым событиям, что позволяет ярче выразить основную идею произведения).

№ слайда 4 Герои стихотворения Скажи-ка, дядя, ведь не даром… Почему так обращается к расск
Описание слайда:

Герои стихотворения Скажи-ка, дядя, ведь не даром… Почему так обращается к рассказчику молодой солдат? Сколько лет раньше служили в армии?

№ слайда 5 Рассказчик: Кто он? 	Рядовой участник Бородинского боя, бывший воин-артиллерист,
Описание слайда:

Рассказчик: Кто он? Рядовой участник Бородинского боя, бывший воин-артиллерист, находившийся в центре событий Возраст 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад Внешний облик Седые волосы, усы, шрамы от ранений Манера держаться Спокойно, с достоинством, гордится тем, что участвовал в этом сражении Особенности речи Неспешная (вспоминает о событиях), эмоциональный рассказ о подвиге простых русских солдат Характер Гордость за товарищей, которые принимали участие в знаменитом сражении, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Отечественная война 1812 года.
Описание слайда:

Отечественная война 1812 года.

№ слайда 8 Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числе и
Описание слайда:

Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числе и Россию. Наполеон рассчитывал в пограничном сражении разгромить русскую армию, отторгнуть от России ряд территорий и принудить ее к войне с Англией. ПРИЧИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА: Французский император Наполеон Бонапарт (1804-1815)

№ слайда 9 Российский император Александр I (1801-1825) Утвердил план, по которому русские
Описание слайда:

Российский император Александр I (1801-1825) Утвердил план, по которому русские войска предполагали завлечь наполеоновскую армию в глубь страны, отрезать от линий снабжения, измотать в мелких стычках и разгромить в районе реки Западная Двина.

№ слайда 10 12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
Описание слайда:

12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ

№ слайда 11 Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? н
Описание слайда:

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" Почему так долго отступали русские войска?

№ слайда 12 Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, (1745 - 1813) - князь, генерал
Описание слайда:

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, (1745 - 1813) - князь, генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий русской армии в 1812 г.

№ слайда 13 И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших
Описание слайда:

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15  А. Шепелюк. 1951г. «Кутузов командует боем»
Описание слайда:

А. Шепелюк. 1951г. «Кутузов командует боем»

№ слайда 16 Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но
Описание слайда:

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

№ слайда 17 И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москв
Описание слайда:

И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

№ слайда 18 Фильм
Описание слайда:

Фильм

№ слайда 19 Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш р
Описание слайда:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

№ слайда 20 Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бо
Описание слайда:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...

№ слайда 21 Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им до
Описание слайда:

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы! Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

№ слайда 22 «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть
Описание слайда:

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон.

№ слайда 23 Особенности создания художественной картины исторического события Прием	Пример Э
Описание слайда:

Особенности создания художественной картины исторического события Прием Пример Эпитеты Бой удалый, поле грозной сечи Метафоры И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... Сравнения Французы двинулись, как тучи… Гиперболы Смешались в кучу кони, люди… Аллитерация Звучал булат, картечь визжала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Восклицатель-ные предложения Ну ж был денек! Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!"

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 «С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ. ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СОХРА
Описание слайда:

«С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ. ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СОХРАНИТЬ АРМИЮ, СБЛИЗИТЬСЯ С ТЕМИ ВОЙСКАМИ, КОТОРЫЕ ИДУТ К НЕЙ НА ПОДКРЕПЛЕНИЕ, И САМЫМ УСТУПЛЕНИЕМ МОСКВЫ ПРИГОТОВИТЬ НЕИЗБЕЖНУЮ ГИБЕЛЬ НЕПРИЯТЕЛЮ. ПОЭТОМУ Я НАМЕРЕН, ПРОЙДЯ МОСКВУ, ОТСТУПИТЬ ПО РЯЗАНСКОЙ ДОРОГЕ. ЗНАЮ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАДЕТ НА МЕНЯ, НО ЖЕРТВУЮ СОБОЮ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА. ПРИКАЗЫВАЮ ОТСТУПАТЬ!» М. И. Кутузов

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Вед
Описание слайда:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий. Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы. - Почему?

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31 ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ
Описание слайда:

ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34 ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ 1. Отечественный характер войны, который проявлялся: в сто
Описание слайда:

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ 1. Отечественный характер войны, который проявлялся: в стойкости российских солдат и офицеров; в развертывании партизанского движения; во всенародном патриотическом подъеме. 2. Высокий уровень русского военного искусства в лице М.И. Кутузова и других военачальников. 3. Значительный экономический потенциал России. 4. Моральное перерождение Великой армии Наполеона. 5. Наполеон не освободил крестьян от крепостничества, как обещал. 6. Англия и Испания отвлекли силы Наполеона. 7. Огромные размеры и климат России.

