Главная / Русский язык и литература / Стихи Б.Окуджавы с точки зрения возможности их использования на уроках русского языка и литературы

Стихи Б.Окуджавы с точки зрения возможности их использования на уроках русского языка и литературы

Каримова Л.Т. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5.



Стихи Б.Окуджавы с точки зрения возможности их использования на уроках русского языка и литературы.

Творчество замечательного советского и российского поэта Б.Окуджавы может быть использовано на уроках русского языка и литературы. Возможно как цитирование отдельных строк в качестве примеров при изучении той или иной темы, так и прочтение стихотворений целиком и определенная работа над ними. Первое уместно на уроках русского языка, второе – украсит, дополнит урок литературы.

Изучая творчество поэтов, мы всегда в той или иной мере касаемся многогранной темы, которую традиционно называем темой «поэта и поэзии». После анализа стихотворений этой тематической направленности можно прочитать стихи Б.Окуджавы «Вот комната эта – храни ее Бог!», «Отчего ты печален, художник…», «Музыкант», «Работа» и другие.

Муки творческого процесса, постоянная неудовлетворенность тем, что выходит из-под пера, присущи, наверное, каждому поэту:

Уж целый лист почти совсем готов,

и вдруг как будто прозреваю:

как нищ и беден мой улов,

не те цветы ищу я и срываю.

И жар ловлю не от того огня,

и лгу по мелочам природе.



И вновь:

Я. Злость. И трепет у виска.

И пот…


Приведенные выше строчки из стихотворения «Работа» можно сопоставить со словами В.Маяковского:

Поэзия – та же добыча радия.

В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

В сущности, два совершенно разных поэта совершенно по-разному говорят об одном и том же: чтобы написать хорошее стихотворение – нужно очень много работать.

Выбор слов, идеи, процесс «складывания» стихов один автор представляет так: «…цветы ищу я и срываю», другой называет «добычей радия». Можно, например, задать ученикам вопрос: «Как характеризуют эти строчки своих создателей?». Думаю, что им не составит труда увидеть насколько отличаются эти два человека и поэта.

Говоря об отношении представителей власти к талантливым людям вообще и поэтам в частности (например, при изучении биографии А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, А.Солженицына, романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита») будет уместно сопроводить рассказ стихами Б.Окуджавы «Поэтов травили, ловили…», «Век двадцатый явился спасателем…».

Поэтическое слово в данном случае будет способствовать более глубокому восприятию учениками трагического жизненного пути выдающихся людей.


Поэтов травили, ловили

на слове, им сети плели;

куражась, корнали им крылья,

бывало, и к стенке вели.


Наверное, от сотворенья,

от самой седой старины

они как козлы отпущенья

в скрижалях земных учтены.


В почете, и все ж на учете,

и признанны, но до поры...

Вот вы рядом с ними живете,

а были вы с ними добры?


В трагическом их государстве

случалось и празднествам быть,

и все же бунтарство с мытарством

попробуй от них отделить.


Им разные тракты клубили,

но все ж в переделке любой

глядели они голубыми

за свой горизонт голубой.


И слова рожденного сладость

была им превыше, чем злость.

А празднества - это лишь слабость

минутная. Так повелось.


Я вовсе их не прославляю.

Я радуюсь, что они есть.

О, как им смешны, представляю,

посмертные тосты в их честь.



Особо хочется обратить внимание на стихотворение «Век двадцатый явился спасателем…». Его просто нельзя не прочесть при изучении романа «Мастер и Маргарита». Настолько оно «булгаковское» по духу. Так же непременно следует прочитать стихотворение «Собачка» при знакомстве с рассказом «Собачье сердце».

Мой сын подобрал собачку у хлебной лавки.

Она тряслась на снегу, поджимая лапки.

Он ходил за хлебом, а вернулся с собачкой.

Мы не сочли его находкой удачной.


Но вот она отоспалась у нас, и отъелась,

и черную спинку выгнула, и залоснилась,

и сразу ей очень многого захотелось

из недоступного раньше, что только снилось.


Ей захотелось нежиться в моей постели,

свежие кучки раскладывать по глади паркета,

что она и проделывала на деле

до самого вечера, начиная с рассвета.

У нас был пудель, старый и деликатный, 
интеллигентный, чуждый этих пристрастий
 
и победитель конкурсов неоднократный,
 
четко означенный в нашем семейном пространстве.

Он пребывал всегда от нее в отдаленье,  
видно, желания сблизиться с ней не имея, 
 
и эти кучки разглядывал с удивленьем, 
 
не возмущаясь, конечно, а сожалея.

Пудель благоговел перед выданной пищей —  
эта же, по природе своей по низшей, 
 
мгновенно разделавшись с доброй порцией корма, 
 
причитала, что ей недодана законная норма.

Вспомни, собачка, кем ты была и кем стала.  
Да неужели, собачка, этого мало?

