Актуальность: Стремительное развитие высоких технологий, расширение
информационного пространства средствами Интернета изменили наши взгляды на
педагогический труд. Так что же это – безумие или мудрость? ИКТ-компетентность
учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС является необходимостью. Но как
использовать ИКТ так, чтобы плюсы применения компьютерных технологий не
превращались в минусы?
Цель: выявить эффективность использования ИКТ в образовательном
процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить теоретический
материал об ИКТ- технологиях в образовательном процессе;
- выявить "плюсы" и "минусы" использования
ИКТ и Интернет-ресурсов с точки зрения учителей, обучающихся и их родителей.
Методы исследования: чтение литературы, анкетирование учителей, обучающихся,
родителей; изучение Интернет - форумов по данной теме, изучение динамики
состояния здоровья обучающихся.
На диаграмме показана ИКТ – компетентность учителей и
обучающихся нашей школы.
Может сложиться впечатление, что использование
средств информатизации образования всегда оправданно во всех областях
образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так.
Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов.
В ходе подготовки мною было проведено анкетирование среди
учителей, обучающихся и их родителей.
Результаты представлены в диаграмме.
Несомненно,
что урок с использованием ИКТ - это наглядно, информативно. Экономит время
учителя, ученику же позволяет работать в своем темпе и т. д. Вместе с тем,
уроки с использованием компьютера должны проводиться наряду с обычными
занятиями, велик риск и соблазн для учителя свести обучение только к наглядно
- иллюстративному методу.
В таблицах представлены «плюсы» и
«минусы» ИКТ с точки зрения всех участников образовательного процесса.
Положительные
аспекты, связанные с применением ИКТ в образовании.
|
Учи
теля
|
Обу
чаю
щиеся
|
Родители
|
Повышение интереса за счет высокого уровня наглядности, музыкального
сопровождения, комфортности и т. д.
|
100%
|
100%
|
100%
|
Повышения эффективности обучения за счет повышения уровня
индивидуализации, интенсификации, дифференцирования, организации контроля.
|
90%
|
50%
|
30%
|
Доступность информации (использование Интернет –ресурсов).
|
100%
|
96%
|
80%
|
Компактное хранение информации (хранение информации на
электронных носителях, электронные учебники)
|
100%
|
28%
|
-
|
Повышение доступности обучения (дистанционное обучение, курсы
повышения квалификации, конкурсы, олимпиады)
|
100%
|
5%
|
-
|
Реализация принципа открытости (школьный сайт, участие в проекте
«Дневник. ру»)
|
90%
|
50%
|
45%
|
|
Отрицательные
аспекты, связанные с применением ИКТ в образовании.
|
Учителя
|
Обуча
ющи
еся
|
Родители
|
Колоссальный объем, недостоверность информации в Интернете.
Интернет вытесняет книгоиздательскую продукцию (дети не читают книг).
|
100%
|
32%
|
30%
|
Развитие «кнопочного мышления», ведущего к потере
индивидуальности, ухудшению мелкой моторики рук.
|
45%
|
3%
|
-
|
Свертывание социальных контактов, дефицит «живого» общения и как
следствие плохо развитая речь и коммуникативные навыки.
|
95%
|
65%
|
70%
|
Утрачивание грамотности, вычислительных навыков.
|
65%
|
13%
|
24%
|
Неумелое использование ИКТ оказывает негативное влияние на
здоровье.
|
100%
|
85%
|
90%
|
Использование
Интернет – Динамика изменения состояния
ресурсов.
здоровья обучающихся за
период с 2006-2013 г.
Вывод: Необходимо помнить, что
высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса.
Они - лишь ещё один инструмент в наших руках. Инструмент удобный. Главным
героем образовательного процесса был и остается ребёнок, и здесь вполне уместно
сказать, что он будет только рад новым формам сотрудничества с учителем. Главное - добиться, чтобы учащиеся поняли две вещи: пополнять
знания им придется в течение всей жизни, а применение ИКТ даёт для этого
новые замечательные возможности.
Литература: Григорьев С. Г., Гриншкун В. В Информатизация образования, Диканская Н.Н.
Информационные и коммуникативные технологии в образовании ,
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.