№ слайда 35 Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события От
Описание слайда:

Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.

№ слайда 36 В чем главная мысль стихотворения «Бородино»? Главная мысль произведения – безме
Описание слайда:

В чем главная мысль стихотворения «Бородино»? Главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев. В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.

№ слайда 37 Памятник фельдмаршалу Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Какие пам
Описание слайда:

Памятник фельдмаршалу Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

№ слайда 38 Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин. Главный монумент русским в
Описание слайда:

Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин. Главный монумент русским войнам. Бородино.

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40
Описание слайда:

№ слайда 41 Домашнее задание Кроссворд. Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.
Описание слайда:

Домашнее задание Кроссворд. Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.

№ слайда 42 В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника с
Описание слайда:

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд…в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага. Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

№ слайда 43 Партизаны Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов Надежда Дурова Герасим Ку
Описание слайда:

Партизаны Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов Надежда Дурова Герасим Курин Василиса Кожина

№ слайда 44 Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Описание слайда:

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.

№ слайда 45 Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий военный головной убор и
Описание слайда:

Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.

№ слайда 46 Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Описание слайда:

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

№ слайда 47 Великая армия Наполеона Бонапарта Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь:
Описание слайда:

Великая армия Наполеона Бонапарта Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

№ слайда 48 Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.
Описание слайда:

Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.

№ слайда 49 Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в арми
Описание слайда:

Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств).

№ слайда 50 Драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназ
Описание слайда:

Драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для действий как в конном, так и в пешем строю) в армии Российского государства до 1917 г. и в ряде иностранных армий XVII-XX вв.

№ слайда 51 Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
Описание слайда:

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

№ слайда 52 Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающи
Описание слайда:

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

№ слайда 53 Использованные источники и интернет ресурсы БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Мефод
Описание слайда:

Использованные источники и интернет ресурсы БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Мефодия 2004 DVD coft. Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв. М., «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003 Поля ратной славы. М., «Современник» 1987 БОРОДИНО 1812. М., «Мысль» 1987 Военно-исторические миниатюры. 1/72 . АО «ЗВЕЗДА» Презентация учителя истории Гродековской СОШ Благовещенского района Амурской области Бердника С.В. «Отечественная война 1812 г.» http://ru.wikipedia.org/wiki http://bisvet.ucoz.ru/news/nov… http://2ramgim1b2011.ucoz.ru/board/meroprijatija/2 http://aforizmyi.ru/raevsky_saltanovka_img38214.html http://www.museum.ru/1812/memorial/postcard/1812.html http://telegrafist.org/2012/12/26/32598/ http://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html http://ria.ru/authors/ http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/konspekt-integrirovannogo-uroka-literatura-istoriya-5-klass-nedarom-pomnit

Название документа Конспект.docx

Интегрированный урок (литература, история) в 5 классе:

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство

художественного изображения Отечественной войны 1812 года”.


Цель урока: проследить события Отечественной войны 1812 года через факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе

Задачи урока:

Литературные:

Исторические:

1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;

2) развивающие: знакомство с литературным произведением, отображающим историческое событие; сопоставление исторических фактов с лирическим произведением, развитие умения анализировать художественный текст с точки зрения средств выразительности, использованных поэтом; развитие творческого мышления; совершенствование навыков выразительного чтения

3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.

1) обучающие: сформировать представление об Отечественной войне 1812 г.; выделить ее причины, особенности, результаты и значение.

2) развивающие: развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать представленную информацию;

3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.


Тип урока: интегрированный (изучение нового материала).

Вид урока: урок-исследования (урок- презентация).

Методы:

  • рассказ;

  • эвристическая беседа;

  • тестирование

Новые термины, даты и имена: Отечественная война 1812 года, Бородино, Фили, М.И. Кутузов, Александр I, Наполеон, кивер, редут, картечь, драгуны, уланы, лафет, бивак.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, аудиозапись стихотворения, учебный видеофильм “Бородинское сражение”.

План урока:

  1. Вторжение Наполеона в Россию.

  2. Бородинское сражение

  3. Изгнание Наполеона из России.

  4. Причины победы России над Наполеоном и память о войне 1812 года.

Ход урока:


слайдов

Действия учителей

Действия учеников

1 слайд

Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока.

Формулирование цели и задач.*

Запись темы в тетрадях

2 слайд

М.Ю. Лермонтов.

Личное отношение к войне 1812 г. и Бородинскому сражению.

Включение аудиозаписи стихотворения “Бородино”.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

3 слайд

Определение композиции стихотворения.

Ответы на вопросы.


4 слайд

Выявление героев стихотворения

Ответы на вопросы.

5 слайд

Построение образа рассказчика

Анализ стихотворения, поиск информации в тексте по заданным вопросам.