Ее обучать чему-нибудь было напрасно,  
выгнать в стужу заново — неблагородно, 
 
зато общение с ней становилось опасно, 
 
даже невыносимо (как вам будет угодно).

Она с женой разговаривала подбоченясь, 
в мою тарелку заглядывала за обедом,
 
и слышно было, как лязгает ее челюсть,
 
когда мы за стол сходились...
 

Ну, чем не Шариков.

Философские мотивы звучат в «Грузинской песне» в стихотворениях «Красотки томный взор», «Не сольются никогда зимы долгие и лета…» и других.

Можно попросить старшеклассников поразмышлять над этими стихами, задав, например, довольно простой вопрос: «О чем эти стихи?».

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать пользу подобной мыслительной деятельности на уроках литературы. Тем более, что в последние годы мы имеем таких учеников (и их с каждым годом становится больше), которые не в состоянии понять не только поэтический, но и прозаический текст, не могут даже пересказать прочитанное. Есть целые «неговорящие» классы.

Начинать учить вдумчивому чтению необходимо как можно раньше и в классах разного уровня. Это не может не дать свои плоды.

Собирая материал для данного выступления, я предложила пятиклассникам (правда, ускоренному классу) подумать над стихотворением Окуджавы «Бумажный солдатик».

Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
но он игрушкой детской был:
ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел:
ведь был солдат бумажный.

Он был бы рад - в огонь и в дым,
за вас погибнуть дважды,
но потешались вы над ним:
ведь был солдат бумажный.

Не доверяли вы ему
своих секретов важных,
а почему?
А потому,
что был солдат бумажный.

А он судьбу свою кляня
не тихой жизни жаждал.
И все просил: «Огня! Огня!» -
забыв, что он бумажный.

В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?
И он шагнул однажды,
и там сгорел он ни за грош:
ведь был солдат бумажный.



Приведу дословные высказывания учеников (с моей точки зрения, наиболее удачные).

Есть много людей, которые стремятся помочь другим. Но есть злые, безжалостные. Эти злые люди управляют другими и не позволяют им изменить мир.

Голубина Ксения.

Это стихотворение о бумажном солдатике. У него были мечты, которые он хотел воплотить в жизнь. Но прежде чем мечтать, он должен был задуматься: а по силам ли это ему. Может ли он сделать то, о чем мечтает. Понятно же, что ему было не по силам переделать мир, ведь он бумажный.

Маслов Миша.

Я считаю, что солдат – хвастун. Хвастаться не очень хорошо. Если бы он не воображал из себя героя, он бы не сгорел.

Григорьева Настя.

Есть много на планете красивых молодых людей. Но не все они отважные и не все могут совершить подвиг, а бумажный солдат был способен на подвиг ради других.

Егорова Аня.

Это стихотворение о маленьком бумажном солдатике, который хотел, чтобы все люди на свете были счастливыми. Для этого нужно было переделать мир. Осуществить свое желание солдатик не мог, потому что он был бумажный. Он был игрушка. А игрушка не может сделать что-то сам. Игрушкой всегда кто-то играет.

Усманова Диана.

Это стихотворение о том, что если не верить человеку, не поддерживать его, да еще и смеяться над ним, то можно его погубить.

Загидуллина Алия.

Можно быть физически слабым, но способным на великие дела. Но человек один ничего не может. Ему нужна поддержка.

Саитгалин Данил.

Это стихотворение о том, что не нужно смотреть на внешность человека, ведь мы не знаем, какой он в душе. И слабый с виду человек может быть храбрым.

Зайдуллина Диана.

В стихотворении говорится о бумажном солдатике, который хотел один изменить мир. Мы часто забываем пословицу: «Один в поле не воин».

Бодягина Ольга.

Объясняя ученикам темы, связанные со средствами речевой выразительности, можно найти прекрасные иллюстрации, обратившись к творчеству Булата Окуджавы. Много в его стихах оригинальных (авторских) сравнений, эпитетов, метафор… Я бы сказала, что тропы у поэта суховатые (и в этом вся их прелесть и особенность), они не броские, а образно говоря, «черно-белые», глубокие, заставляющие думать, искать спрятанную мысль между строк.

Ночной комар, как офицер гусарский, тонок.

Потоньше, потоньше колите на кухне дрова,

Такие же тонкие, словно признаний слова!


У отворенных у ворот лесных, откуда пахнет сыростью,

Где звуки стекают по стволам, стоит лесник.


А лесу платья старые тесны.


Очень важное слово готово пролиться –

Как пушинка дрожит на печальной губе.


Вот и январь накатил – налетел, бешеный, как электричка.


Глоток свободы я долго и счастливо пью.



Восславив тяготы любви и свои слабости,

Слетались девочки в тот двор, как пчелы в августе.



В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.


Призадуматься и присмотреться,

поразмыслить, покуда живой,

что там кроется в сумерках сердца,

в самой черной его кладовой.


Названия стихотворений: «Март великодушный», «Мой город засыпает…», «Плыл троллейбус по улице…», «Внезапно сник мороз…», «Лечу над картою судьбы…», «Тьмою здесь все занавешено…».

В качестве примера использования олицетворения можно обратиться к стихотворению «Песенка о моей душе». Оно построено на этом приеме. Автор называет душу «человечком», который живет «сам по себе». Читая стихотворение, мы даже представляем себе этого несчастного, маленького человека, не встречающего понимание со стороны того, кто, по сути, должен быть ему ближе всех.

При чтении стихов Окуджавы невольно подмечаешь большое количество деепричастных оборотов, распространенных обращений, однородных членов предложения, односоставных предложений.

Предлагаю вниманию своих коллег строчки, которые можно использовать на уроках русского языка в качестве примеров при изучении тех или иных тем:


Иллюстрации к теме «Обращение».


Счастлив будь, сурок в норе!

Будь спокойна, птица в небе!


Прощай, прощай, лесов могучих позолота.


Спи, мой брат беловолосый,

стройный, добрый, молодой.


Ребята, навострите руки,

вам это дело по плечу.


Звени, звени, бронза…

Падайте, снежинки, на плечи ему. (о памятнике Пушкину)


Ты прощай, моя зарплата последняя.


Играйте, оркестры! Звучите, и песни, и смех!


Шарманка – шарлатанка, как сладко ты поешь! –

Шарманка – шарлатанка, куда меня зовешь?


Моя гитара, мой спутник верный,

давай хоть дождь смахнем со щек.


Прощай, Москва, душа твоя

всегда, всегда пребудет с нами. (Песенка о московских ополченцах)


Вперед, судьба моя!


Поздравьте меня, дорогая:

Я рад, что остался в живых.


Примеры односоставных предложений:


Когда кругом темно, светлей твое окно…


И в суете тебя сняли с креста,

и воскресенья не будет. (о елке)


Поэтов травили, ловили

на слове, им сети плели;

куражась, корнали им крылья,

бывало, и к стенке вели.


Вот музыка та, под которую мне хочется плакать и петь.


Чувствую: пора прощаться.


Но, знаешь, хоть Бога, к себе призови,

все равно ничего не понять в любви.


На новый лад судьбу не перешить.



Стихотворение «Батальное полотно» начинается рядом односоставных назывных предложений:

Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье.


Представляет интерес стихотворение «Осудите сначала себя самого…». Во-первых, оно поучительное. Во-вторых, здесь несколько односоставных определенно-личных предложений. В последней строчке появляется подлежащее «вы». Оно могло бы быть во всех предложениях, но появляется только в последнем. Думается, что это не случайно. Можно предложить ученикам порассуждать над этой особенностью стихотворения.


Осудите сначала себя самого,

научитесь искусству такому,

а уж после судите врага своего

и соседа по шару земному.


Научитесь сначала себе самому

не прощать ни единой промашки,

а уж после кричите врагу своему,

что он враг и грехи его тяжки.


Не в другом, а в себе побеждайте врага,

а когда преуспеете в этом,

не придется уж больше валять дурака –

вот и станете вы человеком.



Читаю мемуары разных лиц,

сопоставляю прошлого картины…


Обожаю настольные лампы,

угловатые, прошлых времен.


Врагу от него не укрыться:

нет места двоим на земле. (о гусаре)



Примеры различных видов сказуемых.


Оставьте меня с той музыкой,

мы будем беседовать с ней.


Вот музыка та, под которую мне хочется плакать и петь.


Святая наука – расслышать друг друга…


Век двадцатый явился спасателем,

потому и гордимся мы им.

Было трудно в России писателям,

Достоевским и разным Толстым.


Все глуше музыка души,

все звонче музыка атаки.


Среди стерни и незабудок

не нами выбрана стезя,

и родина есть предрассудок,

который победить нельзя.


Молва за гробом чище серебра

и вслед звучит музыкою прекрасной.


Наша жизнь – ромашка в поле,

пока ветер не сорвет.


Нужны ли гусару сомненья,

их горький и въедливый дым…


Нет твоей дороге конца.


Последняя крепость разрушена.

Дописана повесть. Поставлена точка.


Таким образом, мы видим, что творчество Булата Шалвовича Окуджавы может служить хорошим подспорьем в работе учителей – словесников.
















10


Стихи Б.Окуджавы с точки зрения возможности их использования на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

     Творчество замечательного советского и российского поэта Б.Окуджавы может быть использовано на уроках русского языка и литературы. Возможно как цитирование отдельных строк в качестве примеров при изучении той или иной темы, так и прочтение стихотворений целиком  и определенная работа над ними. Первое уместно на уроках русского языка, второе – украсит, дополнит урок литературы.

     Подобная работа может быть проведена с произведениями других поэтов и писателей. Критери выбора как писателя, так и его произведений у каждого свой. Не исключено, что ученики заинтересуются творчеством того или иного автора именно благодаря строчкам, которые вы будете использовать на своих уроках.

Автор Каримова Лира Тельмановна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 12629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