6 слайд

Работа с иллюстрацией рассказчика

Выявление дополнительных характеристик к образу рассказчика.

7 слайд

Отечественная война 1812 г.**

Запись даты в тетрадях

8 слайд

Причины Отечественной войны 1812 г. Планы Наполеоны.

Запись причин войны 1812 г.

9 слайд

Планы российского императора Александра I.

Сравнение французского и российского планов войны.

10 слайд

Вторжение Наполеона в Россию. Работа с картой.

Запись даты в тетрадях.

11 слайд

Причины отступления русской армии в начале войны.

Найти слова в тексте стихотворения, характеризующие отношение русских солдат к отступлению.

12 слайд

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией.

Запись в тетрадях имени и дат, связанных с жизнью М.И. Кутузова.

13 слайд

(гиперссылки на 44 ,48,52 слайды)

Подготовка к генеральному сражению. Шевардинский бой. Работа со схемой битвы.

Раскрытие значение Шевардинского боя.

Найти слова в тексте стихотворения, характеризующие подготовку русской армии к сражению.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

14 слайд

Работа с картиной “Наполеон перед Бородинским сражением”

Обсудить тревожное состояние Наполеона перед битвой.

15 слайд

Работа с картиной “Кутузов командует боем”

Сравнить состояние Наполеона и Кутузова накануне сражения.

16 слайд (гиперссылки на 45,46 слайды)

Работа с картиной “Солдаты на привале”

Работа с текстом стихотворения: “Как солдаты готовились к сражению?”

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

17 слайд (гиперссылка на 51 слайд)

Анализ текста - воспитание патриотических чувств.

Работа с текстом стихотворения.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

18 слайд

Показ фильма о Бородинском сражении

Запись в тетрадях даты Бородинского сражения.

19 слайд

(гиперссылки на 49,50 слайды)

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с текстом стихотворения: ”Как автор описывает сражение?”.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

20 слайд

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с текстом стихотворения: ”Какие приемы использует автор, чтобы показать масштабность и трагичность описываемого сражения?”.

21 слайд

(гиперссылка на 47 слайд)

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

22 слайд

Выявление итогов и значения Бородинского сражения.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Как Наполеон оценил Бородинское сражение? (объяснить смысл слов Наполеона, приведенных на слайде).

23 слайд

Выяснение особенностей создания художественной картины исторического события

Работа с текстом стихотворения: “Приведите примеры из текста художественных приемов”.

24-25 слайды

Военный совет в Филях. Решение оставить Москву Наполеону.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Как вы понимаете слова Кутузова: “С потерей Москвы не потеряна еще Россия…”?

26 слайд

Оставление Москвы

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Кто вместе с армией покидал Москву?

27 слайд

Наполеон в Москве

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • На что надеялся Наполеон, входя в Москву?

28 слайд

Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы. Почему?

29-30 слайды

Пожары в Москве. Расстрелы москвичей французами. Напрасное ожидание Наполеоном мира от Александра I.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Почему Александр I не отвечал Наполеону на его неоднократные просьбы о мире?

31-32 слайды

Изгнание Наполеона из России.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Почему Наполеон потерпел поражение в России?

33 слайд

Выход русской армии на границу России.

Запись даты окончания Отечественной войны в тетрадях.

34 слайд

(гиперссылки на 32, 42, 43 слайды)

Причины победы России в войне 1812 года.






Показ фильма о М.И. Кутузове.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

  • Каковы причины стойкости и мужества российских солдат и офицеров?

  • Каких героев-партизан войны 1812 года вы знаете?

  • В чем проявилось полководческое искусство М.И. Кутузова?

  • Чем объяснить моральное перерождение Великой армии Наполеона?

35 слайд (гиперссылка в заглавии слайда)

  • Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.

Работа с интерактивной доской с последующей проверкой

36 слайд

Выявление главной мысли стихотворения.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • В чем главная мысль стихотворения “Бородино”?

37-40 слайды

  • Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

Назвать памятники, посвященные войне 1812 года.

41 слайд (гиперссылка на кроссворд)

  • Домашнее задание. Интерактивный кроссворд,

сообщение о героях Отечественной войны 1812 года

Запись домашнего задания в дневники.

* литературный блок напечатан обычным шрифтом

** исторический блок напечатан курсивом




4


Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок по литературе и истории  посвящен 200-летию Бородинского сражения.

Цель урока: проследить события  Отечественной войны 1812 года через   факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе.

Представляет собой конспект урока, презентацию, аудиозапись стихотворения «Бородино», интерактивные задания, в том числе интерактивный кроссворд по содержанию стихотворения.

К каждому слайду прилагаются описания - действия учителя и обучающихся

 

Автор Сивицкая Светлана Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1004
Номер материала 28035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